Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В., и судей Пильгановой В.М., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Громовой М.Ю.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Блинова Р.А, Токарь М. С. на решение Перовского районного суда города Москвы от 19 марта 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-2005/2021), которым постановлено:
В удовлетворении иска Блинова Р.А, Токарь М.С. к ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" о признании отношений трудовыми, взыскании заработной платы и неустойки отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истцы Блинов Р.А, Токарь М.С. обратились в суд с иском ответчику ООО "Новоангарский обогатительный комбинат", в котором просили признать отношения между истцами и ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" - трудовыми, взыскать с ответчика в пользу Блинова Р.А. заработную плату за отработанное время в размере 432 610 руб. и неустойку в размере 25 091, 38 руб, взыскать с ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" в пользу Токарь М.С. заработную плату за отработанное время в размере 372 390 руб. и неустойку в размере 21 598, 62 руб.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что между Блиновым Р.А, Токарь М.С. и ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" были заключены договоры оказания услуг от 30 сентября 2019 года, 16 декабря 2019 года, 25 марта 2020 года, 30 июня 2020 года и 31 августа 2020 года. Возникшие правоотношения между истцами и ответчиком носят характер трудовых, так как в соответствии с п. 1.1 данных договоров, истцы обязаны были выполнять одну и туже функцию, а именно: своим иждивением оказывать ответчику консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1C ERP "Управление предприятием 2. Бухгалтерский и налоговый учет". Согласно п. 2.1. данных договоров, истцы были обязаны использовать все свои профессиональные умения и опыт, а так же приложить максимальные усилия для оказания качественной услуги и достижения желаемого Заказчиком результата. При этом оплата по данным договорам осуществлялась ежемесячно. Таким образом, исходя из анализа данных пунктов договоров следует, что с 30 сентября 2019 года по 31 декабря 2020 года предмет договора и обязанности истцов не изменялись, что свидетельствует об интересе ответчика в выполнении истцами трудовой функции, а не в конечном результате их работы. Также, согласно п. 2.2 настоящих договоров, ответчик обязан был предоставить истцам рабочее место в своем офисном помещении и жилье, на время оказания услуг. Согласно п.3.1. настоящих договоров, истцы при исполнении настоящих договоров обязаны были учитывать режим работы ответчика, а именно находиться на рабочем месте и подчиняться трудовому распорядку ответчика, иначе выполнение работы, по настоящим договорам, не представлялось возможным. Кроме того, между истцами, ответчиком и другими работниками ответчика постоянно велась переписка по электронной почте в рамках исполнения настоящих договоров.
При таких обстоятельствах, из условий договоров оказания услуг от 30 сентября 2019 года, 16 декабря 2019 года, 25 марта 2020 года, 30 июня 2020 года, 31 августа 2020 года, и фактически сложившихся правоотношений между истцами и ответчиком следует, что истцы оказывая услугу ответчику, находились на рабочем месте ответчика, проживали в арендованной ответчиком квартире, подчинялись трудовому распорядку ответчика, вели постоянную деловую переписку не только с ответчиком, но и с другими работниками ответчика, сдавали ежемесячные отчеты и подписывали акты выполненных работ, получали ежемесячную плату, что свидетельствует, о наличии длительных трудовых отношений. Кроме этого, ответчик не произвел истцам оплату по договору оказания услуг от 31 августа 2020 года за первый этап работы и необоснованно уклонился от подписания акта выполненных работ.
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, просили об их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности Лапкин С.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят истцы по доводам своей апелляционной жалобы.
Ответчик, извещённый дате и времени судебного заседания судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, явку своего представителя не обеспечил, ходатайств препятствующих рассмотрению дела не направил. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истцов Блинова Р.А, Токарь М.С. и их представителя Седакова С.Ю, судебная коллегия считает, что не имеется оснований для отмены решения суда.
Как следует из п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ (оказание услуг), подлежащих оплате по возмездному договору, могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), которые заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов - сторон будущего договора.
Часть 1 ст. 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (ч. 2 ст. 15 ТК РФ).
Статья 16 ТК РФ к основаниям возникновения трудовых отношений между работником и работодателем относит фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Данная норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников.
Согласно положениям ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой храниться у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, находящегося у работодателя.
В соответствии со ст. 19.1 ТК РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться: лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 настоящего Кодекса; судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.
Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном частями первой - третьей настоящей статьи, были признаны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.
Из приведенных выше нормативных положений трудового законодательства следует, что к характерным признакам трудовых отношений относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (Рекомендация N 198 о трудовом правоотношении).
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, который заключается в письменной форме. При этом обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником (заключение в письменной форме трудового договора, издание приказа (распоряжения) о приеме на работу) нормами Трудового кодекса Российской Федерации возлагается на работодателя.
Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений статей 15, 16, 56, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации, если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель. При разрешении вопроса, имелись ли между сторонами трудовые отношения, суд в силу статей 55, 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством. К таким доказательствам, в частности, относятся письменные доказательства, свидетельские показания, аудио- и видеозаписи.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 30 сентября 2019 года между Токарь М.С, Блиновым Р.А. и ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" был заключен договор оказания услуг N05-У, согласно которого истцы приняли на себя обязательство оказать ответчику своим иждивением консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1С ERP "Управление предприятием 2.Бухгалтерский учет". Услуги оказываются в три этапа и включают в себя:
А) Первый этап: изучение существующих на предприятии систем 1C (физическое состояние баз данных, анализ заведенных данных, анализ обменов между базами данных); создание тестовых баз данных 1C ERP "Управление предприятием 2"; планирование процесса перехода на 1C ERP "Управление предприятием 2"; формирование требований по закупке оборудования, лицензий для программного обеспечения;
Срок выполнения этапа: с 01 по 31 октября 2019 года.
Б) Второй этап: разработка процедур переноса первичной справочной информации; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2":
а. Составление справочной документации;
в. Согласование и выставление требований по ведению документов в 1C ERP "Управление предприятием 2";
с. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения;
Срок выполнения этапа: с 01 по 30 ноября 2019 года.
В) Третий этап: разработка процедур переноса остатков взаиморасчетов с контрагентами и номенклатуры по складу. Разработка требований к заполнению данных после переноса в новую базу данных. Сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2": составление справочной документации; Согласование и выставление требований по ведению документов в 1C ERP "Управление предприятием 2"; контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Срок выполнения этапа: с 01 по 31 декабря 2019 года.
Услуги могут быть оказаны исполнителем досрочно.
В соответствии с п.3.2 договора размер вознаграждения исполнителя составляет 695 000, 00 руб. за каждый этап оказанных услуг. Указанный размер оплаты включает в себя все расходы исполнителя. По распоряжению исполнителя оплата за оказанные услуги производится в следующем порядке: Токарь М.С. производится оплата 321 500, 00 руб, Блинову Р.А. производится оплата 321 500, 00 руб.
16 декабря 2019 года между Токарь М.С, Блиновым Р.А. и ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" был заключен договор оказания услуг N07-У, согласно которого истцы приняли на себя обязательство оказать ответчику своим иждивением консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1С ERP "Управление предприятием 2.Бухгалтерский учет". Услуги оказываются в три этапа и включают в себя:
А) Первый этап: разработка процедур создания документов для переноса остатков по контрагентам и номенклатуре согласно проработанным инструкциям и правилам от декабря 2019; разработка процедур переноса остатков "расходов будущих периодов"; создание схемы профилей прав пользователей по разрезам учета в системе ERP для ограничения доступа согласно должностным обязанностям; заведение пользователей в систему ERP и выдача подготовленных профилей доступов; обновление системы ERP и УАТ до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2":
а. Выставление требований по переносу остатков счетов бухгалтерского учета;
b. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения;
в. Помощь пользователей по бизнес-процессам: заказ материалов, заказ денежных средств, перемещение и выдача материалов со склада, кадровый учет, зарплата, продажа.
Срок выполнения этапа: с 01 января по 28 января 2020 года.
Б) Второй этап: корректировка автоматических переносов остатков, автоматический перенос дополнительных данных; разработка дополнительной справочной информации для ведения бухгалтерского учета, закупки, продажи, казначейства, складского учета, кадрового учета; заполнение модуля бюджетирования в системе ERP; обновление системы ERP и УАТ до актуальных версий от поставщиков 1C; сбор обратной связи от сотрудников предприятия и планирование создания дополнительных, автоматических отчетов и бланков в систему ERP; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2":
а. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения;
в. Помощь пользователей по бизнес-процессам: заказ материалов, заказ денежных средств, перемещение и выдача материалов со склада, кадровый учет, зарплата, продажа.
Срок выполнения этапа: с 29 января по 27 февраля 2020 года.
В) Третий этап: обновление системы ERP и УАТ до актуальных версий от поставщиков 1C; разработка дополнительных форм отчетов и бланков согласно собранным в феврале 2020 года требованиям и согласованным планам разработки; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2":
а. Контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 квартал 2020г. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок.
b. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения.
Срок выполнения этапа: с 28 февраля по 31 марта 2019 года.
B соответствии с п.3.3 договора размер вознаграждения исполнителя составляет: 1-й этап - 630 000, 00 руб, 2-й этап ? 650 000, 00 руб, 3-й этап ? 805 000, 00 руб. за каждый этап оказанных услуг. Указанный размер оплаты включает в себя все расходы исполнителя. По распоряжению исполнителя оплата за оказанные услуги производится в следующем порядке: Токарь М.С. производится оплата 964 500, 00 руб, в том числе: 1-й этап ? 291 430, 00 руб, 2-й этап ? 300 680 руб, 3-й этап ? 372 390, 00 руб, Блинову Р.А. производится оплата 1 120 500, 00 руб, в том числе: 1-й этап ? 338 570, 00 руб, 2-й этап ? 349 320 руб, 3-й этап ? 432 610, 00 руб.
25 марта 2020 года между истцами Токарь М.С, Блиновым Р.А. и ответчиком ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" был заключен договор оказания услуг N08-У, согласно которого истцы приняли на себя обязательство оказать ответчику своим иждивением консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1С ERP "Управление предприятием 2.Бухгалтерский учет". Услуги оказываются в три этапа и включают в себя:
А) Первый этап: обновление системы 1C ERP, РАРУС У АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C. Сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2": контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 квартал 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Помощь в запуске блока производства 1C (составление списка требований для работы в блоке). Настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот: настройка периодической синхронизации, настройка первичной интеграции 1С ERP и 1C, первичная настройка системы 1С документооборот для возможности ведения входящей и исходящей официальной почты.
Срок выполнения этапа: с 01 по 28 апреля 2020 года.
Б) Второй этап: настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот:
a.Настройка связи документов 1C документооборот и 1C ERP для целей согласования заявок.
b.Создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1С документооборот.
Обновление системы 1C ERP, РАРУС УАТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C. Сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2": контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 квартал 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок; контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения; помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов.
Срок выполнения этапа: с 29 апреля по 30 мая 2020 года.
в) Третий этап:
Настройки интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот:
а. Помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки.
b. Создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам.
c. Настройка связи документов 1C документооборот и 1C ERP для целей согласования заявок.
d. Создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот.
Обновление системы 1C ERP, РАРУС У АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2": помощь в запуске блока бюджетирования в системе 1C ERP; контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения; помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов.
Срок выполнения этапа: с 31 мая по 30 июня 2020 года.
Услуги могут быть оказаны исполнителем досрочно.
В соответствии с п.3.3 договора размер вознаграждения исполнителя составляет: 1-й этап - 805 000, 00 руб, 2-й этап ? 650 000, 00 руб, 3-й этап ? 630 000, 00 руб. За каждый этап оказанных услуг. Указанный размер оплаты включает в себя все расходы исполнителя. По распоряжению исполнителя оплата за оказанные услуги производится в следующем порядке: Токарь М.С. производится оплата 964 500, 00 руб, в том числе: 1-й этап ? 372 390, 00 руб, 2-й этап ? 300 680 руб, 3-й этап ? 291 430, 00 руб, Блинову Р.А. производится оплата 1 120 500, 00 руб, в том числе: 1-й этап ? 432 610, 00 руб, 2-й этап ? 349 320 руб, 3-й этап ? 338 570, 00 руб.
30 июня 2020 года между Токарь М.С, Блиновым Р.А. и ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" был заключен договор оказания услуг N09-У, согласно которого истцы приняли на себя обязательство оказать ответчику своим иждивением консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1С ERP "Управление предприятием 2.Бухгалтерский учет". Услуги оказываются в три этапа и включают в себя:
А) Первый этап: обновление системы 1C ERP, РАРУС УАТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2": контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 и 2 кварталы 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Обновление системы ERP до версии 2.5 при условии корректности введенных данных в систему 2.4 (списки для корректировки будут предоставляться в бухгалтерию).
Помощь в запуске блока бюджетирования в системе 1С ERP: настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот; помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки); создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; настройка связи документов 1C документооборот и 1C ERP для целей согласования заявок; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот.
Срок выполнения этапа: с 01 по 30 июля 2020 года.
Б) Второй этап: сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2": контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 и 2 кварталы 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Исправление ошибок после обновления системы ERP до версии 2.5. Настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот: помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки); создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот; обновление системы 1C ERP, РАРУС У АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C.
Срок выполнения этапа: с 31 июля по 29 августа 2020 года.
В) Третий этап: настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот: Запуск процесса электронного согласования служебных записок. Создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; Настройка связи документов 1C документооборот и 1C ERP для целей согласования заявок; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот; обновление системы 1C ERP, РАРУС У АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2": помощь в запуске блока бюджетирования в системе 1C ERP; контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения; помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов.
Срок выполнения этапа: с 30 августа по 30 сентября 2020 года.
Услуги могут быть оказаны исполнителем досрочно.
В соответствии с п.3.3 договора размер вознаграждения исполнителя составляет: 1-й этап - 650 000, 00 руб, 2-й этап ? 805 000, 00 руб, 3-й этап ? 630 000, 00 руб. За каждый этап оказанных услуг. Указанный размер оплаты включает в себя все расходы исполнителя. По распоряжению исполнителя оплата за оказанные услуги производится в следующем порядке: Токарь М.С. производится оплата 964 500, 00 руб, в том числе: 1-й этап ? 300 680 руб, 2-й этап ? 372 390, 00 руб, 3-й этап ? 291 430, 00 руб, Блинову Р.А. производится оплата 1 120 500, 00 руб, в том числе: 1-й этап ? 349 320 руб, 2-й этап ? 432 610, 00 руб, 3-й этап ? 338 570, 00 руб.
31 августа 2020 года между истцами Токарь М.С, Блиновым Р.А. и ответчиком ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" был заключен договор оказания услуг, согласно которого истцы приняли на себя обязательство оказать ответчику своим иждивением консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1С ERP "Управление предприятием 2.Бухгалтерский учет".
Услуги оказываются в три этапа и включают в себя:
А) Первый этап: обновление системы 1C ERP, РАРУС УАТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2": контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 и 2 квартал 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Написание процедуры автоматической замены номенклатуры и характеристик без перепроведения документов. Помощь в запуске блока бюджетирования в системе 1C ERP.
Настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот: настройка системы 1C документооборот согласно новым требованиям заказчика; помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки); создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; настройка связи документов 1C документооборот и 1C ERP для целей согласования заявок; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот.
Срок выполнения этапа: с 01 по 29 октября 2020 года.
Б) Второй этап: обновление системы 1C ERP, РАРУС УАТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2": контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 3 и 4 квартал 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Исправление ошибок после обновления системы ERP до версии 2.5. Сопровождения пользователей в системе 1C документооборот: настройка системы 1C документооборот согласно новым требованиям заказчика; помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки); создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот.
Срок выполнения этапа: с 30 октября по 29 ноября 2020 года.
В) Третий этап: обновление системы 1C ERP, РАРУС У АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; обновление системы 1C ERP, РАРУС У АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1С; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP "Управление предприятием 2": контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Исправление ошибок после обновления системы ERP до версии 2.5. Сопровождения пользователей в системе 1C документооборот: настройка системы 1C документооборот согласно новым требованиям заказчика; помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки); создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот.
Срок выполнения этапа: с 30 ноября по 28 декабря 2020 года.
Услуги могут быть оказаны исполнителем досрочно.
В соответствии с п.3.3 договора размер вознаграждения исполнителя составляет: 1-й этап - 805 000, 00 руб, 2-й этап ? 630 000, 00 руб, 3-й этап ? 650 000, 00 руб. За каждый этап оказанных услуг. Указанный размер оплаты включает в себя все расходы исполнителя. По распоряжению исполнителя оплата за оказанные услуги производится в следующем порядке: Токарь М.С. производится оплата 964 500, 00 руб, в том числе: 1-й этап ? 372 390, 00 руб, 2-й этап ? 291 430, 00 руб, 3-й этап ? 300 680 руб, Блинову Р.А. производится оплата 1 120 500, 00 руб, в том числе: 1-й этап ? 432 610, 00 руб, 2-й этап ? 338 570, 00 руб, 3-й этап ? 349 320 руб.
Возражая против доводов истцов, ответчик в отзыве на иск указывал на то, что трудовых отношений между ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" и истцами не имелось, услуги оказывались истцами в рамках гражданско-правовых договоров, истцы не подчинялись правилам внутреннего трудового распорядка ответчика, не выполняли какую-то определенную работу, предусмотренную определенной квалификацией, специальностью или должностью, истцам не устанавливались гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, истцы не были ознакомлены с локальными-нормативными актами ответчика, табель учета рабочего времени в отношении истцов не велся. После завершения внедрения программы, потребность в услугах истцов отпала.
Указанные доводы ответчика подтверждаются материалами дела и не опровергнуты истцами.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше положениями трудового законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств возникновения именно трудовых отношений между сторонами не представлено; имеющиеся доказательства не свидетельствуют о возникновении между сторонами трудовых отношений, о выполнении истцами обязанностей в соответствии со ст.21 ТК РФ, соблюдении ими правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, режима рабочего времени, выполнении установленных норм труда, а также наличии со стороны ответчика обязанностей работодателя в соответствии со ст.22 ТК РФ; кадровых решений в отношении истцов ответчиком не принималось. Доводы истцов об отказе ответчика в заключении трудового договора также не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Заключенным между сторонами договорами оказания услуг суд дал надлежащую оценку, и пришел к выводу о том, что наличие данных договоров не свидетельствует о трудовых отношениях между сторонами, поскольку их предметом являлось поэтапное оказание консультационных услуг с внедрением конфигурации 1С ERP "Управление предприятием 2. Бухгалтерский и налоговый учет"; при этом, каждый из трех этапов по указанным договорам предусматривал конкретный и самостоятельный комплекс услуг, отличающийся друг от друга, в то время как при возникновении трудовых отношений на работника возлагаются трудовые обязанности, выполняемые в течение всего периода трудовых отношений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку представленные в ходе рассмотрения дела доказательства не подтверждают наличие трудовых отношений между истцами и ответчиком; наличие отношений гражданско-правового характера между ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" и Блиновым Р.А, Токарь М.С. при установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах, не свидетельствует о наличии трудовых отношений с ответчиком ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" ; оплата выполненной работы была произведена путем перечисления денежных средств в рамках договоров по актам выполненных работ (л.д. 121-145).
Поскольку судом не установлено наличие трудовых отношений между истцами и ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" в спорный период с учетом характера правоотношений, то отказ в удовлетворении требований о взыскании оплаты труда.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
В апелляционной жалобе истцы настаивают, что отношения, возникшие между сторонами, являются трудовыми.
С такими доводами согласиться нельзя, поскольку из представленных в материалы дела документов не усматривается наличие следующих условий, характеризующих трудовые отношения: подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; наличие стабильного характера отношений, подчиненность и зависимость труда, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения; выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей, судебная коллегия полагает ошибочными, так как в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. По правилам ст. 166 ГПК РФ удовлетворение ходатайства стороны является правом, а не обязанностью суда. Требования названных правовых норм при разрешении ходатайства судом нарушены не были.
Доводы жалобы истца относительно процессуальных действий председательствующего судьи при рассмотрении дела в части принятия искового заявления, оформления протоколов судебного заседания и материалов дела, исследования представленных доказательств не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку указанные процессуальные действия не повлекли нарушение прав и интересов истцов, судом все доводы истцов в обоснование заявленных требований были рассмотрены в соответствии с нормами законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и с учетом представленных доказательств.
Ссылки истцов на отсутствие в деле протокола судебного заседания от 19 марта 2021 года несостоятельны, поскольку указанный протокол судебного заседания имеется в материалах дела, оформлен в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. При этом, из протокола судебного заседания от 19 марта 2021 года усматривается, что председательствующим по делу были разъяснены процессуальные права и обязанности сторон, в том числе положения ст.39 ГПК РФ. Сведений о подаче замечаний на протокол судебного заседания, материалы дела не содержат. В связи с чем, доводы истцов о нарушении процессуального закона судебная коллегия находит необоснованными.
Другие доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, не содержат правовых оснований для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда города Москвы от 19 марта 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Блинова Р.А, Токарь М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.