Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к приказу Министерства образования и науки
Республики Адыгея
от 11 октября 2007 г. N 657
Рекомендации
по проведению экспертизы соответствия содержания и качества
подготовки выпускников образовательных учреждений среднего
профессионального образования требованиям государственных
образовательных стандартов и показателей деятельности
образовательного учреждения для определения его вида в рамках
аккредитации образовательного учреждения
I. Общие положения
1.1. Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования требованиям государственных образовательных стандартов СПО и показателей деятельности образовательного учреждения для определения его вида в рамках аккредитации осуществляется в 2 этапа:
первый этап - самообследование (самоанализ, который проводит само учреждение);
второй этап - работа комиссии по государственной аккредитации.
Задача самоанализа - выявление достоинств и недостатков в деятельности учреждения СПО и выявление возможностей улучшения его функционирования.
Самообследование проводится по следующим показателям:
- организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и система управления;
- условия реализации образовательных программ;
- структура подготовки специалистов;
- содержание подготовки специалистов;
- качество подготовки специалистов;
- воспитательная работа.
1.2. Образовательное учреждение готовит следующие документы, необходимые для работы комиссии по проведению экспертизы:
1) Лицензия с приложениями (действующая и предыдущая).
2) Устав образовательного учреждения.
3) Нормативная документация по организации образовательного процесса.
4) Материалы самообследования в целом по образовательному учреждению и по каждому направлению (специальности) подготовки, а также отчет о своей деятельности по показателям государственной аккредитации, полученный с помощью программы "Модуль сбора данных для образовательных учреждений СПО" (сайт Росаккредагентства).
5) Фонды контрольных заданий, использованные при самообследовании по всем направлениям (специальностям) подготовки.
6) Результаты анкетирования студентов по вопросам организации воспитательной работы в образовательном учреждении.
7) Государственные образовательные стандарты по реализуемым на правлениям и уровням (ступеням) подготовки.
8) Учебные планы (на текущий учебный год и за 3 последние года) и расписание занятий (по всем формам обучения).
9) Рабочие учебные программы всех дисциплин учебного плана.
10) Программы всех видов практик, договоры о базе практики, приказы по закреплению студентов за базами практики и отчеты студентов о прохождении практик.
11) Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение программ подготовки.
12) Перечень учебных лабораторий и информация об их использовании в образовательном процессе.
13) Программа развития образовательного учреждения, планы работы образовательного учреждения за три последних года с аналитически ми материалами.
14) Методические разработки по организации самостоятельной работы студентов.
15) Документы, регламентирующие и отражающие воспитательную работу в учреждении.
16) Информация о библиотечном фонде и динамике его обновления.
17) Приказы о зачислении студентов, их переводах, восстановлении, отчислении. Документы образовательного учреждения, регламентирующие порядок перевода студентов из другого образовательного учреждения, с одной образовательной программы на другую или с одной формы обучения на другую.
18) Правила приема. Формы контроля знаний абитуриентов (экзаменационные билеты, тесты). Сведения о конкурсе при поступлении за последние 3 года. Отчеты приемных комиссий.
19) Личные дела студентов.
20) Результаты сдачи студентами промежуточных аттестаций. Экзаменационные билеты по дисциплинам учебного плана.
21) Приказы об утверждении председателей итоговых аттестационных комиссий за последние 3 года и их отчеты по результатам работы.
22) Приказы об утверждении тем выпускных квалификационных работ за последние 3 года. Экзаменационные билеты для проведения выпускных квалификационных экзаменов. Выпускные квалификационные работы за последние три года.
23) Образцы документов, выдаваемые выпускникам, с приложением перечня дисциплин учебного плана.
24) Сведения о трудоустройстве выпускников за последние 3 года.
25) Справка из службы занятости о выпускниках, состоящих на учете (по направлениям подготовки). Отзывы организаций о качестве подготовки специалистов.
26) Формы статистической отчетности.
27) Отчет об устранении недостатков, выявленных предыдущей комиссией.
1.3. Экспертное заключение о состоянии подготовки студентов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла (по циклу общих математических и естественно-научных дисциплин) готовит член комиссии по данному направлению. Он анализирует представленные материалы, проводит выборочные контрольные опросы студентов, сравнивает полученные результаты с результатами самообследования. По результатам работы член комиссии оформляет экспертное заключение, формулирует замечания, предложения, рекомендации для образовательного учреждения, делает выводы о соответствии или несоответствии состояния подготовки студентов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла (по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин) требованиям государственного образовательного стандарта СПО.
Экспертное заключение о состоянии подготовки студентов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ), по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам (ОМЕНД) включает в себя следующие показатели:
1. Организационно-правовая основа ведения образовательной деятельности.
2. Анализ учебных планов и программ учебных дисциплин.
3. Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение цикла дисциплин.
4. Организация учебного процесса.
5. Кадровое обеспечение.
6. Материальная база.
7. Результаты проверки качества подготовки студентов.
1.4. По итогам работы член комиссии по государственной аккредитации составляет экспертное заключение о состоянии подготовки студентов по соответствующей специальности.
В ходе экспертизы каждой профессии анализируются:
- соответствие внутренней документации образовательного учреждения требованиям законодательства и нормативным положениям;
- наличие государственного образовательного стандарта. Соответствие нормативного срока реализации образовательных программ государственному стандарту по нормам обучения;
- структура и содержание образовательных программ;
- организация образовательного процесса;
- информационно-методическое обеспечение;
- уровень требований при приеме;
- характеристика системы внутреннего контроля;
- качество подготовки специалистов в образовательном учреждении;
- эффективность системы внутреннего контроля качества подготовки специалистов;
- итоговая аттестация выпускников;
- востребованность выпускников;
- кадры;
- научно-методическая работа, научно-исследовательская работа;
- материально-техническая и учебно-лабораторная база.
При экспертизе каждой профессии проводятся контрольные работы по циклу общепрофессиональных, специальных дисциплин (теоретическому обучению, производственному обучению, изучается организация производственной практики).
Результаты экспертизы оформляются в виде заключения об исполнении образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов по каждой аттестуемой профессиональной программе.
Заключение доводится до сведения работников образовательного учреждения и его учредителя (ей).
Одной из важных задач членов комиссии является проверка достоверности информации в отчете, подготовленном образовательным учреждением с помощью Модуля сбора данных. В дальнейшем данные из Модуля будут использоваться для вычисления аккредитационных показателей деятельности образовательного учреждения в соответствии с Перечнем основных показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 1 октября 2001 г. N 3249).
II. Порядок работы комиссии по проведению экспертизы
соответствия содержания и качества подготовки выпускников
образовательных учреждений среднего профессионального
образования требованиям государственных образовательных
стандартов и показателей деятельности образовательного
учреждения для определения
его вида в рамках аккредитации
2.1. В состав комиссии в качестве экспертов включаются представители органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления, регионального совета директоров образовательных учреждений СПО, директора, заместители директоров образовательных учреждений СПО по учебной или учебно-методической и по учебно-производственной работе, эксперты по циклам дисциплин (общие гуманитарные и социально-экономические, математические и общие естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные).
2.2. Комиссия проводит экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения среднего профессионального образования требованиям государственного образовательного стандарта и показателей деятельности образовательного учреждения с выездом в образовательное учреждение. Сроки проведения экспертизы определяет Министерство образования и науки Республики Адыгея.
2.3. Члены комиссии анализируют представленные образовательным учреждением материалы, проводят выборочные контрольные опросы студентов (при этом количество опрошенных студентов должно быть не менее 90% от общего контингента студентов), сравнивают полученные результаты с результатами самообследования.
2.4. Регламент работы комиссии по экспертизе в образовательном учреждении:
1 день
Первое заседание комиссии, на котором уточняется план-задание для каждого члена комиссии.
Совещание, проводимое председателем комиссии с руководителями образовательного учреждения и структурных подразделений.
Работа комиссии с представленными образовательным учреждением документами, разработка заданий для проведения контрольных опросов студентов. Уточнение расписания проведения контрольных опросов, комплектование групп студентов для проведения контрольных опросов.
Знакомство с материальной базой образовательного учреждения, в том числе общежитием.
Посещение открытых мероприятий.
2 день
Проведение членами комиссии контрольных опросов студентов. Обработка и анализ результатов проведенных контрольных опросов. Работа комиссии с представленными образовательным учреждением документами.
Посещение баз практик. Посещение открытых мероприятий.
3 день
Подготовка членами комиссии экспертных заключений по организации учебно-воспитательного процесса.
Заседание комиссии по подведению итогов экспертизы образовательных программ и учреждения в целом.
Проведение педагогического совета с приглашением всех работников образовательного учреждения по подведению предварительных итогов экспертизы.
III. Проведение анкетирования студентов
3.1. В ходе аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования проводится оценка состояния воспитатель ной работы в учреждении. Для этого образовательное учреждение до начала работы комиссии по государственной аккредитации в учреждении проводит анкетирование студентов и результаты анкетирования представляет в виде таблицы.
3.2. Анкетирование проводится среди студентов 2 - 3 - 4 - 5(6)-го курсов. В качестве единицы исследования отбирается учебная группа с последующим в ней сплошным опросом. В опросе должны принять участие студенты всех специальностей, по которым осуществляется подготовка в образовательном учреждении. Группы отбираются случайным образом, при этом если на одном курсе одной специальности обучаются несколько групп, то можно выбрать одну группу.
3.3. Анкетирование проводит заместитель директора по воспитательной работе, заведующий отделением, социальный педагог, куратор или классный руководитель группы (далее - ответственный).
3.4. Процедура опроса
1) До начала опроса ответственный должен присутствующим студентам кратко объяснить цель и задачи исследования, подчеркнуть значение опроса для повышения уровня организации внеучебной работы в образовательном учреждении;
2) Приступая к консультации по отдельным моментам заполнения анкеты, необходимо обратить особое внимание на ее анонимность и на то обстоятельство, что результаты анкетирования будут использованы в обобщенном виде;
3) Обратить внимание студентов на тот факт, что от искренности и точности ответов на все вопросы анкеты зависит правильность выводов по итогам опроса и эффективность разработанных на их основе рекомендаций;
4) Следить за тем, чтобы во время заполнения анкеты студенты не переговаривались и не консультировались друг с другом по ответам на вопросы;
5) Ответственный должен со вниманием отнестись к каждому случаю отказа отвечать на вопросы анкеты, в тактичной форме вновь объяснить цель исследования, указать на общественную полезность исследования, подчеркнуть его анонимность;
6) После окончания опроса необходимо собрать заполненные анкеты студентов и передать ответственным за их обработку в образовательном учреждении.
3.5. После проведения анкетирования анкеты обрабатываются в образовательном учреждении, и результаты представляются члену комиссии по государственной аккредитации, проверяющему воспитательную систему образовательного учреждения.
IV. Порядок экспертизы отдельных образовательных программ
4.1. В случае реализации в образовательном учреждении образовательной программы среднего профессионального образования, не имеющей государственной аккредитации и по которой планируется провести первый выпуск в текущем учебном году, необходимо представить в Министерство образования и науки Республики Адыгея до 1 ноября текущего года заявку по установленной форме (приложение N 2 к инструкции) на проведение экспертизы этой отдельной профессиональной образовательной программы.
4.2. Для подготовки заключения по экспертизе отдельной профессиональной образовательной программы образовательному учреждению необходимо направить в Министерство образования и науки Республики Адыгея не позднее, чем в 10-дневный срок после проведения итого вой государственной аттестации выпускников следующие документы:
1) учебный план профессиональной образовательной программы с экспертной оценкой Учебно-методического совета при Министерстве культуры Республики Адыгея;
2) копия утвержденного состава ГАК;
3) отчет председателя ГАК;
4) информационные данные об условиях реализации профессиональной образовательной программы.
4.3. Комиссия по государственной аккредитации рассматривает представленные образовательным учреждением документы и принимает решение о соответствии (несоответствии) заявленной образовательной программы требованиям государственного образовательного стандарта.
Перечень рабочих материалов, используемых для организации экспертизы
1. Структура материалов самообследования образовательного учреждения среднего профессионального образования.
2. Приложение к материалам самообследования образовательного учреждения СПО:
1) основные показатели деятельности за последние три года;
2) информационно-методическое обеспечение;
3) качество подготовки;
4) информационные данные о кадровом обеспечении образовательного процесса;
5) информация о результатах контроля знаний, проведенного при самообследовании, по циклу (общегуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных) дисциплин;
6) сведения о востребованности выпускников.
3. Приложение к экспертному заключению по организации учебно-воспитательного процесса по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам:
- итоговые данные контроля знаний студентов.
4. Приложение к экспертному заключению по организации учебно-воспитательного процесса по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам:
- итоговые данные контроля знаний студентов.
5. Приложение к экспертному заключению по организации учебно-воспитательного процесса по специальности:
- итоговые данные контроля знаний студентов.
6. Анкета студента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.