Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А.
судей Алексеева Д.В, Белова В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки", поданную 30 июля 2021 года на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года по административному делу N 3а-24/2021 по административному исковому заявлению Романова Игоря Евгеньевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Романов И.Е. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес", в размере их рыночной стоимости, ссылаясь на то, что определенная ранее кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года, административный иск удовлетворен частично, кадастровая стоимость установлена:
земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 12 735 000 рублей по состоянию на 1 января 2018 года;
земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 4 389 000 рублей по состоянию на 1 января 2018 года;
земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 5 086 000 рублей по состоянию на 1 января 2018 года;
земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 024 000 рублей по состоянию на 6 декабря 2019 года;
земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 32 350 000 рублей по состоянию на 6 декабря 2019 года;
земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 699 000 рублей по состоянию на 18 декабря 2019 года;
земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 699 000 рублей по состоянию на 18 декабря 2019 года.
Также постановлено взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу АНО "Финансово-экономическая судебная экспертиза" в возмещение расходов на проведение судебной экспертизы 73 713 руб, взыскать с ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан в пользу АНО "Финансово-экономическая судебная экспертиза" в возмещение расходов на проведение судебной экспертизы 98 287 рублей.
В кассационной жалобе ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки" просит отменить судебные постановления, принять по делу новый судебный акт, приводит доводы о том, что не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, в связи с чем взыскание с учреждения судебных расходов незаконно, заключение судебной экспертизы составлено с нарушением положений Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки. По мнению заявителя, при проведении расчета экспертом применялись объекты-аналоги, не соответствующие объектам оценки, необоснованно применены корректировочные коэффициенты на возможность торга земельных участков при определении их кадастровой стоимости, что привело к снижению стоимостных показателей при расчете их рыночной стоимости.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения обжалованных судебных постановлений, принятых в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 77, 78 КАС РФ).
Судом первой инстанции по делу была назначена судебная экспертиза в целях выяснения вопроса о рыночной стоимости земельных участков, производство которой поручалось эксперту АНО "Финансово-экономическая судебная экспертиза".
При определении рыночной стоимости земельного участка суд исходил из сведений, изложенных в заключении эксперта вышеуказанной организации от 21 января 2021 года.
Экспертная организация определялась судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, ему разъяснялись права и обязанности эксперта по статье 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт обладал специальным образованием, достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности.
Выводы, изложенные в заключении эксперта, соответствуют предмету исследования, мотивированы, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами. Оценка рыночной стоимости земельных участков проведена в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Рыночная стоимость определена экспертом методом сравнительного подхода, при этом экспертом в основу взята достоверная рыночная информация о сделках с земельными участками на территории Республики Татарстан, проанализированы цены сделок с объектами, являющимися аналогами оцениваемых.
Судебные инстанции предприняли необходимые меры для проверки доводов ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки" о несоответствии названного заключения эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Судами приняты во внимание письменные пояснения эксперта АНО "Финансово-экономическая судебная экспертиза" относительно своего заключения, представленные суду первой инстанции в связи с возражениями ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки", и учтено, что в заключении судебной экспертизы приведены критерии выбора объектов-аналогов, соответствие которым послужило основанием для выбора земельных участков в качестве аналогов, а также приведены подробный анализ и обоснование выбора применяемого в расчетах срока экспозиции, корректировки на наличие подъездных путей и другие. При установлении корректировки на местоположение эксперт исходил из того, что на стоимость земельных участков, предназначенных под дачное строительство, имеют влияние следующие параметры, относящиеся к характеристике местоположения: удаленность от регионального центра; наличие вблизи участков водоема (озеро, река) и леса, которые повышают стоимость земельных участков. Перечисленные в возражениях административного ответчика факторы - "численность населения региона, уровень экономического развития, средний уровень доходов и инвестиционный потенциал" учтены в примененной корректировке на расположение относительно центра региона, определенной на основе зависимости для регионов городов-миллионников Российской Федерации. Дачные участки относятся к одному сегменту с объектами экспертизы: являются землями сельскохозяйственного назначения, имеют потенциал к дачному строительству. Указанный в возражениях административного ответчик фактор наличия вида разрешенного использования - "для размещения объектов социальной инфраструктуры" не противоречит возможности рассмотрения данных земельных участков в качестве аналогов. Наличие в объявлении о продаже пометки "срочно" не подтверждает вынужденность и нерыночность продажи. Экспертом определялась стоимость объектов экспертизы в соответствии с их фактической площадью.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, отклоненным ранее судами первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом подробного изучения судами.
Возлагая обязанность возмещения судебных расходов на ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки", суды руководствовались правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и разъяснениями, данными судам постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28.
Ввиду значительного расхождения между определенной ранее кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" и их рыночной стоимостью судебные расходы, связанные с производством судебной экспертизы в отношении этих земельных участков, должны быть возмещены на основании части 1 статьи 111 КАС РФ. Возложение обязанности возмещения на учреждение, утвердившее соответствующий расчет в период между мероприятиями по государственной кадастровой оценке, соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Обжалованные судебные акты отвечают требованиям законности и обоснованности, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.