Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нестерова Александра Владимировича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Нестерова Александра Владимировича на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 30 декабря 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения представителя Нестерова А.В.- адвоката Балабанова Ю.В, действующего на основании ордера от 16 сентября 2021 года, возражения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю- Новоселовой М.С, действующей на основании доверенности от 22 декабря 2020 года, возражения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда - Зайцева А.С, действующего на основании доверенности от 14 апреля 2021 года, судебная коллегия
установила:
Нестеров А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
В иске указал, что на протяжении более двух лет, с 1 октября 2016 года по 21 января 2019 год проходил службу в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю моторизированного отделения моторизированного взвода отряда мобильного особого назначения. До октября 2016 года проходил службу в ОММОН ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Приказом N 18 дсп л/с от 18 января 2019 года был уволен со службы.
При прекращении трудовых взаимоотношений, ответчик не произвел полный расчет, в том числе не выплатил компенсационные выплаты за сверхурочную работу.
Истец просил суд взыскать с ответчика в пользу истца денежную сумму окончательного расчёта в размере 1 807 539, 88 рублей 88 копеек и состоящую из выплаты в размере одного оклада по должности (доплата за СКР) на общую сумму в размере 360 000 рублей; за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени - на общую сумму в размере 1 447 539, 88 рублей 88 копеек; денежную сумму в порядке статьи 236 ТК РФ в размере 525 059, 95 рублей 95 копеек, а также сумму денежной компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 30 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Нестеровым А.В. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. N 961 утвержден Порядок (действовал на момент несения истцом службы и увольнения) привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха.
В соответствии с пунктом 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10 Порядка).
Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований с учетом, установленных по делу обстоятельств, суды исходили из того, что на предоставление денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, сотрудник может претендовать только в случае соблюдения установленного порядка, при этом должно иметь место само волеизъявление сотрудника на получение денежной компенсации.
Суды отметили, что истец, зная свой режим службы и факты привлечения к несению службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, ежемесячно получая денежное довольствие, достоверно знал о том, что у него есть право на получение соответствующей компенсации (либо в виде соответствующих выплат, либо в виде дополнительных дней отдыха), однако никаких мер к восстановлению своих трудовых прав не предпринял, с рапортами о выплате денежной компенсации за переработку к работодателю не обращался.
Суды пришли к выводу о том, что истцом не был соблюден установленный порядок обращения за денежной компенсацией.
Суды пришли к выводу о том, что истцом пропущен срок на обращение в суд с иском, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе в иске, в связи с пропуском срока были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 30 декабря 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.