Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Зари А.И, Санникова А.Б, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Баркаева М.Б. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 3 июня 2021 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований полковника Джабраилова Тажутдина Мурсаловича о признании незаконными действий командира войсковой части N и жилищной комиссии этой воинской части, связанных с отказом в принятии истца и члена его семьи на жилищный учёт.
Заслушав доклад судьи Костина В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчиков - капитана юстиции Тотиева М.Ю, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Джабраилов Т.М. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от 20 февраля 2021 года (протокол N 2-21), утверждённое командиром этой воинской части, об отказе в принятии его и члена его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия);
обязать жилищную комиссию войсковой части N принять его и члена его семьи на жилищный учёт для обеспечения жилищной субсидией.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы утверждает, что суд первой инстанции неправильно признал, что Джабраилов Т.М. был обеспечен жильём за счёт государства.
При этом он ссылается на то, что на основании решения жилищно-бытовой комиссии воинской части от 30 декабря 2003 года (протокол N 14) двухкомнатная квартира в городе "адрес" была предоставлена истцу в качестве служебного жилья.
На основании постановления Главы администрации города "адрес" от 30 ноября 2009 года эта квартира была передана в общую долевую собственность Джабраилова Т.М. и членов его семьи. Это свидетельствует о том, что жилое помещение было предоставлено из муниципального жилищного фонда.
По мнению представителя, ссылка представителя ответчиков на статью 53 ЖК РФ является необоснованной, так как со дня отчуждения истцом жилого помещения до принятия жилищной комиссией оспариваемого решения прошло более пяти лет. Поэтому оснований для отказа в признании Джабраилова Т.М. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении не имелось.
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Как видно из материалов дела, Джабраилов Т.М, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, проходит военную службу в войсковой части N, общая продолжительность этой службы составляет более 20 лет.
Постановлением Главы администрации города "адрес" от 19 февраля 2004 года N 310 Джабраилову Т.М. и членам его семьи (супруге, дочери, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сыну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 30 декабря 2003 года в городе Махачкале выделена двухкомнатная квартира общей площадью 51, 5 кв. м.
Следовательно, истцу было предоставлено жилое помещение из государственного жилищного фонда. При этом из постановления Главы администрации города Махачкалы от 19 февраля 2004 года N 310, выданного на основании этого постановления ордера на вселение N 3683, сообщения из управления имущественных и земельных отношений города Махачкалы от 27 апреля 2021 года видно, что это жилое помещение не являлось служебным.
По постановлению Главы города "адрес" от 30 ноября 2009 N 4334 и на основании договора о безвозмездной передаче гражданам квартиры в собственность от 16 декабря 2009 года Джабраилову Т.М, его супруге и сыну безвозмездно передана в собственность вышеназванная квартира, в равных долях (по 17, 16 кв. м), без учёта его дочери, за которой 9 февраля 2009 года зарегистрировано право собственности на приобретённую в том же году по договору купли-продажи квартиру общей площадью 69 кв. м в городе "адрес".
26 марта 2010 года за Джабраиловым Т.М, его супругой и сыном зарегистрировано право общей долевой собственности на предоставленную квартиру, а 24 августа 2015 года - зарегистрировано прекращение права собственности в связи с отчуждением этой квартиры.
22 января 2021 года Джабраилов Т.М. обратился в жилищную комиссию войсковой части N с заявлением о принятии его и супруги на жилищный учёт для предоставления жилищной субсидии.
20 февраля 2021 года (протокол N 2-21) жилищная комиссия войсковой части N отказала в принятии их на жилищный учёт на том основании, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии со статьёй 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным этим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом.
Из положений статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление за счет федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Федерального закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает вышеуказанный федеральный орган обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 года N 397-О и от 20 ноября 2014 года N 2655-О содержится правовая позиция, согласно которой закрепленные в пункте 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенной категории граждан, как отсутствие сделок по распоряжению жильем, полученным от государства, повлекших ухудшение жилищных условий, и необходимость (для военнослужащих) представления документов о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения государством жильем определенной категории граждан.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что в случае, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В том случае, если военнослужащий реализовал своё право на получение от государства жилого помещения по установленным нормам и не может сдать его в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность либо в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ.
С учётом вышеизложенных имеющих значение для дела обстоятельств остальные приведённые в жалобе доводы не влияют на существо принятого судебного решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал законным решение жилищной комиссии войсковой части N, утверждённое командиром этой воинской части, об отказе в принятии Джабраилова Т.М. и его супруги на жилищный учёт для предоставления жилищной субсидии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 3 июня 2021 года по административному исковому заявлению Джабраилова Тажутдина Мурсаловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи: А.И. Заря
А.Б. Санников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.