Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 2 октября 2008 г. N 718 настоящий приказ дополнен приложением N 9
Приложение N 9
к приказу Министерства образования и науки
Республики Адыгея
от 11 октября 2007 г. N 657
Рекомендации
по проведению экспертизы реализуемых образовательных программ
в образовательном учреждении дополнительного образования детей
(детской школе искусств), показателей деятельности образовательного
учреждения для определения его вида и категории в рамках
аккредитации образовательного учреждения
I. Общие положения
Рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 мая 2000 г. N 1276 "О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей", письмом Министерства культуры Российской Федерации от 18 мая 2004 г. N 626-06-32 "Методические рекомендации по определению требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств и проведению аттестации детских школ искусств", Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 522.
К детским школам искусств относятся школы, имеющие различные наименования (музыкальные, художественные, театральные, хореографические и другие) и реализующие дополнительные образовательные программы для детей по отдельным видам искусства.
В состав комиссии по государственной аккредитации включаются представители органов управления культурой, образовательных учреждений культуры и искусства.
II. Порядок проведения экспертизы
Экспертиза деятельности школы искусств проводится по следующим направлениям:
- анализ содержания образования;
- изучение всех образовательных программ, реализуемых в школе искусств в их соответствии образовательной программе школы искусств, учебному плану;
- изучение состояния методической работы;
- изучение уровня достижений учащихся;
- анализ системы формирования и развития учебных навыков и умений;
- анализ условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса;
- анализ кадрового обеспечения образовательного процесса;
- анализ условий и материально-технического обеспечения образовательной деятельности в школе искусств;
- изучение соответствия формы управления образовательным процессом школы искусств его содержанию;
- анализ содержания образовательной деятельности в части учета специфики региона, потребностей детей, социума.
В процессе экспертизы комиссия по государственной аккредитации проводит анализ документов, а также материалов самоанализа школы искусств, представленных на ее рассмотрение:
- Устав школы искусств;
- лицензию на право ведения образовательной деятельности;
- образовательную программу школы искусств;
- примерные учебные планы, рекомендованные Минкультуры России и используемые в школе искусств;
- рабочие учебные планы;
- примерные учебные программы;
- рабочие учебные программы;
- сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов;
- сведения о материально-технической базе и оснащенности учебного процесса;
- сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой;
- локальные нормативные акты;
- годовой календарный учебный график;
- расписание занятий;
- штатное расписание;
- сведения о повышении квалификации преподавателей;
- материалы методической деятельности преподавателей;
- материалы работы методических служб;
- материалы вступительных испытаний;
- индивидуальные планы учащихся;
- журналы для групповых и индивидуальных занятий;
- общешкольные ведомости успеваемости;
- сведения об учащихся, поступивших в средние специальные учебные заведения;
- сведения об учащихся, ставших лауреатами и дипломантами конкурсов и фестивалей;
- сведения об организации творческой практики учащихся - концертной (выставочной) деятельности школы искусств.
Все сведения представляются за 3 года, предшествующие аккредитации.
Образовательная программа школы искусств - один из основных документов, который школа искусств должна представить комиссии по государственной аккредитации. Образовательная программа - показатель организационной культуры школы искусств, ее социальной зрелости, насколько деятельность школы искусств отвечает интересам окружающей среды.
Содержанием образовательной программы является:
1. Обоснование потребностей и образовательных интересов детей, родителей.
2. Цели и задачи образовательной деятельности школы искусств.
3. Сравнительный анализ примерных и рабочих учебных планов и примерных и рабочих учебных программ.
4. Описание особенностей организации образовательного процесса (взаимообусловленности и преемственности образовательных программ, форм организации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и итоговой аттестаций детей).
5. Организация инновационной деятельности школы искусств.
Несмотря на то, что программа развития школы искусств не входит в список обязательных документов для получения государственной аккредитации, этот документ незаменим для прогнозирования деятельности школы искусств, его способности к выживанию и развитию в современных социальных условиях. Планирование будущего образовательного учреждения представляет поиск ответов на четыре основных вопроса:
1. Что представляет собой сегодня школа искусств, каковы ее сильные и слабые стороны?
2. Какой желательно видеть школу искусств в будущем?
3. Какие возможности существуют для реализации цели деятельности школы искусств, и что может этому помешать?
4. Какие действия и в какой последовательности должны быть предприняты школой искусств, чтобы достичь поставленной цели?
Комиссия по государственной аккредитации вправе провести свою экспертизу содержания и результатов образовательной деятельности школы искусств как по всем реализуемым в течение трех последних лет образовательным программам, так и выборочно.
С точки зрения итогов важно, насколько внешняя экспертиза совпала с внутренней самооценкой деятельности школы искусств, и какие наиболее важные рекомендации даны комиссией по государственной аккредитации для продолжения деятельности или исправления выявленных недочетов.
Результаты экспертизы оформляются в виде заключения об исполнении образовательным учреждением нормативных требований к организации обучения, о соответствии содержания образования и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения.
Заключение доводится до сведения работников образовательного учреждения.
Критерии положительной оценки деятельности школы искусств
Предмет оценки |
Критерии положительной оценки |
Образовательная программа учреждения |
Определяет цели и задачи образовательного процесса школы искусств, основные направления развития школы, содержит анализ рабочего учебного плана, образовательных программ по видам искусств. |
Рабочие учебные планы |
Ориентированы на примерные учебные планы и отражают специфику образовательного процесса данной школы искусств. |
Примерные учебные программы |
Образовательный процесс школы искусств соответствует требованиям примерных учебных программ. |
Рабочие учебные программы (адаптированные*, экспериментальные**, авторские***) |
Утверждены Советом школы. |
Уровень профильного образования педагогического и концертмейстерского состава |
Не менее 85% преподавателей и концертмейстеров имеют профильное образование. |
Документация школы искусств |
Документация соответствует примерной номенклатуре дел образовательного учреждения дополнительного образования детей. |
Методическое обеспечение учебного процесса |
В школе организована методическая работа, действуют методические комиссии. |
Материально-техническое оснащение учебного процесса |
Учебный процесс школы искусств обеспечен соответствующей материально-технической базой. |
Создание условий для обеспечения индивидуального подхода в рамках образовательного процесса |
Обеспечение индивидуального подхода осуществляется на уровне предмета по выбору. |
* Адаптация или модифицированная программа по содержанию и реализации совпадает с примерными . Изменения вносятся с учетом особенностей набора, организации, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, индивидуального подхода к результатам обучения.
** Экспериментальная программа - это программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, внедрение новых областей знаний и педагогических технологий. По мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения программа переходит в статус авторской.
*** Статус авторской программы присваивается по положительным результатам аттестации не менее трех выпусков учащихся по данной программе.
Критерии присвоения категории школе искусств
Категория школы искусств отражает качество даваемого образования. В понятие качества образования входят: полнота реализации образовательных программ (в том числе инновационная и экспериментальности деятельности), результативность образовательного процесса, уровень организации образовательного процесса и управления школой искусств.
Для определения категории школы искусств представляется использовать следующие таблицы.
Полнота реализации образовательных программ
N |
Показатели |
Критерии |
|||
Категории | |||||
3 |
2 |
1 |
высшая |
||
1. |
Соответствие образовательного процесса структуре и содержанию примерных учебных планов и требованиям примерных учебных программ Количество баллов* |
Полное соответствие
4 |
Полное соответствие
4 |
Полное соответствие
4 |
Полное соответствие
4 |
2. |
Наличие инновационной деятельности
Количество баллов* |
Инновационная деятельность отсутствует
0 |
Инновационная деятельность отсутствует
0 |
Наличие инновационной деятельности по апробации авторских программ
3 |
Наличие инновационной деятельности по разработке экспериментальных программ и апробации авторских программ 4 |
3. |
Соответствие реального состояния образовательного процесса целям и задачам образовательной программы учреждения
Количество баллов* |
Школой разработана образовательная программа, но не отработан механизм реализации образовательной программы
2 |
Школой разработана образовательная программа, но не отработан механизм реализации образовательной программы 2 |
Образовательной программе школы соответствует реальное состояние образо- ватель-ного процесса
4 |
Образовательной программе школы соответствует реальное состояние образовательного процесса
4 |
Результативность образовательных программ
N |
Показатели |
Критерии |
|||
Категории | |||||
1 |
Уровень и качество подготовки выпускников
Количество баллов* |
Результатыподготовкивыпускников соответствуют итоговым требованиям примерных учебных программ
4 |
Результаты подготовки выпускников соответствуют итоговым требованиям примерных учебных программ
4 |
Результаты подготовки выпускников соответствуют итоговым требованиям примерных учебных программ 4 |
Результаты подготовки выпускников соответствуют итоговым требованиям примерных учебных программ
4 |
2 |
Творческие достижения учащихся и уровень ранней профессиональной подготовки учащихся
Количество баллов* |
Школа не имеет учащихся - лауреатов и дипломантов конкурсов (выставок) и фестивалей и не имеет выпускников, поступивших в средние специальные учебные заведения
0 |
Учащиеся школы участвуют в конкурсах (выставках) и фестивалях Есть выпускники, поступившие в средние специальные учебные заведения.
2 |
Школа имеет лауреатов и дипломантов областных, городских районных (окружных) конкурсов (выставок). Есть выпускники, поступившие в средние специальные учебные заведения 3 |
Школа имеет лауреатов и дипломантов международных, всероссийских, региональных конкурсов (выставок). Выпускники ежегодно поступают в средние специальные учебные заведения
4 |
3 |
Уровень творческой практики учащихся
Количество баллов* |
Творческая практика учащихся реализуется на уровне внутришкольных концертов (выставок)
1 |
Творческая практика учащихся реализуется на уровне открытых концертов (выставок)
3 |
Творческая практика учащихся реализуется на уровне открытых концертов (выставок)
3 |
Творческая практика учащихся и выпускников школы реализуется на уровне открытых концертов (выставок) 4 |
* В приводимой таблице используется следующая система оценки: отсутствие признака, по которому производится оценка - 0 баллов, далее - по качественному наполнению - от 1 до 4-х баллов, при совпадении качественных уровней выставляемый балл соответствует оценке более высокой категории. Основные критерии школы искусств - "Соответствие образовательного процесса структуре и содержанию примерных учебных планов и примерных учебных программ", а также "Уровень и качество подготовки выпускников" - оцениваются высшим баллом.
Уровень организации образовательного процесса и управления
школой искусств
N |
Показатели |
Критерии |
|||
Категории | |||||
3 |
2 |
1 |
высшая |
||
1 |
Уровень управленческой деятельности
Количество баллов |
Представленная документация соответствует принятой номенклатуре дел и уставу школы искусств
1 |
Организована работа по реализации целей и задач школы искусств
2 |
успешное перспективное планирование деятельности школы искусств по результатам аналитической работы 4 |
Ведется успешное планирование деятельности школы искусств по результатам аналитической работы
4 |
2 |
Методическое обеспечение учебного процесса
Количество баллов |
Информационная помощь преподавателям
2 |
Информационная помощь преподавателям
2 |
Консультативно-методическая помощь преподавателям 4 |
Консультативно-методическая помощь преподавателям 4 |
3 |
Материально-техническое и информационно-техническое оснащение образовательного процесса
Количество баллов |
Созданы необходимые условия для ведения образовательной деятельности
2 |
Созданиенеобходимые условия для ведения образовательной деятельности
2 |
Процесс развития материально-технической и информационно-технической базы имеет положительную динамику 4 |
Процесс развития материально-технической и информационно-технической базы имеет положительную динамику 4 |
4 |
Уровень профильного образования преподавательского коллектива
Количество баллов |
Профильное образование имеет 85% преподавателей и концертмейстеров
1 |
Профильное образование имеет 86%-90% преподавателей и концертмейстеров 2 |
Профильное образование имеет 91 %-95% преподавателей и концертмейстеров 3 |
Профильное образование имеет 96%-100% преподавателей и концертмейстеров
4 |
5 |
Уровень квалификации преподавательских и концертмейстер- ских кадров |
|
|
|
|
Имеют категорию: |
50-59% |
60-69% |
70-79% |
от 80% |
|
из них: высшую категорию |
5%
|
5-10%
|
10-15%
|
15-20%
|
|
Количество баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Расчет категорий, устанавливаемых школам искусств
N |
Параметр оценки |
Критерии |
|||
Категории | |||||
3 |
2 |
1 |
высшая |
||
1. |
Полнота реализации образовательных программ |
6 |
6 |
11 |
12 |
2. |
Результативность образовательных программ |
5 |
9 |
10 |
12 |
3. |
Уровень организации образовательного процесса и управления школой искусств |
7 |
10 |
18 |
20 |
|
Итого: |
18 |
25 |
39 |
44 |
При расчете категорий школы искусств следует придерживаться следующих принципов:
1. Из трех параметров оценки только один может соответствовать более низкой категории.*
2. Количество баллов, набранных школой искусств, не должно быть ниже 42 - для высшей категории, 31 - для 1 категории, 21 - для 2 категории, 18 - для 3 категории.
* Например, для школы искусств высшей категории оценка одного из параметров может соответствовать оценке I категории, для школы искусств I категории оценка одного из параметров может соответствовать оценке II категории и т.д.
Перечень рабочих материалов, используемых для организации экспертизы
1. Экспертный лист N 1. Полнота реализации образовательных программ.
2. Экспертный лист N 2. Результативность образовательных программ.
3. Экспертный лист N 3. Уровень организации образовательных образовательного процесса и управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.