Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 16 июля 2021 года кассационную жалобу Комяковой О.М. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 3 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20 апреля 2021 года по административному делу N 2а-1743/2020 по административному исковому заявлению Комяковой Ольги Михайловны к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о признании недействующим в части постановления администрации городского округа Новокуйбышевск от 9 января 2019 года N 1 "Об утверждении документации по планировке территории района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск", признании незаконным постановления администрации городского округа Новокуйбышевск от 13 мая 2019 года N 1055 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков", возложении обязанности по заключению соглашения о перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Комяковой О.М. по доверенности Бычкова М.Н. в поддержку кассационной жалобы, заключение прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комякова О.М. (далее - административный истец) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области (далее - административный ответчик, администрация).
В обоснование административного иска указано, что 16 апреля 2019 года административный истец подала в администрацию заявление о перераспределении земель государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности.
13 мая 2019 года ею получено постановление администрации N 1055 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков", которым ей было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 78 кв.м, и земельного участка площадью 443 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, с разрешенным использованием "садоводство" и принадлежащим ей на праве собственности.
Основанием для отказа в означенном постановлении указаны подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29, пункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 6 статьи 11.10, подпункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что часть образуемого земельного участка находится на землях общего пользования, которые ограничены установленными красными линиями, утвержденными постановлением администрации от 9 января 2019 года N 1 "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск".
Считая вышеуказанные постановления незаконными, а свои права нарушенными, Комякова О.М. просила суд: признать незаконным и недействующим постановление администрации городского округа Новокуйбышевск от 9 января 2019 года N 1 "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск" в части, устанавливающей красные линии в границах расположения земельного участка, площадью 78 кв.м, прилегающего к земельному участку площадью 443 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, указанного на схеме расположения земельного участка от 8 апреля 2019 года, изготовленной кадастровым инженером Учайкиным В.В.; признать незаконным постановление администрации городского округа Новокуйбышевск N 1055 от 13 мая 2019 года "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков"; обязать администрацию городского округа Новокуйбышевск Самарской области заключить соглашение с Комяковой О.М. о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 78 кв.м, и земельного участка площадью 443 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, с разрешенным использованием "садоводство".
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 3 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20 апреля 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Комяковой О.М.
В кассационной жалобе, поданной 16 июля 2021 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Комякова О.М. выражая несогласие с постановленными по делу судебными актами, просит отменить их в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, повлиявшими на исход дела, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить административное исковое заявление Комяковой О.М.
В обоснование кассационной жалобы указано, что проект планировки территории района жилищного строительства Гранный в части установления красных линий не соответствует требованиям "РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (принят Постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30) в части установления масштаба исполнения проекта, содержащего нанесенные красные линии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 443 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
16 апреля 2019 года Комякова О.М. обратилась в администрацию с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, принадлежащего на праве собственности.
Постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от 13 мая 2019 года N 1055 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков" ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 78 кв.м и земельного участка площадью 443 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного: "адрес", с кадастровым номером N, с разрешенным использованием "садоводство" на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, пункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 6 статьи 11.10, подпункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду того, что часть образуемого земельного участка находится на землях общего пользования, которые ограничены установленными красными линиями, утвержденными постановлением администрации от 9 января 2019 года N 1 "Об утверждении документации по планировке территории района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск".
Опубликованным в газете "Вестник" и на официальном сайте администрации постановлением администрации от 26 ноября 2018 года N 2624 предусмотрено: провести публичные слушания по документации по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск; провести экспозицию по проекту с 4 декабря 2018 года по 19 декабря 2018 года с указанием места ее проведения; определена дата и место проведения собрания участников публичных слушаний.
Опубликованным в газете "Вестник" и на официальном сайте администрации постановлением администрации от 9 января 2019 года N 1 "Об утверждении документации по планировке территории района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск" утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск, разработанная на основании постановления администрации от 2 сентября 2015 года N 2790 "О подготовке документации по планировке территории в городском округе Новокуйбышевск.
Рассматривая административное дело и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт (постановление администрации от 9 января 2019 года N 1 "Об утверждении документации по планировке территории района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск") принят в установленной форме с соблюдением процедуры принятия и введения его в действие; постановление администрации от 13 мая 2019 года N 1055 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков" соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы судебная коллегия суда апелляционной инстанции обоснованно указала на то, что не установлено нарушений требований статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов", оспариваемыми постановлениями не нарушены права и законные интересы правообладателя земельного участка.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "РДС 30-201-98" (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.
Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Довод кассационной жалобы о том, что проект планировки территории района жилищного строительства Гранный в части установления красных линий не соответствует требованиям "РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" относительно установления масштаба исполнения проекта, содержащего нанесенные красные линии, был предметом исследования суда апелляционной инстанции, по итогам которого обоснованно отклонен ввиду его несостоятельности.
Вывод судов о соответствии проекта планировки территории требованиям "РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" в части установления масштаба исполнения проекта, помимо материалов дела (том 2 л.д. 41-47) подтверждается неопровергнутыми пояснениями специалиста ФИО7, допрошенного в суде апелляционной инстанции.
Оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности, суды правомерно пришли к выводу о законности постановления администрации об отказе в перераспределении земельных участков ввиду нахождения части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, ограниченной установленными красными линиями, что усматривается из схемы красных линий и разбивочного чертежа красных линий (том 2 л.д. 43-46).
Содержание кассационной жалобы повторяет доводы апелляционной жалобы, аналогично позиции подателя жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 3 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комяковой О.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 8 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.