Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио по доверенности фио на постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио,
УСТАНОВИЛ:
15 марта 2021 года главным специалистом - экспертом контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу в отношении генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Постановлением судьи Тверского районного суда Москвы 25 мая 2021 года генеральный директор ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарый А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио по доверенности фио просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что все проекты Корпорации РСЕ/РС (в том числе проект "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС") необходимо рассматривать как одно зарубежное средство массовой информации; по итогам рассмотрения дела мировым судьёй вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения генеральному директору ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио в связи с выявлением признаков нарушения порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и и/или учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента. Указанным постановлением мирового судьи Шарый А.В. привлечен за то же самое, что и в настоящем деле, что свидетельствует о том, что данные нарушения являются единым нарушением порядка деятельности иностранного средства массовой информации, признанного иностранным агентом, административная ответственность за совершение которого предусмотрена в ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ. Положения приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124 противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции": законодательство Российской Федерации не содержит требований к размеру шрифта, цвета Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д.
Исполнение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д. препятствует получению сообщений и материалов проектов Корпорации РСЕ/РС, искажает суть и содержание сообщений, меняет их восприятие аудиторией; имеются основания для применения ч.2.2 и ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ, назначения генеральному директору ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Генеральный директор ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарый А.В. не явился, защитника не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о чем свидетельствуют находящиеся в открытом доступе сведения Почты России и положения пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г..N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "судебное", утвержденные приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343, в настоящее время приказом ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п, были при этом соблюдены, что соответствует правовой позиции Верховного Суда, изложенной в постановлении от 06.07.2020 N 5АД20-69 (имела место неудачная попытка вручения повестки, после чего она возвращена в районный суд за истечением срока хранения); также учитываю, что участники производства по делу об административном правонарушении не лишены были возможности самостоятельно уточнить дату и время судебного разбирательства, так как в соответствии со ст.14 Федерального закона от 22 декабря 2008 г..N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация об адресах, по которым расположены суды и номера их телефонов, равно как и сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено и т.д. с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети "Интернет", однако данным правом они не воспользовались, также принимаю во внимание, что явка заявителя в судебное заседание не признана обязательной, совокупность представленных материалов является достаточной для проверки законности постановления судьи районного суда и доводов жалобы; автор жалобы только в своем присутствии
рассматривать дело не ходатайствовал; об отложении не просил; с учетом конкретных обстоятельств дела и доводов жалобы считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.2 ст.25.1 КоАП РФ в настоящем судебном заседании.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ наступает за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
На основании ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", в случае признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, организация распространения на адрес предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого иностранного средства массовой информации (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") осуществляется учрежденным им российским юридическим лицом.
В течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, такие лицо или структура учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Информация о российском юридическом лице, учрежденном иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее - российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента), подлежит включению в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, либо исключению из данного реестра.
Российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента, с даты включения информации о нем в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, имеет права и несет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Форма указания, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Распространение на адрес сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, не допускается.
Форма указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требования и порядок размещения такого указания утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23 сентября 2020 года N 124.
На основании п.1 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124, сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес (далее - иностранное средство массовой информации), должны сопровождаться следующим указанием: "Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" (далее - Указание).
Размер шрифта Указания в печатной продукции, на сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен вдвое превышать размер текста сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, созданного и (или) распространенного иностранным средством массовой информации (п.4 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124).
Цвет шрифта Указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он размещается (п.5 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124).
На основании п.11 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124, указание подлежит размещению при распространении иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, предназначенной для неограниченного круга лиц печатной продукции, аудио-, аудиовизуальной продукции и иных сообщений и материалов, распространяемых в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указание подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) (п.12 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124).
Согласно материалам дела, 02 марта 2021 года ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (ОГРН 1207700021550), генеральным директором которого является Шарый А.В, находящееся по адресу: Москва, адрес, комната сумма, допустило распространение средством массовой информации "Телеканал Настоящее время", включенным в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в социальной сети "Facebook" статей "Главная задача властей - сбить протесты. В Белоруси ужесточили административный кодекс, на очереди поправки к уголовному" (опубликовано 02.03.2021), ""Медиазона и Scanner Project рассказали о возможных соучастниках убийства фио" (опубликовано 02.03.2021), в нарушение ч.8 ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 без указания, предусмотренного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124, на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Действия генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио квалифицированы по ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Факт совершения генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио административного правонарушения подтверждаются исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 15 марта 2021 года; письмом заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с приложением; актом видеофиксации; видеозаписью, а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что по итогам рассмотрения дела мировым судьёй 05 февраля 2021 года было вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в связи с выявлением признаков нарушения порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и и/или учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, а указанным постановлением мирового судьи генеральный директор ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарый А.В. привлечен за то же самое нарушение формы указания, что и в настоящем деле, что свидетельствует о том, что данные нарушения являются единым нарушением порядка деятельности иностранного средства массовой информации, признанного иностранным агентом, административная ответственность за совершение которого предусмотрена в ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, выражается в нарушении порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
В соответствии с ч.8 ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 и п.12 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124, указание на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала).
Таким образом, из буквального толкования приведённых норм следует, что отсутствие в начале каждого распространённого для неограниченного круга лиц сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) указания на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, образует в действиях указанных лиц состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
С учётом действующего правового регулирования размещение в разное время на одном информационном ресурсе иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, сообщений (материалов) без приведённого выше указания, вопреки утверждению заявителя, не может свидетельствовать о совершении лицом одного административного правонарушения.
Равным образом довод жалобы о том, что положения приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124 противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции": законодательство Российской Федерации не содержит требований к размеру шрифта, цвета Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д, не влияет на законность постановления судьи районного суда.
В целях установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности, сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, в целях реализации права граждан на доступ к информации, в том числе в части сведений о лице, её распространившем, принят Федеральный закон от 02 декабря 2019 года N 426-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", п.2 ст.1 которого в Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" введена статья 25.1 "Распространение на адрес сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента".
В ч.8 ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 предусмотрено, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Для установления единообразных требований к названному указанию, его форме, порядку размещения, в целях его беспрепятственного восприятия неограниченным кругом лиц, знакомящихся с печатными, марка автомобиля-, аудиовизуальными и иными сообщениями и материалами, распространёнными иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, во исполнение ч.9 ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций издан приказ от 23.09.2020 N 124 "Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания", который является действующим и обязательным для выполнения всеми субъектами, деятельность которых он регулирует.
Вопреки утверждению заявителя, соблюдение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения не нарушает право граждан Российской Федерации на беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации, не ущемляет свободу массовой информации, поскольку наличие такого указания не влияет на содержание распространённого сообщения и материала, его форму и структуру, а лишь информирует читателя о лице, его распространившем.
Довод о том, что все проекты корпорации не являются отдельными российскими СМИ, их нужно рассматривать как одно СМИ, не принимается, так как основан на субъективной трактовке фактических обстоятельств в свою пользу.
Довод о том, что требования закона соблюдаются надлежащим образом, несостоятелен, так как в рассматриваемом случае предусмотренное выше указание должно быть обозримо не при переходе по ссылке, а непосредственно при размещении каждого поста (сообщения).
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания судья районного суда учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено генеральному директору ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не сумма прописью, а для должностных лиц - не сумма прописью, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не сумма прописью, а для должностных лиц - не сумма прописью.
В соответствии с ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности должностного лица, подтверждённые объективными данными, которые могут являться основанием для применения ч.2.2 и ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначения наказания в размере ниже низшего размера, установленного санкцией ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, отсутствуют.
Порядок и срок давности привлечения генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио оставить без изменения, жалобу защитника фио без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.