Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Сорокина Е.Ю. к Курской таможне о признании незаконным отказа в принятии на службу, по кассационной жалобе Сорокина Е.Ю.
на решение Ленинского районного суда г.Курска от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, выслушав пояснения представителей Курской таможни Ивахненко И.И. и Башкирева Д.Ю, полагавших кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Сорокин Е.Ю. обратился в суд с иском к Курской таможне о признании незаконным отказа в принятии на службу.
Решением Ленинского районного суда г.Курска от 11 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Сорокина Е.Ю. отказано.
В поданной кассационной жалобе Сорокиным Е.Ю. изложена просьба об отмене решения и апелляционного определения ввиду нарушения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального права и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Сорокин Е.Ю. с 16 июля 2012 года проходил государственную гражданскую службу на различных должностях, с 29 июня 2017 года - в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов в Курской таможне, имел классный чин - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.
В связи с проводимыми в соответствии с приказом ФТС России от 11 июня 2020 года N "Об организационно-штатных вопросах", приказами ЦТУ от 18 июня 2020 года N "Об организационно-штатных мероприятиях" и от 17 июля 2020 года N "О внесении изменений в приказ Центрального таможенного управления от 18 июня 2020 года N", приказами Курской таможни от 19 июня 2020 года N "О внесении изменений в штатное расписание" и от 21 июня 2020 года N "О внесении изменений в приказ Курской таможни от 19 июня 2020 года N" организационно - штатными мероприятиями и фактическим сокращением штатных должностей государственной гражданской службы отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов (всего 31 должность) Сорокин Е.Ю. был уведомлен о сокращении занимаемой им должности с 01 октября 2020 года.
17 сентября 2020 года Сорокин Е.Ю. подал заявление на имя начальника Курской таможни, в котором просил принять его на службу в Курскую таможню по контракту и назначить на должность старшего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Курской таможни.
В связи с отказом от вакантных должностей бюджетной сферы в Курской таможне, государственной гражданской службы в Центральной электронной таможне и в управлении Федеральной налоговой службы по Курской области приказом от 08 сентября 2020 года Nк Сорокин Е.Ю. уволен с государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с 30 сентября 2020 года.
Обращаясь с указанными выше требованиями, Сорокин Е.Ю. ссылался на то, что на момент подачи заявления о приеме на службу указанная должность являлась вакантной. В целях перевода на таможенную службу он прошел медицинский осмотр, предусмотренный приказом Федеральной таможенной службы от 30 декабря 2013 года N 2460 "Об утверждении Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы по контракту, сотрудников таможенных органов и граждан, прошедших службу в таможенных органах Российской Федерации", согласно которым признан пригодным для прохождения службы в системе таможенных органов. Полагает отказ начальника Курской таможни о нецелесообразности рассмотрения кандидатуры для приема на службу в таможенные органы Российской Федерации противоречащим статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п.1, 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. Военная служба и государственная служба иных видов устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
В таможенных органах Российской Федерации в настоящее время учреждено два вида государственной службы: граждане Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации проходят федеральную государственную гражданскую службу на основании Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также службу в таможенных органах Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", относящуюся к иным видам государственной службы.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 Федерального закона от 27июля 2004 года N 79-ФЗ).
Исходя из положений Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (ст. 2).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее - контракт).
Статьёй 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлено, что гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет: 1) личное заявление; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке; 4) документы об образовании и о квалификации; 5) медицинское заключение о состоянии здоровья; 6) автобиографию; 7) данные о месте рождения, местах работы (обучения) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (п.3).
Исходя из положений пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" при поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 статьи 6 Закона подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом. При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствовавшего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что трудовые права Сорокина Е.Ю. ответчиком нарушены не были, оснований, в соответствии с которыми действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не допускает возможности принятия решения об отказе в приеме на службу, судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что должность старшего государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов, замещаемая Сорокиным Е.Ю, к моменту увольнения с государственной гражданской службы, относилась к категории должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и регулировалась Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Вновь созданная должность старшего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Курской таможни не относится к должностям гражданской службы, а относится к государственной службе иных видов, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", порядок и основания поступления на службу, прохождения службы в таможенных органах урегулированы указанным законом. При этом указал, что волеизъявления обеих сторон о заключении контракта достигнуто не было, отсутствие указания в письме руководителя Курской таможни от 06 октября 2020 года мотивов, по которым руководитель таможенного органа счел нецелесообразным рассмотрение кандидатуры истца на замещение вакантной должности таможенной службы и принятие его на таможенную службу, не свидетельствует о незаконности отказа в принятии Сорокина Е.Ю. на службу в таможенные органы.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствующими нормам материального права и процессуального права по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17 сентября 2020 года (до издания приказа об увольнении 01 октября 2020 года) Сорокиным Е.Ю. подано заявление на имя и.о. начальника Курской таможни о приеме его на службу в Курскую таможню по контракту и назначении на должность старшего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Курской таможни.
Письмом от 06 октября 2020 года (исх. N/С-42) начальник Курской таможни сообщил Сорокину Е.Ю. об отсутствии целесообразности рассмотрения его кандидатуры для приема на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначения на должность старшего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Курской таможни, указав на то, что Федеральный закон от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предполагает добровольное волеизъявление обеих сторон контракта о службе в таможенных органах.
Таким образом, в письме начальника Курской таможни указано лишь на нецелесообразность рассмотрения кандидатуры Сорокина Е.Ю. при приеме на службу в таможенные органы, каких-либо иных оснований отказа в приеме на службу в таможенные органы данный ответ не содержит.
В связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что отсутствие указания в письме руководителя Курской таможни от 09 октября 2020 года мотивов, по которым руководитель таможенного органа счел нецелесообразным рассмотрение кандидатуры истца для принятия его на таможенную службу, не свидетельствует о незаконности действий ответчика, не заключившего с Сорокиным Е.Ю. контракт о службе в таможенных органах, не соответствуют изложенным выше положениям закона.
Указание в обжалуемых судебных постановлениях на то, что для заключения контракта о службе в таможенных органах помимо волеизъявления гражданина, требуется согласие начальника соответствующего таможенного органа, не предполагает произвольного отказа в проведении процедуры принятия на службу конкретного лица, при том, что частью первой статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет в необоснованном отказе в заключении трудового договора.
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда г.Курска от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Курска.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1, 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Курска от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Курска.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.