Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Тамарова Ю.П, судей Матяева Д.Н, Середы Л.И, при секретаре Солдатовой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании 1 июля 2021г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело N 2а-2-38/2021 по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия на решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2021г.
Заслушав доклад судьи Середы Л.И, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Мордовия, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Синякину С.А. о взыскании задолженности по ЕНВД, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, указав в обоснование, что Синякин С.А. являлся индивидуальным предпринимателем в период с 9 апреля 2015 г. по 2 ноября 2020 г. и плательщиком страховых взносов, ЕНВД, которые в установленные законом сроки не уплачены. Налоговым органом Синякину С.А. направлены требования об уплате страховых взносов, налога и пени, которые исполнены не были. Шестимесячный срок взыскания обязательных платежей истек до даты утраты Синякиным С.А. статуса индивидуального предпринимателя. Возможности для обращения в суд ранее даты утраты статуса индивидуального предпринимателя Синякина С.А. у налогового органа не было.
По данным основаниям Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Мордовия просила восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска и взыскать с Синякина С.А. недоимку по ЕНВД в размере 33 525, 67 рублей, пени в размере 8141, 48 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г.): пени в размере 604, 29 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.: пени в размере 136, 61 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: пени в размере 120, 91 рублей, а всего на общую сумму 42 528, 96 рублей.
Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2021г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Мордовия, в лице начальника Привалова С.А, просит решение суда отменить, указывает, что срок на подачу административного иска пропущен по уважительной причине, поскольку до момента утраты административным ответчиком статуса индивидуального предпринимателя у налогового органа отсутствовали правовые основания для обращения в суд с настоящим иском.
В заседании судебной коллегии 15 июня 2021 г. представитель административного истца Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Мордовия Чекашкина Н.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В заседание судебной коллегии 1 июля 2021 г. представитель административного истца Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Мордовия, административный ответчик Синякин С.А. не явились.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, Синякин С.А. являлся индивидуальным предпринимателем в период с 9 апреля 2015 г. по 2 ноября 2020 г.
В установленный налоговым законодательством срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате ЕНВД, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование.
Налоговым органом в адрес Синякина С.А. направлено требование "N" от 6 мая 2016 г. об уплате задолженности по ЕНВД за первый квартал 2016 г. в размере 21 555 рублей, пени со сроком исполнения до 27 мая 2016 г.
В связи с неисполнением в срок указанного требования 2 июня 2016 г. налоговым органом принято постановление "N" о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика, на основании которого постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Инсарскому и Кадошкинскому районам УФССП России по Республике Мордовия от 8 июня 2016 г. в отношении Синякина С.А. возбуждено исполнительное производство "N", оконченное 28 марта 2019 г. в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
30 октября 2017 г. Синякину С.А. направлено требование "N" об уплате задолженности по ЕНВД за третий квартал 2017 г. в размере 23 710 рублей, пени со сроком исполнения до 20 ноября 2017 г.
В связи с неисполнением в срок указанного требования 30 ноября 2017г. налоговым органом принято постановление "N" о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика, на основании которого постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Инсарскому и Кадошкинскому районам УФССП России по Республике Мордовия от 7 декабря 2017 г. в отношении Синякина С.А. возбуждено исполнительное производство "N", оконченное 28 марта 2019 г. в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
16 июля 2018 г. Синякину С.А. направлено требование "N" об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 1742, 01 рублей, пени со сроком исполнения до 3 августа 2018 г.
Задолженность по указанному требованию взыскана постановлением налогового органа "N" от 20 августа 2018 г, на основании которого постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Инсарскому и Кадошкинскому районам УФССП России по Республике Мордовия от 4 сентября 2018 г. в отношении Синякина С.А. возбуждено исполнительное производство "N", оконченное 30 ноября 2018 г. в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
12 октября 2018 г. Синякину С.А. направлено требование "N" об уплате пени по ЕНВД, страховым взносам со сроком исполнения до 1 ноября 2018 г.
Задолженность по указанному требованию взыскана постановлением налогового органа "N" от 19 ноября 2018 г, на основании которого постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Инсарскому и Кадошкинскому районам УФССП России по Республике Мордовия от 23 ноября 2018 г. в отношении Синякина С.А. возбуждено исполнительное производство "N", оконченное 17 декабря 2019 г. в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске налоговым органом срока обращения в суд и об отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции об отказе в административном иске по существу верным. Однако полагает необходимым указать следующее.В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности была урегулирована главой 26.3 НК Российской Федерации, утратившей силу с 1 января 2021г.
Согласно пункту 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
В силу пунктов 1, 2 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Статьей 419 НК Российской Федерации определено, что индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 432 НК Российской Федерации предусмотрено, что суммы страховых взносов в фиксированном размере за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя предусмотрено статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 6 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника (часть 5 стать 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд в порядке, предусмотренном статьей 48 НК Российской Федерации, предусматривающей взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Фактически административный истец просит взыскать задолженность по ЕНВД, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которая уже была взыскана с Синякина С.А. постановлениями налогового органа в период осуществления административным ответчиком предпринимательской деятельности.
Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в пункте 18 Постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в силу положений статьи 47 НК РФ и статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов (органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Материалами административного дела подтверждается, что задолженность по ЕНВД, страховым взносам была взыскана с административного ответчика на основании постановлений налогового органа, направленных в службу судебных приставов для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Основания, по которым исполнительное производство может быть прекращено, регламентированы статьей 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По настоящему делу таких оснований не установлено. Сведения о том, что исполнительные производства, возбужденные на основании постановлений налогового органа, в отношении Синякина С.А. были прекращены, материалы дела не содержат.
При этом судебная коллегия отмечает, что утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не является основанием для прекращения исполнительного производства по требованию о взыскании задолженности, образовавшейся в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Таким образом, налоговым органом была реализована предусмотренная статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного внесудебного взыскания налога, страховых взносов с административного ответчика. Право инспекции на взыскание налогов было реализовано ею во внесудебном порядке.
Доводы административного истца о возможности взыскания налога, страховых взносов путем повторного обращения в суд, при наличии решений налогового органа о внесудебном взыскании налога, сбора, страховых взносов, штрафов и пени в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает ошибочными.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи Д.Н. Матяев
Л.И. Середа
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 июля 2021г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.