Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" К*** Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" К*** Е.А. на постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 4 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ", УСТАНОВИЛ :
15 апреля 2021 года консультантом отдела по вопросам торговли и услуг управы района Дорогомилово города Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" (далее также - Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 4 июня 2021 года ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" К*** Е.А. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что Общество предпринимает необходимые меры для выполнения требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в том числе требования, связанные с обеспечением использования работниками и посетителями объектов средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук; назначенное Обществу административное наказание является чрезмерно суровым.
Защитник ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" К*** Е.А. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" К*** Е.А, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г, согласно приложению 6 к настоящему указу (далее - Требования).
В соответствии с п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны о беспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
При этом ограничения, установленные указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, действуют в части, не противоречащей указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
На основании п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу ; соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также иных требований, установленных приложением 6 к указу Мэра Москвы N 12-УМ.
Согласно материалам дела, 2 апреля 2021 года в 10 часов 49 минут по адресу: город Москва, площадь Киевского вокзала, дом 2 ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" в нарушение п. 5 и п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, п. 2.2 Требований, с учётом п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ) в помещении магазина не обеспечило соблюдение работниками и посетителями указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты: работники и посетители магазина находились без средств индивидуальной защиты органов дыхания - маски или респиратора; до работников и посетителей не доводится информация о необходимости использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов).
Действия ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 15 апреля 2021 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 2 апреля 2021 года, видеозаписью.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Обществом предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, не могут повлиять на законность постановления судьи районного суда.
Из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 2 апреля 2021 года и видеозаписи следует, что ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ", деятельность которого связана с совместным пребыванием граждан, не выполнило требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, не обеспечило использование работниками и посетителями в помещении магазина средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок или респираторов), что является нарушением п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ, в связи с чем действия Общества образуют объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
В данном случае также следует учитывать письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11 мая 2020 года NЕВ-32091/15, которым в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) организациям торговли среди прочего рекомендовано в случае введения на территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения использования средств индивидуальной защиты при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего средства индивидуальной защиты, осуществлять информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима, при попытке прохода посетителя без средств индивидуальной защиты предложить ему купить их, например, в самом магазине на отдельной кассе, отказать посетителю, не использующему средства индивидуальной защиты, в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения, что направлено исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нахождение работников и посетителей магазина без средств индивидуальной защиты в момент осмотра свидетельствует о том, что Обществом не принимаются достаточные и необходимые меры, направленные на обеспечение соблюдения требований указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, в частности, путём информирования граждан о необходимости использования средств индивидуальной защиты, проведения с работниками разъяснительных бесед, осуществления надлежащего контроля за ношением ими средств индивидуальной защиты, реагирование в случае нарушения установленных правил.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" имелась возможность для соблюдения указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, назначено ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице. В данном случае непринятие Обществом надлежащих и достаточных мер для обеспечения использования посетителями и работниками средств индивидуальной защиты в магазине, то есть мер, направленных на недопущение распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создало опасность причинения вреда их жизни и здоровью, а также вреда жизни и здоровью других лиц.
Назначение более мягкого вида наказания в виде предупреждения в данном случае не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Постановление судьи в части назначения ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которые могут являться основанием для применения ч. 32 и 33 ст. 4.1 КоАП РФ, также отсутствуют.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеется основание для изменения постановления судьи районного суда.
8 июня 2020 года издан указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ), в соответствии с п. 2.6 которого (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также иных требований, установленных приложением 6 к указу Мэра Москвы N 12-УМ.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ" в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ внесены изменения: в дефисе пятом пункта 2.6 указа исключены слова "и рук (перчатки)" (п. 1.1 указа); дефис седьмой пункта 2.6 указа дополнить словами "(кроме требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчатки)" (п. 1.2 указа).
Таким образом, с 30 июля 2021 года отменены обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты рук (перчаток) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых производится реализация товаров, работ, услуг, и обеспечение указанной обязанности организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данную деятельность, а также обязанность использования работниками средств индивидуальной защиты рук (перчаток) на территории работодателя, то есть на момент рассмотрения настоящей жалобы положение нормативно-правового акта, содержащее обязательное для исполнения гражданами и организациями правило поведения при введении режима повышенной готовности, нарушение которого вменено ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" в постановлении судьи районного суда, было отменено, что является основанием для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельства постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 4 июня 2021 года подлежит изменению путём исключения из него указания на необеспечение ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" соблюдения использования посетителями и работниками средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 4 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" изменить: исключить из него указание на необеспечение ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" соблюдения использования посетителями и работниками средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
В остальной части постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 4 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО "МОНЭКС ТРЕЙДИНГ" К*** Е.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.