Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Готовкиной Т.С, судей - Любобратцевой Н.И, Синани А.М.
при секретаре - Калиниченко В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Крымовской Галины Алексеевны к Центру дошкольного образования Черноморского флота, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" о признании незаконным приказа и признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору, по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года, УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2019 года Крымовская Г.А. обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны РФ, в котором просила суд признать незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21.06.2019 года N, признать недействительным дополнительное соглашение от 25.06.2019 года N к трудовому договору от 29.04.2014 года N.
Исковые требования мотивированны тем, что в соответствии с приказом от 01 августа 1983 года N она принята на должность воспитателя в детский сад N 16, расположенный по адресу: г. Феодосия, Симферопольское шоссе, 29-В, который в настоящее время является структурным подразделением Центра дошкольного образования Черноморского флота. 29 апреля 2014 года между ней и ответчиком заключен трудовой договор N, в соответствии с пунктом 5.1 которого продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 42 календарных дня. В соответствии с приложением N к коллективному договору от 10 ноября 2017 года (регистрационный N от 28 ноября 2017 года), срок действия которого оканчивается 09 ноября 2020 года, ей полагается отпуск аналогичной продолжительности. 21 июня 2019 года начальником Центра дошкольного образования Черноморского флота был издан приказ N-орг, в соответствии с которым с 01 сентября 2019 года продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работником детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота уменьшается до 28 календарных дней. В качестве обоснования данных действий Центр дошкольного образования Черноморского флота указал на письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, генерал-полковника ФИО7 от 15 января 2019 года N в котором указывается на зависимость продолжительности отпуска педагогических работников от факта наличия или отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности у организации-работодателя.
Изменение работодателем условий договора в части сокращения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска считает неправомерным и нарушающим её трудовые права, поскольку организационная структура учреждения и технологические условия труда не изменились. Кроме того, отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не является основанием для непредоставления удлиненного отпуска педагогическим работникам, которые являются педагогическими работниками в силу закона. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 05.05.2014 года N84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" до 01.09.2019 года Центр считался имеющим лицензию на образовательную деятельность. По истечении указанного времени Центр не совершил действий, необходимых для получения указанной лицензии.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года иск Крымовской Г.А. удовлетворен; признан незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21.06.2019 года N-орг, признано недействительным дополнительное соглашение от 25.06.2019 года N к трудовому договору от 29.04.2014 года N, заключенное между Министерством обороны Российской Федерации в лице Центра дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и Крымовской Г.А.
На указанное решение Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным казенным учреждением "Управление Черноморского флота" поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Крымовской Г.А.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации сводятся к тому, что 20 августа 2019 года в коллективный договор Центра дошкольного образования Черноморского флота были внесены изменения в части, касающейся исключения положения о предоставлении педагогическим работникам и руководящему составу отпусков увеличенной продолжительности. Из этого следует, что основания для признания незаконным приказа N-орг от 21.06.2020 г. отсутствуют. Требования о признании недействительным дополнительного соглашения, по мнению Министерства, не имеют материально-правого обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора недействительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений. Центр дошкольного образования Черноморского флота не является юридическим лицом и образовательной организацией, осуществляющей обучение, а у истца право на предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 42 календарных дня отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы Федерального казенного
учреждения "Управление Черноморского флота" сводятся к тому, что
выводы суда первой инстанции являются ошибочными, противоречат
нормам материального права и обстоятельствам дела, поскольку в силу
нормативных положений закона право на предоставление удлиненного
отпуска имеют педагогические работники, состоящие в трудовых
отношениях с дошкольными образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Доводы апелляционной жалобы относительно признания недействительным дополнительного соглашения аналогичны доводам апелляционной жалобы, поданной Министерством обороны РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2020 года, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота", решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
29 июля 2021 года гражданское дело поступило в Верховный Суд Республики Крым, определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 30 июля 2021 года принято к производству и назначено к рассмотрению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков - Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота", Министерства обороны Российской Федерации - Резникова И.Г. настаивала на доводах апелляционных жалоб, указывая на незаконность принятого судом первой инстанции решения.
Истец Крымовская Г.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, направила в суд апелляционной инстанции заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика Центра дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны РФ в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Сведения о назначении дела к рассмотрению на 25.08.2021 г. в 15:30 час. размещены на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым 02.08.2021 г.
Руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников по делу.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" и Министерства обороны Российской Федерации, находит доводы апелляционных жалоб подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Крымовская Г.А. состоит в трудовых отношениях с Центром дошкольного образования Черноморского флота и работает в его структурном подразделении - детский сад N 16 в должности воспитателя с 01 августа 1983 года.
Трудовым договором N от 29 апреля 2014 года, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации Апанасова А.А. и Крымовской Г.А. на неопределенный срок, истец принята на работу воспитателем детского сада N, расположенного по адресу: Республика Крым, г. "адрес"; дата начала работы с 01 августа 1983 года (л.д.11-14).
Согласно пункту 5.1 трудового договора N от 29 апреля 2014 года работнику устанавливается 36-часовая рабочая неделя и ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии с Должностной инструкцией воспитателя Крымовской Г.А, утвержденной приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота (разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года N, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N "Об образовании в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации, на основе Профессионального стандарта "Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года Nн), воспитатель детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота является педагогическим работником; основной трудовой функцией воспитателя Крымовской Г.А. является педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, в рамках которой воспитатель:
- участвует в разработке основной общеобразовательной программы детского сада в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в детском саду;
- планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
- разрабатывает рабочую образовательную программу воспитательно-образовательной работы с группой воспитанников; выполняет текущее и перспективное комплексно-тематическое планирование своей работы (на основе проектного метода и требований ФГОС ДО) по всем разделам и образовательным областям примерной образовательной программы;
- организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;
- участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
- реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
- развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
- формирует психологическую готовность детей к школьному обучению;
- создает позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим в разным национально-культурным, религиозным общностям и национальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
- организует виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, игры (ролевые, режиссерские, с правилами), продуктивную, конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
- организует конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
- обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
В соответствии с Типовым договором присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота, который заключается Федеральным казенным учреждением "Управление Черноморского флота" в лице начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота с родителями детей, детский сад N 16 кроме прочих обязанностей по присмотру и уходу за ребенком, берет на себя обязанность начинать учебный год 01 сентября текущего года и заканчивать 31 мая следующего года; обеспечивать ребенку, в частности, укрепление физического и психического здоровья, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий, осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии, развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях детского сада, способствующих развитию, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований.
Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N с 01.09.2019 года установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогическим работникам детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней. Основаниями для издания данного приказа указаны Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N966, Федеральный закон от 29.12.2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и письмо начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года N 173/ТК/18.
В письме начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года N 173/ТК/18 указано, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966, включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ. Отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Учитывая изложенное, действие постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" на работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота не распространяется.
Во исполнение приказа начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N 25 июня 2019 года между Центром дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и Крымовской Г.А. заключено дополнительное соглашение N к трудовому договору N от 29.04.2014 года, в соответствии с которым пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: "Работнику устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с 01.09.2019 года" (оборот л.д.9).
Дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с 01 сентября 2019 года.
20 августа 2019 года внесены изменения в Коллективный договор Центра дошкольного образования Черноморского флота, в соответствии с которыми из него исключен подпункт 8.14, предусматривающий продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 42 календарных дня следующим работникам: заведующей детским садом, заместителю заведующей детским садом, воспитателю, педагогу-психологу, инструктору по физический культуре, музыкальному руководителю, учителю-логопеду. Основанием для внесения указанных изменений указано решение, принятое на собрании представителей коллективов 5 августа 2019 года.
Таким образом, между сторонами изменены условия трудового договора N от 29.04.2014 года, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации и Крымовской Г.А. в части уменьшения ежегодного оплачиваемого отпуска и предоставления его в количестве 28 дней, вместо ранее установленных 42 дней. Соглашение подписано сторонами 25 июня 2019 года.
Полагая действия ответчика в части изменения условий трудового договора, ухудшающих положение работника, незаконными, Крымовской Г.А, оспорила данное дополнительное соглашение и приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями статей 9, 11, 61, 67, 74, 115, 334 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" исходил из того, что как до 1 сентября 2019 года, так и после указанной даты истица в соответствии с условиями трудового договора выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей, то есть осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. То, что работодатель, осуществляющий образовательную деятельность, не получил в установленном порядке лицензию на ее осуществление, не может привести к ущемлению трудовых прав работника, в частности, в праве на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск педагогам.
Судебная коллегия согласиться с указанными выводами суда не может в связи с неправильным применением судом норм материального права, что в силу положений п. п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Черноморский флот Российской Федерации в период нахождения Автономной Республики Крым в составе Украины, осуществлял свою деятельность на основе и в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N902 создано Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" ОГРН 1149204069002, в структуре которого имеются в качестве филиалов "Центр финансово - экономического обеспечения" и семь филиалов "Финансово-экономических служб". Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (сведения об основном виде деятельности), в качестве основного и единственного вида деятельности ФКУ "Управления Черноморского флота" является "Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности, код 84.22".
Из Положения о Федеральном казенном учреждении "Управление Черноморского флота" следует, что оно создано в соответствии со статьей 11.1 Федерального Закона от 31 мая 1996 года N61-ФЗ "Об обороне", для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера; является некоммерческой организацией; функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. В соответствии с целями, задачами и видами деятельности Учреждения (п.18), оно создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для достижения целей, указанных в п.18, Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в частности, обеспечение боевого дежурства, боевой и мобилизационной подготовки... и др. Пунктом 20 Положения предусмотрено, что Учреждение вправе осуществлять виды приносящей доход деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе присмотр и уход за детьми дошкольными образовательными организациями Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из Положения о Центре дошкольного и среднего образования Черноморского флота, Центр является организацией Черноморского флота, содержащейся на самостоятельном штате, находится в непосредственном подчинении командующего Черноморским флотом и предназначен для обеспечения функционирования средней общеобразовательной школы N8 и детских садов Черноморского флота; обеспечения непрерывного действия учебно-воспитательного процесса и др, в том числе обеспечения комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима и режима дня во время присмотра и ухода за ними в детских садах Черноморского флота. Согласно Положению в структуру Центра входят детские сады и средняя общеобразовательная школа.
К функциям Центра, в частности, относится:
- создание необходимых условий для обеспечения непрерывного учебно-воспитательного процесса, как то: планирование и проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности сотрудников структурных подразделений Центра; разработка руководящих документов по организации жизнедеятельности Центра; разработка руководящих документов по организации соблюдения законов о труде в отношении сотрудников; совершенствование учебно - материальной базы структурных подразделений; ведение справочной работы; анализ передового опыта работы с педагогическим составом и результатов использования новых информационных технологий; рассмотрение предложений руководителей структурных подразделений по улучшению учебно-воспитательного процесса;
- организация обеспечения охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей: планирование и проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в детских садах; проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата, состояния экологической обстановки, здоровья детей; организация предметно - развивающей среды в детских садах (помещение, оборудование, наглядные пособия, игры, игрушки); организация деятельности ребенка в соответствии с его возрастом, особенностями развития, индивидуальными особенностям; сбор и обобщение информации от руководителей структурных подразделений обо всех проблемных вопросах, возникающих в работе и предложений по их решению; контроль за обеспечением необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организации содержательного досуга;
- обеспечения комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня во время присмотра и ухода за ними в детских садах Черноморского флота: создание безопасных условий присмотра и ухода за детьми, его содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими его жизнь и здоровье; заключение договоров присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" и Центр дошкольного образования Черноморского флота не являются учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность, и не имеют лицензию на ее осуществление.
В соответствии с п. 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 05.05.2014 г. N84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем, до 1 сентября 2019 года.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Крымовской Г.А. о признании незаконными приказа об изменении условий трудового договора и недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на предоставление основного удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска как педагогический работник, осуществляющий трудовую деятельность в организациях, не имеющих лицензию на осуществление педагогической деятельности. При этом суд исходил из того, что такое право связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности. По мнению суда первой инстанции, при рассмотрении дела бесспорно установлено, что по роду деятельности Крымовская Г.А. выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей, осуществляя педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для сокращения истцу в одностороннем порядке продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истица не может быть отнесена к категории педагогических работников, поскольку деятельность ответчика ограничена в силу ст.10, 23, ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положения о Центре, и не связана с процессом обучения, а изменения условий трудовых договоров с работниками об отмене удлиненных отпусков было обусловлено необходимостью приведения локальных актов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 года N446 и Приказа Минобрнауки России N16.01 от 22.12.2014 года.
Поскольку Центр дошкольного образования Черноморского флота, как и ФКУ "Управление Черноморского флота", не являются учреждениями, имеющие право на осуществление образовательной деятельности, у них отсутствует возможность получения лицензии.
Из письма начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года N 173/ТК/18 следует, что отсутствие лицензии на осуществление педагогической деятельности не позволяет детским садам иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детские сады имеют право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Учитывая изложенное, действие постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N 466 о продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков на работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота не распространяется.
Данное письмо явилось основанием, для издания приказа об уменьшении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска работникам детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота и заключения с его работниками дополнительных соглашений к трудовому договору.
Доводы Крымовской Г.А. о том, что трудовым договором между истцом и ответчиком был предусмотрен удлиненный отпуск, и условия трудового договора не могут быть изменены в одностороннем порядке, поскольку Постановление Правительства N446 распространяется на работников, осуществляющих педагогическую деятельность, а также выводы суда первой инстанции о законности данных доводов, основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, статьей 333 ТК РФ установлено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.ст. 2, 91 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Поскольку на основании положений Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 года N466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 года N1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск устанавливается работникам, осуществляющим образовательную деятельность в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, а ответчик не является образовательной организацией и не имеет лицензии на образовательную деятельность, так как его деятельность ограничена в силу ст. 10, 23, ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и не связана с процессом обучения, у истицы отсутствует право на предоставление ей удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска.
В остальных случаях трудовые отношения между педагогическими работниками и работодателем регулируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Так, частью первой и второй статьи 115 ТК РФ установлено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Поскольку в силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, вывод суда первой инстанции о том, что такое право связано только с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Указанный вывод следует и из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 N 81-КГ17-9.
Частями первой и второй статьи 74 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Вышеприведенные правовые нормы и доказательства, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что у работодателя имелись законные основания для внесения изменений в трудовой договор в связи с изменением организационных условий труда, на которые истица была согласна. Крымовская Г.А, соглашаясь с приказом об изменении условий трудового договора в части уменьшения продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска с 42 до 28 календарных дней, согласилась на изменение условий трудового договора, подписала с работодателем дополнительное соглашение.
Между тем, решение суда о недействительности одного из условий трудового договора вынесено с существенным нарушением статьи 5 ТК РФ, статей 2, 153, 166, 167, 181 ГК РФ и норм ГПК РФ.
Согласно части 4 статьи 198 ГПК РФ и пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" в мотивировочной части решения суда должны быть указаны законы, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Признавая недействительным дополнительное соглашение N от 25 июня 2019 года к трудовому договору N от 26 сентября 2018 года, заключенное с истцом, суд в решении в нарушение требований части 4 статьи 198 ГПК РФ не указал нормы закона, которыми он при этом руководствовался.
Таким образом, признание дополнительного соглашения от 25 июня 2019 года к трудовому договору недействительным не имеет материально - правового обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора (как в целом, так и в части) недействительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений.
Общие положения гражданского законодательства о недействительности сделок (ст.ст.166-167 ГК РФ) к трудовым отношениям не применимы, поскольку трудовой договор не является сделкой в том смысле, который этому понятию придается статьей 153 ГК РФ; при трудоустройстве возникают трудовые (ст.5 ТК РФ), а не гражданские права и обязанности (ст.2 ГК РФ), к отношениям по трудовому договору невозможно применить последствия недействительности гражданско-правовых сделок (ст.167 ГК РФ) и возвратить стороны в первоначальное положение, существовавшее до заключения трудового договора, с возложением на каждую сторону обязанности возвратить друг другу все полученное по договору (определение Верховного Суда РФ от 14.12.2012 N 5-КГ12-61).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в соответствии с требованиями ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного постановления и принятия по делу нового решения об отказе в иске Крымовской Г.А.
Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" удовлетворить.
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года отменить. В удовлетворении исковых требований Крымовской Галины Алексеевны отказать в полном объеме.
Председательствующий Т.С. Готовкина
Судьи Н.И. Любобратцева
А.М. Синани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.