Судья Московского областного суда Тюшляева Н.В., рассмотрев 22 марта 2021 года частную жалобу Ждановой Татьяны Анатольевны на определение судьи Раменского городского суда Московской области от 18 января 2021 г. о возврате искового заявления Ждановой Т. А. к Министерству финансов РФ, У с т а н о в и л а:
Жданова Т.А. обратилась в Раменский городской суд "данные изъяты" с иском к Министерству финансов РФ о взыскании материального ущерба, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя Раменского РОСП УФССП по МО, указав в качестве соответчика начальника отдела- старшего судебного пристава -исполнителя Раменского РОСП УФССП по МО.
Определением судьи Раменского городского суда Московской области от 18 января 2021 г. исковое заявление Ждановой Т.А. возвращено. Истцу разъяснено, что с данными требованиями ей следует обратиться в районный суд по месту нахождения ответчика Минфина России (ФССП России) либо по месту нахождения территориального органа ФССП России в лице ГУ ФССП по Московской области.
Не согласившись с указанным определением. Жданова Т.А. подала частную жалобу на определение, в которой просила отменить определение суда полностью и разрешить вопрос по существу.
Проверив исковой материал, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены правильного по существу определения судьи.
Как следует из обжалуемого определения, возвращая исковое заявление, судья руководствовался положениями ст. ст. 28, 29, п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, разъяснениями, приведенными в пункте 14, в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", разъяснениями, содержащимися в п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1316, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2020 г, и с учетом того, что Раменский РОСП не является территориальным органом ФССП России и юридическим лицом, а также филиалом либо представительством ГУ ФССП России по Московской области, пришел к выводу, что исковое заявление может быть подано по месту нахождения территориального органа, наделенного правами юридического лица - УФССП России по Московской области, либо по месту нахождения ответчика Минфин России, которые не находятся на территории, относящейся к юрисдикции Раменского городского суда Московской области.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 БК РФ). Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1070 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает Минфин России, поскольку эта обязанность ГК РФ, БК РФ или иными законами не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ). При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1070 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 указанного Постановления, если орган государственной власти, уполномоченный на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ отвечать в судах от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, имеет территориальные органы с правами юридического лица и вред причинен гражданину или юридическому лицу действиями (бездействием) должностных лиц такого территориального органа, то иск к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств о возмещении вреда подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения его территориального органа, действиями должностных лиц которого причинен вред (статья 28 ГПК РФ, статья 35 АПК РФ), если иное не предусмотрено законодательством.
При этом в любом случае выступать от имени Российской Федерации в суде будет федеральный орган государственной власти. Судам следует привлекать к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и выступающего на стороне ответчика, территориальный орган, действиями должностных лиц которого причинен вред истцу (статья 43 ГПК РФ, статья 51 АПК РФ).
Рассмотрение иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1070 ГК РФ, также возможно по месту нахождения территориального органа Федерального казначейства, если он наделен полномочиями представлять в суде интересы Минфина России.
В соответствии с п.п. 8 п. 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1316, Федеральная служба судебных приставов осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата и территориальных органов, а также не реализацию возложенных на нее функций.
Пунктом 2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 64, предусмотрено, что территориальным органом ФССП России является Главное управление (Управление) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации, в данном случае это ГУ ФССП России по Московской области.
При таком положении дела, суд апелляционной инстанции полагает правильным вывод судьи о том, что данный иск подлежит рассмотрению судом по месту нахождения территориального органа, наделенного правами юридического лица -УФССП России по Московской области либо по месту нахождения ответчика Минфин России (ФССП России), и неподсуден данному суду.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.
Суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое определение законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены, в том числе, по доводам частной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 334 ГПК РФ, судья
определила:
Определение судьи Раменского городского суда Московской области от 18 января 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу Ждановой Т. А. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.