Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Омаровой А.С. и Зюзюкина А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Коминтерновского района города Воронеж в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Тяжмехпресс" о понуждении устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Тяжмехпресс" на заочное решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 2 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 марта 2021 года, заслушав доклад судьи Омаровой А.С, выслушав Панову Л.М. представителя ответчика по доверенности, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рязанова В.В, возражавшего против доводов кассационной жалобы, и полагавшего постановленные судебные акты подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Коминтерновского района города Воронеж в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу (далее ОАО) "Тяжмехпресс", в котором просил обязать ОАО "Тяжмехпресс" устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в защитных сооружениях гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО) убежищ "адрес":
- провести текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования (системы вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения и средств связи) с занесением результатов в журнал оценки технического состояния ЗС ГО;
- очистить от грязи воздухозаборные и вытяжные каналы системы вентиляции, смазать и окрасить вентиляционное оборудование;
- обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток с полным обменом ее в течение 2 суток;
- провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем (ТО N 1, ТО N 2, ТО N 3, текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт);
- личный состав формирований по обслуживанию ЗС ГО обеспечить следующим имуществом: противогаз фильтрующий (с защитой от аварийно-химически опасных веществ); респиратор фильтрующий; противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде; костюм защитный облегченный; комплект дозиметров (индивидуальных) с диапазоном измерения от 20 мкЗв до 10 Зв со считывающим устройством; дозиметр-радиометр с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы излучения от 0, 10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч; газосигнализатор автоматический для определения зараженности воздуха и автоматической сигнализации об их обнаружении; многокомпонентный газоанализатор для измерения и анализа концентрации (от 1 ПДК в рабочей зоне) в воздухе и автоматической сигнализации об их обнаружении; метеорологический комплект с электронным термометром; комплект носимых знаков ограждения; комплект санитарной обработки; комплект специальной обработки автомобильной техники; радиостанция УКВ носимая; коммутатор; телефонный аппарат; индивидуальный противохимический пакет; комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом; носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные); комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты; санитарная сумка с укладкой для казания первой помощи (на 5 % штатной численности); набор перевязочных средств противоожоговый (на 20 % штатной численности); наволочка подушечная нижняя (1 шт.); наволочка подушечная верхняя (1 шт.); полотенце (3 шт.); простыня (5 шт.); ведро (урна) педальное для отбросов (1 шт.); ведро эмалированное с крышкой (1 шт.); кувшин эмалированный для воды (1 шт.); мыло туалетное (3 куска); халат медицинский (1 шт.); щитка электрическая с закрытым элементом (1 шт.); мыльница с крышкой (1 шт.); таз эмалированный (1 шт.); хлорамин (монохлорамин) (5 кг);
- обеспечить наличие документации касаемо каждого ЗС ГО, а именно следующих документов: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО. журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;
- установить порядок ежегодных и специальных осмотров ЗС ГО руководителем организации провести осмотры состояния ЗС ГО, а именно общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличие и состояние средств пожаротушения; наличие проектной документации;
- провести проверку состояния системы фильтровентиляции и герметичности ЗС ГО, а именно путем внешнего осмотра всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, герметических клапанов, клапанов избыточного давления, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов), и правильность их установки - в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей по их эксплуатации;
- провести проверку состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств:
- разработать и принять план мероприятий по подготовке защитных сооружения к приему укрываемых, а именно утвердить план приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых в соответствии с приложением N 12 Правил, в котором должны быть отражены мероприятия по приводу ЗС ГО в готовность, сроки их выполнения, потребные силы и средства, ответственные исполнители (л.д. 3-14).
Заочным решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 2 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 марта 2021 года, исковые требования прокурора Коминтерновского района города Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Тяжмехпресс" о понуждении устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просит судебные акты отменить, как незаконные, принятые с нарушением судами норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями по настоящему делу допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области и ОАО "Тяжмехпресс" 03.04.2007 г. заключен договор N 119 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятия гражданской обороны, в соответствии с условиями которого бремя содержания переданного федерального имущества - защитных сооружений гражданской обороны возложено на ОАО "Тяжмехпресс".
16 декабря 2019 года заместителем прокурора Коминтерновского района города Воронежа Козловым Ю.В. было принято решение о проведении проверки в ОАО "Тяжмехпресс" с целью контроля устранения нарушений, выявленных по результатам проверки от 21.10.2019 года (л.д. 15).
На основании решения заместителя прокурора Коминтерновского района города Воронежа Козлова Ю.В. N 663 от 16.12.2019 года, прокуратурой района 17.12.2019 года на территории ОАО "Тяжмехпресс", расположенной по адресу: "адрес", проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории ОАО "Тяжмехпресс" расположены отдельно стоящие ЗС ГО: убежище N 4 вместимостью 830 человек, площадью 664, 5 кв.м, и убежище N 5 вместимостью 2000 человек, площадью 1595 кв.м, являющиеся федеральным имуществом, которое поставлено на баланс предприятия, что подтверждается справкой о результатах проверки от 24.12.2019 (л.д. 16-19).
Из содержания справки от 24.12.2019 года, следует, что в ходе проверки прокуратурой Коминтерновского района города Воронежа выявлено, нарушение ОАО "Тяжмехпресс" требований законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, а также законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В частности, при обследовании защитного сооружения гражданской обороны N 5 выявлены следующие нарушения:
- содержание, эксплуатация, текущий ремонт и плановый ремонты инженерно- технического оборудования не осуществляются в соответствии с инструкциями заводов изготовителей в нарушение п. 3.2.12 Приказа, а именно не проведен текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования (системы вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения и средств связи) с занесением результатов в журнал оценки технического состояния ЗС ГО;
- система вентиляции не обслуживается в нарушение и. 3.2.14 Приказа, а именно не очищаются от грязи воздухозаборные и вытяжные каналы системы вентиляции, не смазывается и не окрашивается оборудование;
- в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды не обеспечен проток с полным обменом ее в течение 2 суток в нарушение п. 3.2.20 Приказа;
- не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем в нарушение и. 5.1 Приказа, а именно не проведено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем (ТО N 1, ТО N 2, ТО N 3, текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт);
- личный состав формирований по обслуживанию ЗС ГО не имеет согласно табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинского и другое необходимое имущество в нарушение п. 6.3.2 Приказа, а именно отсутствует следующее имущество в перерасчете на штатную численность: противогаз фильтрующий (с защитой от аварийно-химически опасных веществ); респиратор фильтрующий; противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде; костюм защитный облегченный; комплект дозиметров (индивидуальных) с диапазоном измерения от 20 мкЗв до 10 Зв со считывающим устройством; дозиметр-радиометр с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы излучения от 0, 10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч; газосигнализатор автоматический для определения зараженности воздуха и автоматической сигнализации об их обнаружении; многокомпонентный газоанализатор для измерения и анализа концентрации (от 1 ПДК в рабочей зоне) в воздухе и автоматической сигнализации об их обнаружении; метеорологический комплект с электронным термометром; комплект носимых знаков ограждения; комплект санитарной обработки; комплект специальной обработки автомобильной техники; радиостанция УКВ носимая; коммутатор; телефонный аппарат; индивидуальный противохимический пакет; комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом; носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные); комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты; санитарная сумка с укладкой для оказания первой помощи (на 5 % штатной численности); набор перевязочных средств противоожоговый (на 20 % штатной численности); наволочка подушечная нижняя (1 шт.); наволочка подушечная верхняя (1 шт.); полотенце (3 шт.); простыня (5 шт.); ведро (урна) педальное для отбросов (1 шт.); ведро эмалированное с крышкой (1 шт.); кувшин эмалированный для воды (1 шт.); мыло туалетное (3 куска); халат медицинский (1 шт.); плитка электрическая с закрытым элементом (1 шт.); мыльница с крышкой (1 шт.); таз эмалированный (1 шт.); хлорамин (монохлорамин)
(5 кг);
- документация ЗС ГО не соответствует перечню в нарушение п. 3.6 Приказа, а именно отсутствуют: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ГТРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов:
- не установлен порядок ежегодных и специальных осмотров ЗС ГО руководителем организации в нарушение п. 4.1.1 Приказа, соответственно указанные осмотры не проводится, состояние ЗС ГО, а именно общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов: исправность дверей (ворог, ставней) и механизмов задраивания; исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличие и состояние средств пожаротушения; наличие проектной документации;
- не проводится проверка состояния системы фильтровентиляции и герметичности ЗС ГО в нарушение п. 4.3 Приказа, а именно путем внешнего осмотра всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, герметических клапанов, клапанов избыточного давления, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов), а правильность их установки - в соответствии с требованиями инструкций заводов - изготовителей по их эксплуатации;
- не проводится проверка состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств в нарушение п. 4.5 Приказа;
- не спланированы мероприятия по подготовке защитных сооружения к приему укрываемых в нарушение п. 6.1 Приказа, а именно не утвержден план приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых в соответствии с приложением N 12 Правил, в котором отражаются мероприятия по приводу ЗС ГО в готовность, сроки их выполнения, потребные силы и средства, ответственные исполнители.
При обследовании ЗС ГО N 4 выявлены следующие нарушения:
- содержание, эксплуатация, текущий ремонт и плановый ремонты инженерно- технического оборудования не осуществляются в соответствии с инструкциями заводов изготовителей в нарушение п. 3.2.12 Приказа, а именно не проведен текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования (системы вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения и средств связи) с занесением результатов в журнал оценки технического состояния ЗС ГО;
- система вентиляции не обслуживается в нарушение п. 3.2.14 Приказа, а именно не очищаются от грязи воздухозаборные и вытяжные каналы системы вентиляции, не смазывается и не окрашивается оборудование;
- в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды не обеспечен проток с полным обменом ее в течение 2 суток в нарушение п. 3.2.20 Приказа;
- не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем в нарушение п. 5.1 Приказа, а именно не проведено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем (ТО N 1, ТО N 2, ТО N 3, текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт);
- личный состав формирований по обслуживанию ЗС ГО не имеет согласно табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинского и другое необходимое имущество в нарушение п. 6.3.2 Приказа, а именно отсутствует следующее имущество в перерасчете на штатную численность: противогаз фильтрующий (с защитой от аварийно-химически опасных веществ); респиратор фильтрующий; противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде; костюм защитный облегченный; комплект дозиметров (индивидуальных) с диапазоном измерения от 20 мкЗв до 10 Зв со считывающим устройством; дозиметр-радиометр с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы излучения от 0, 10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч; газосигнализатор автоматический для определения зараженности воздуха и автоматической сигнализации об их обнаружении; многокомпонентный газоанализатор для измерения и анализа концентрации (от 1 ПДК в рабочей зоне) в воздухе и автоматической сигнализации об их обнаружении; метеорологический комплект с электронным термометром; комплект носимых знаков ограждения; комплект санитарной обработки; комплект специальной обработки автомобильной техники; радиостанция УКВ носимая; коммутатор; телефонный аппарат; индивидуальный противохимический пакет; комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом; носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные); комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты; санитарная сумка с укладкой для оказания первой помощи (на 5 % штатной численности); набор перевязочных средств противоожоговый (на 20 % штатной численности); наволочка подушечная нижняя (1 шт.); наволочка подушечная верхняя (1 шт.); полотенце (3 шт.); простыня (5 шт.); ведро (урна) педальное для отбросов (1 шт.); ведро эмалированное с крышкой (1 шт.); кувшин эмалированный для воды (1 шт.); мыло туалетное (3 куска); халат медицинский (1 шт.); плитка электрическая с закрытым элементом (1 шт.); мыльница с крышкой (1 шт.); таз эмалированный (1 шт.); хлорамин (монохлорамин)
(5 кг);
- документация ЗС ГО не соответствует перечню в нарушение п. 3.6 Приказа, а именно отсутствуют: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;
- не установлен порядок ежегодных и специальных осмотров ЗС ГО руководителем организации в нарушение п. 4.1.1 Приказа, соответственно указанные осмотры не проводится, состояние ЗС ГО, а именно общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов: исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличие и состояние средств пожаротушения; наличие проектной документации;
- не проводится проверка состояния системы фильтровентиляции и герметичности ЗС ГО в нарушение п. 4.3 Приказа, а именно путем внешнего осмотра всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, герметических клапанов, клапанов избыточного давления, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов), и правильность их установки - в соответствии с требованиями инструкций заводов - изготовителей по их эксплуатации;
- не проводится проверка состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств в нарушение п. 4.5 Приказа;
- не спланированы мероприятия по подготовке защитных сооружения к приему укрываемых в нарушение п. 6.1 Приказа, а именно не утвержден план приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых в соответствии с приложением N 12 Правил, в котором отражаются мероприятия по приводу ЗС ГО в готовность, сроки их выполнения, потребные силы и средства, ответственные исполнители.
Судом установлено, что прокуратурой Коминтерновского района города Воронежа ранее проводились проверки соблюдения ОАО "Тяжмехпресс" законодательства, регулирующего использование федеральной собственности, о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которых 06.12.2017 года, 25.10.2018 года в адрес руководства ОАО "Тяжмехпресс" вносились представления об устранении выявленных нарушений (л.д. 27-30, 33-37).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 19.12.2019 года главный инженер ОАО "Тяжмехпресс" Черепанин А.В. - ответственный по делам ГО и ЧС был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП Российской Федерации (л.д. 40-43).
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, руководствуясь ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пунктом 2, 15 раздела 111 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Постановлением Правительства Российской Федерации N 359 от 23.04.1994 и Приложением N 2, статьями 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", статьей 1, 14 Федерального Закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 N 583, Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 21.07.2005 N 575, установив, что ответчик в соответствии с заключенным договором N 119 от 03.04.2007 года принял на ответственное хранение имущество - защитные сооружения, которые обязался содержать в пригодном для использования состоянии, пришел к выводу о том, что длящиеся нарушения со стороны ОАО "Тяжмехпресс" носят существенный характер, ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложив на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судебных инстанций, исходя из следующего.
Согласно п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 359 (далее - Положение), объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
По правилам ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными данным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 31 Закона о приватизации ограничениями могут являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.
С правопреемниками приватизируемых предприятий заключался договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (приложение N 2 к Положению).
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о приватизации решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества.
Согласно ч. 7 ст. 31 Закона о приватизации обременение, в том числе публичный сервитут, может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случае:
отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте;
невозможности или существенного затруднения использования имущества по его прямому назначению.
Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.
В связи с изложенным лицо, заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны при проведении приватизации, или его правопреемник не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора. Данный договор может прекратить свое действие только в порядке, установленном ч. 7 ст. 31 Закона о приватизации для прекращения обременения.
В связи с чем приведенные в кассационной жалобе доводы о незаконности постановленных судебных актов являются несостоятельными.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судебными инстанциями положений ст. 215 ГПК РФ, ввиду наличия оснований для приостановления производства по делу, вследствие обращения ОАО "Тяжмехпресс" в арбитражный суд с иском о признании договора N 119 от 03.04.2007 года расторгнутым и возложении обязанности принять отдельно стоящие здания, несостоятельны к отмене постановленных судебных актов.
Как следует из материалов дела, заявитель при рассмотрении иска по существу в суде первой инстанции участие не принимал, и ходатайств о приостановлении производства по делу в порядке ст. 215 ГПК РФ не заявлял, что подтверждается протоколом судебного заседания от 2 июля 2020 года.
При этом в судебном заседании от 26 мая 2020 года представитель ответчика указал на обращение руководителя общества с письменным заявлением о расторжении договора от 2007 года, в связи с чем ходатайствовал о привлечении третьим лицом ГУ МЧС России по Воронежской области. Данное ходатайство было разрешено судом. Ходатайств о приостановлении производства по делу ответчик не заявлял, доказательств принятия арбитражным судом иска ОАО "Тяжмехпресс" о расторжении договора N 119 от 03.04.2007 года не представлял.
Не обращался заявитель с аналогичным ходатайством в суд апелляционной инстанции. Заявитель просил судебную коллегию перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, которое было разрешено судом апелляционной инстанции и обосновано отклонено.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия дала оценку доводу апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции требований ст. 215 ГПК РФ, указав, что данный довод не может являться основанием для отмены судебного решения. Поскольку по смыслу ст. 215 ГПК РФ одним из обязательных оснований для приостановления производства по делу является невозможность рассмотрения дела до разрешения по существу другого дела, когда обстоятельства, исследуемые в другом деле, имеют значение для рассматриваемого гражданского дела. В рассматриваемом же случае признание арбитражным судом договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны N 119 от 3 апреля 2007 г. расторгнутым, не будет являться основанием для освобождения ОАО "Тежмехпресс" от обязанности устранения нарушений законодательства гражданской обороны и защиты населения территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выявленных в период действия договора.
Как следует из содержания кассационной жалобы договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны N 119 от 3 апреля 2007 г. расторгнутым соглашением сторон, а не в судебном порядке. Само по себе инициирование судебного спора ответчиком в арбитражном суде не является безусловным основанием для приостановления производства по настоящему делу в порядке ст. 215 ГПК РФ.
Несостоятельны доводы заявителя о неисполнимости обжалуемого решения ввиду расторжения 9 марта 2021 года договора N 119 от 03.04.2007 года и выбытия спорных объектов из владения ответчика, поскольку оспариваемые акты постановлены ранее 9 марта 2021 года.
При этом под неисполнимостью судебного акта не понимается невозможность его исполнения вследствие изменения правового положения сторон по отношению к имуществу после вынесения решения суда. Выбытие спорных объектов из ведения ответчика после вынесения решения и вступления его в законную силу не умоляет законность постановленных решений судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Доводы кассационной жалобы выражают субъективное отношение к правильности разрешения спора, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела; о нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, в связи с чем на основании части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
заочное решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 2 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.