Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Панфиловой Л.Ю, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Старковой ФИО7 на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09.10.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09.04.2021 по делу по иску Старковой ФИО8 к УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Федеральной службе судебных приставов России о признании незаконным отказа в заключении контракта и принятии на службу.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, объяснения Старковой В.А. и ее представителя Якубович Е.В, представителя УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Федеральной службы судебных приставов России - Замираловой А.В,
УСТАНОВИЛА:
истец, обратившись в суд, указала, что замещала должность "данные изъяты".
В связи с введением в действие с 01.01. 2020 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области реструктурировано в орган принудительного исполнения. В ходе проведения организационно-штатных мероприятий сотрудники, являвшиеся гражданскими служащими, переведены в новую структуру, однако перевод истца осуществлен не был. Приказом от 05.06.2020 с ней расторгнут контракт в связи с сокращением должностей гражданской службы по п. 8.2 ч. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в этот же день внесена запись в трудовую книжку.
С приказом о расторжении контракта истец не согласна, поскольку в отделе имелись вакантные должности.
Также ссылалась на то, что прием в органы принудительного исполнения происходит поочередно в 4 этапа, в которые входит: тестирование, профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование, сбор, подготовка и заполнение документов. Успешно пройдя тестирование, истец прошла и профессиональный психологический отбор, затем медицинское освидетельствование, по результатам которого признана годной к службе. При прохождении последнего этапа - сбора документов, ей было вручено уведомление от 01.04.2020 с предложением должности "данные изъяты", на замещение которой она дала свое согласие, подписав со своей стороны контракт.
14.05.2020 руководитель отдела уведомил истца о том, что профессиональный психологический отбор ею не пройден, 15.05. 2020 ей вручено уведомление, из которого следовало, что центральной комиссией по психологическому отбору ФССП принято решение об отмене заключения и назначении нового комплексного обследования, повторного прохождения данного этапа.
Повторно профессиональный психологический отбор она не прошла, в результате чего 01.06. 2020 была уведомлена об отказе в приеме на службу и увольнении в срок до 30.06.2020. С результатами рассмотрения документов истец, несмотря на заявление, не ознакомлена.
Учитывая, что она длительный период работала добросовестно, неоднократно поощрялась, считает незаконным отказ от заключения контракта.
С учетом уточнения требований просила признать незаконным отказ в приеме на службу в органы принудительного исполнения, восстановить ее в должности "данные изъяты", обязать ответчика заключить с ней контракт на прохождение службы, взыскать в её пользу заработную плату за время вынужденного прогула с 01.06.2020 по 07.08.2020 в размере 134 529, 50 рублей.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ФССП России.
Истец в ходе рассмотрения дела отказалась от требований к УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в части признания приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе в должности "данные изъяты", отказ от требований принят судом, о чем вынесено определение.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 09.10.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09.04.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить оспариваемые судебные акты, считая их незаконными, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам, неправильное применение судами норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Проверив законность оспариваемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признает доводы кассационной жалобы обоснованными.
На основании исследованных доказательств судами установлено, что Старкова В.А. с 2013 года занимала должности федеральной государственной гражданской службы Управления федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, с 27.07.2016 назначена на должность федеральной государственной гражданской службы "данные изъяты", имеет классный чин юстиции - "данные изъяты" на основании приказа от 03.07.2014.
16.01.2020 истец уведомлена о том, что в связи с вступлением в силу 01.01.2020 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы, ей разъяснено, что замещаемая ею должность подлежит сокращению, в связи с чем предложено до 10.02.2020 проинформировать в письменном виде, изъявляет ли она желание поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ.
Истцу разъяснены положения части 2 статьи 92 ФЗ от 01.10.2019 N 328-ФЗ о процедуре прохождения отбора, и что в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности, ей при наличии возможности будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности, а при отсутствии таких должностей, а также в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, она будет освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" не позднее 30.06.2020.
Изъявив желание поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность "данные изъяты" Старкова В.А. прошла 03.03.2020 профессиональный психологический отбор и 23.03. 2020 медицинское освидетельствование, по результатам которых признана пригодной к службе в органах принудительного исполнения.
01.04.2020 Старковой В.А. предложена должность "данные изъяты", на замещение которой она выразила согласие.
При подготовке документов руководитель Управления, не согласившись с заключением по итогам профессионального психологического отбора, 14.04.2020 направил документы в центральную комиссию по психологическому отбору Федеральной службы судебных приставов России, решением которой от 14.05.2020 отменено заключение о профессиональной пригодности Старковой В.А. в связи с выявленными нарушениями установленного порядка проведения психологического отбора, назначено новое комплексное обследование на 15.05.2020.
Старкова В.А. согласилась на проведение нового комплексного отбора.
Согласно заключению профессиональной пригодности по результатам прохождения профессионально-психологического отбора в органы принудительного исполнения N 18/7 от 19.05.2020 Старкова В.А. отнесена к третьей категории профессиональной пригодности (рекомендована условно).
По результатам рассмотрения документов, представленных Управлением Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в центральный аппарат ФССП России для назначения на должность сотрудника органов принудительного исполнения РФ, директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации, с учетом результатов проверочных мероприятий и профессионального психологического отбора, принято решение об отказе истцу в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, о чем она извещена 01.06.2020, ей с учетом категории и группы замещаемой должности, предложены для прохождения государственной гражданской службы иные должности, на замещение которых она не выразила согласия.
Приказом от 05.06.2020 N 707-К "Об увольнении В.А.Старковой" служебный контракт со Старковой В.А. расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы "данные изъяты" управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на основании пункта 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и уволена с федеральной государственной гражданской службы 08.06.2020 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Основанием увольнения указаны приказ "Об утверждении структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области" от 01.10.2020 N 30, уведомления от 14.01.2020 N 27909/20/645-АК, от 01.06.2020 N 27909/20/14975-АК.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение об отказе истцу в заключении контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения, принято уполномоченным лицом в пределах его компетенции и полномочий по итогам рассмотрения представленных документов, с учетом заключения профессионального психологического отбора, составленного специалистом в указанной области, имеющим соответствующее образование и право заниматься указанной деятельностью, т.е. в соответствии с Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1909. Также судами двух инстанций учтено, что Старкова В.А. в центральную комиссию с заявлением о несогласии с решением не обращалась.
Однако выводы суда об отказе в иске сделаны без выявления всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют установленному.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07. 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2).
К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) (пункты 4 и 7 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).
В силу пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.10. 2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В статье 1 указанного Федерального закона дается определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 01.10. 2019 г. N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 9 указанного закона Федерального закона в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 328-ФЗ на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.
Статьей 92 названного Федерального закона установлены заключительные положения.
Согласно части 2 статьи 92 гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 02.10. 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 01.01.2020, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27.07. 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (часть 13).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12. 2019 N 1909 утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, которые вступили в силу с 01.01. 2020 (далее -Правила).
Данные Правила определяют порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Как следует из положений пункта 4 вышеуказанных Правил психологический отбор осуществляется путем проведения психологических исследований, тестирований, а в отношении кандидатов на отдельные должности в органах принудительного исполнения - психофизиологических исследований, тестирований, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.
В пункте 7 Правил закреплены факторы риска, подлежащие выявлению в ходе комплексных обследований.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведение психологического отбора осуществляется специалистами, выполняющими функции по психологическому отбору.
Специалисты должны иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности) "Психологические науки" (пункт 10 Правил).
С учетом результатов комплексного обследования специалисты составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата.
В силу пункта 17 Правил заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:
а) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности);
б) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности);
в) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности);
г) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности).
В соответствии с пунктом 20 Правил к третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.
К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учётом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.
Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) (пункт 22 Правил).
Заключение действительно в течение 12 месяцев со дня его составления (пункт 23 Правил).
Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 23 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании (пункт 24 Правил).
В соответствии с пунктом 25 Правил заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 27 Правил для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся проведения профессионального психологического отбора в органах принудительного исполнения, руководителем федерального органа принудительного исполнения формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия).
В силу пункта 28 Правил в состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения (по согласованию), имеющие образование, указанное в пункте 10 настоящих Правил, и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики.
В соответствии с пунктом 29 Правил Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются руководителем федерального органа принудительного исполнения.
Согласно пункту 31 Правил руководитель в случае несогласия с заключением направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия.
В соответствии с пунктом 32 Правил решения принимаются центральной комиссией в течение 30 дней со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 31 настоящих Правил.
В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 31 настоящих Правил, в деятельности специалиста выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится специалистом, определяемым центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено специалисту, который нарушил установленный порядок проведения психологического отбора (пункт 32 Правил).
Заключением о профессиональной пригодности истца от 03.03.2020 она отнесена к первой категории профессиональной пригодности.
Руководитель Управления, не согласившись с таким заключением 14.04.2020 направил документы в центральную комиссию по психологическому отбору Федеральной службы судебных приставов, решением которой от 14.05.2020 отменено заключение о профессиональной пригодности Старковой В.А. в связи с выявленными нарушениями установленного порядка проведения психологического отбора, назначено новое комплексное обследование на 15.05.2020.
Однако судами при разрешении настоящего спора не проверялись и не оценивались причины обращения руководителя УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в центральную комиссию, суть его несогласия с проведенным исследованием, а также в чем выразилось по мнению центральной комиссии нарушение проведения психологического отбора 03.03.2020.
Поскольку уполномоченный руководитель принял решение от отказе истцу в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, основываясь только на результатах повторного заключения психологического тестирования, иного из материалов дела не следует, а при рассмотрении спора Старкова В.А. ссылалась на то, что решение центральной комиссии (ФССП России) об отмене первичного заключения является незаконным, повторное тестирование проведено формально и субъективно, судом подлежала проверке обоснованность отмены заключения от 03.03.2020, а также соблюдение порядка прохождения профессионально-психологического исследования 19.05.2020, по результатом которого Старкова В.А. отнесена к третьей категории профессиональной пригодности (рекомендована условно).
В кассационной жалобе истец ссылается на то, что также без судебной оценки остались и ее доводы о том, что психолог, проводившая повторное исследование, располагала данными предыдущего исследования от 03.03.2020, что свидетельствует о нарушении порядка нового исследования и требований конфиденциальности ранее вынесенного заключения. Судами не проверенно соответствие выводов отнесения истца к третьей категории профессиональной пригодности пункту 20 вышеназванных Правил при наличии положительных характеристик ее деловых качеств.
Судами не учтено, что формальный, субъективный поход к оценке деловых качеств истца со стороны руководителя, уполномоченного осуществлять отбор на должности федеральной государственной службы, без соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 17 ФЗ-328, приведенной выше, может свидетельствовать о нарушении принципа равных возможностей на заключение контракта без какой- либо дискриминации.
Кроме того, итог профессионально-психологического исследования с выводом "рекомендована условно", при отсутствии иных препятствий подлежал оценки в связи с вышеприведенными нормами наряду с деловыми качествами истца.
Без оценки названных обстоятельств судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, не проверив доводы апелляционной жалобы в полном объеме, допущенных нарушений не выявил, поэтому апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с направление дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, разрешить спор с учетом установленного и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила:
отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09.04.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.