Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Виноградовой О.Н, Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 21.01.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 04.05.2021 по гражданскому делу по иску Лабина А.А. к ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" о взыскании доплаты за работу в выходные и праздничные дни.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А,
УСТАНОВИЛА:
истец, обратившись в суд, указал, что работает в войсковой части 20293 в качестве "данные изъяты" сбс "Игорь Белоусов". В период с ноября 2019 года по декабрь 2020 года он привлекался к работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни сверх нормы рабочего времени. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате заработной платой составила 79 018, 19 рубля.
Просил с учетом уточнений, взыскать оплату труда за период с ноября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 91 169, 81 рубля, доплату отпуска с 03.08.2020 по 29.09.2020 в размере 12 172, 46 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 21.01.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 04.05.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить оспариваемые судебные акты, считая их незаконными.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 349 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Для лиц, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил РФ, такие особенности установлены Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583" (утратило силу в декабре 2019 года) и утвержденным приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N545 Положением "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций ВС РФ", которые предусматривают условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций ВС РФ.
Оба положения не содержат механизма расчета оплаты сверхурочной работы, имея отсылку к положениям ст. 152 Трудового Кодекса РФ.
Согласно Приложению N 2 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 822 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Исходя из системного толкования норм права (ст. ст. 149, 153, 154 ТК РФ) следует, что работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежит оплате в повышенном размере с учетом всех доплат: компенсационных и стимулирующих надбавок, предусмотренных системой оплаты труда.
При рассмотрении дела установлено, что истец является работником войсковой "данные изъяты", находящейся на финансовом довольствии ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю". В период времени с ноября 2019 года по декабрь 2020 года истец работал в ночное время, привлекался к работе в выходные и праздничные дни.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 129, 149, 152, 153 Трудового кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что оплата труда истца в выходные и праздничные дни подлежит расчету с применением компенсационных и стимулирующих надбавок, а районный коэффициент и процентная надбавка начисляются не только на тарифную часть заработной платы (должностной оклад), но и на доплаты, связанные с условиями и характером труда.
Действующее правовое регулирование призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
При разрешении спора суды обеих инстанций правильно применили указанные выше нормы материального права в соответствии с их содержанием и фактическими обстоятельствами дела.
Оснований для отмены оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 21.01.2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 04.05.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.