Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Борковской А.Б, с участием прокурора Бобылевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-148/2021 по апелляционным жалобам Губернатора Тульской области, Тульской областной Думы на решение Тульского областного суда от 2 апреля 2021 года об удовлетворении административных исковых требований Татарченковой О.Н. о признании недействующей статьи 2 Закона Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО "О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" в части применения указанной статьи к лицам, прекратившим исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины, соответственно), назначенной им после 9 мая 2016 года в связи с достижением ими такого возраста.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения представителей административных ответчиков Тульской областной Думы Петровичевой Л.И, Губернатора Тульской области Коробковой А.В, возражения по доводам апелляционной жалобы административного истца Татарченковой О.Н. и её представителя Мокроусовой Е.В, заключение прокурора Бобылевой О.А, полагавшей решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
7 июля 2005 года постановлением Тульской областной Думы N 18/633 принят и 25 июля 2005 года Губернатором Тульской области подписан Закон Тульской области N 609-ЗТО "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" (далее - Закон Тульской области N 609-ЗТО).
Согласно абзацу 1 статьи 2 Закона Тульской области N 609-ЗТО в первоначальной редакции право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие не менее одного года государственные (муниципальные) должности, получавшие денежное вознаграждение за счёт средств соответственно бюджета области или местного бюджета и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением лиц, которые прекратили исполнение полномочий в связи с вступлением в законную силу приговора суда, в соответствии с которым лицо было осуждено, или в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
Абзацем 1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО (в редакции Законов Тульской области от 15 июля 2013 года N 1982-ЗТО, от 13 июля 2015 года N 2327-ЗТО) было предусмотрено, что право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие не менее одного года государственные (муниципальные) должности, получавшие денежное вознаграждение за счёт средств соответственно бюджета области или местного бюджета и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением лиц, которые прекратили исполнение полномочий в связи с вступлением в законную силу приговора суда, в соответствии с которым лицо было осуждено, или в связи с прекращением гражданства Российской Федерации, и достигшие возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) либо независимо от возраста имеющие право на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной (муниципальной) должности, либо в период замещения государственной (муниципальной) должности, либо в течение одного года со дня прекращения полномочий.
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО "О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" пункт 1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО был изложен в следующей редакции:
"Право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие не менее одного года государственные должности на профессиональной постоянной основе и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), достигшие пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности, за исключением лиц, которые прекратили осуществление своих полномочий:
1) в связи с вступлением в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
2) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации;
3) в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
4) по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ);
5) в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 184-ФЗ.
Право на доплату к пенсии имеет Губернатор области, прекративший исполнение своих полномочий (в том числе досрочно) и достигший пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий высшего должностного лица области, за исключением лица, полномочия которого были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г", "ж", "з", "и" и "л" пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ".
Статьёй 2 этого же закона (в редакции Закона Тульской области от 1 июня 2020 года N 45-ЗТО) лицам, которым доплата к пенсии была назначена в связи с приобретением права на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила в течение одного года со дня прекращения полномочий, выплата доплаты к пенсии прекращается по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Закона.
Прекращение выплаты доплаты к пенсии по такому основанию не является препятствием для обращения лица, имеющего право на ее получение в соответствии со статьей 2 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" (в редакции настоящего Закона), за ее повторным назначением.
Законом Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО "О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" (статья 1) в статью 2 Закона Тульской области от 25 июля 2005 года N 609-ЗТО внесены следующие изменения:
1) в пункте 1:
а) в абзаце первом слова "55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно)" исключить;
б) в абзаце седьмом слова "55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно)" исключить;
2) в пункте 1-1 слова "55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно)" исключить.
Статьёй 2 этого же закона установлено, что выплата доплаты к пенсии лицам, прекратившим исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно), назначенной им после 9 мая 2016 года в связи с достижением ими такого возраста, прекращается.
Решение о прекращении выплаты доплаты к пенсии принимается руководителем государственного органа, принявшим решение о ее назначении (далее - руководитель государственного органа), в течение тридцати дней со дня вступления в силу настоящего Закона.
Выплата доплаты к пенсии прекращается со дня принятия решения о прекращении выплаты доплаты к пенсии руководителем государственного органа.
Решение о прекращении выплаты доплаты к пенсии не позднее чем через пять дней со дня его принятия направляется руководителем государственного органа лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, и в орган социальной защиты населения.
Закон Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" http://www.pravo.gov.ru и в Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации http://npatula.ru 26 октября 2018 года.
Татарченкова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей со дня принятия статьи 2 Закона Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО в части прекращения выплаты доплаты к пенсии лицам, прекратившим исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно), назначенной им после 9 мая 2016 года в связи с достижением ими такого возраста, указав, что с 16 августа 2011 года по 26 мая 2015 года занимала следующие должности: руководителя представительства администрации при Правительстве РФ, первого заместителя Губернатора - руководителя аппарата правительства Тульской области, начальника главного управления государственной службы и кадрового аппарата правительства, заместителя председателя правительства Тульской области - руководителя представительства правительства Тульской области при Правительстве Российской Федерации.
29 августа 2016 года Татарченковой О.Н. была предоставлена дополнительная социальная гарантия в виде ежемесячной доплаты к пенсии в размере 77 091 рублей 98 копеек, 12 ноября 2018 года решением правительства Тульской области указанная выплата была прекращена.
Указала, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854, Федеральному закону от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ", поскольку законом не предусмотрена возможность применения норм к правоотношениям, возникшим до вступления их в силу и не содержащих предписаний о прекращении предоставления ранее назначенных гарантий.
Решением Тульского областного суда от 2 апреля 2021 года административные исковые требования удовлетворены. Признан недействующим с момента принятия абзац 1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО "О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области".
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Губернатора Тульской области Коробкова А.В. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование указывает, что собственное правовое регулирование по вопросам предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, обоснованно осуществлено административным ответчиком в отсутствие федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих указанные правоотношения. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно не применил к спорным правоотношениям Федеральный закон N 446-ФЗ и не принял во внимание, что отмена условия о прекращении выплаты доплаты к пенсии приведёт к нарушению государственными органами Тульской области федерального законодательства.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Тульской областной Думы Воробьев Н.Ю. просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, указывает, что решением суда фактически сохранена доплата лицам, достигшим пенсионного возраста не в период осуществления ими полномочий по государственной должности Тульской области и которым она была назначена после 9 мая 2016 года, что противоречит закону.
Представителем административного истца Татарченковой О.Н. - Мокроусовой Е.В. принесён отзыв на апелляционную жалобу.
Участвующим в деле прокурором Чебоксаровой О.В. принесены возражения на апелляционные жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков поддержали доводы апелляционных жалоб, просили их удовлетворить. Административный истец и его представитель просили отказать в их удовлетворении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Тульской областной Думы с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Оснований не согласиться с решением суда в указанной части судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общею юрисдикции не установила.
Согласно Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (статья 11, часть 2); в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт "н" части 1); субъекты Российской Федерации устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77, часть 1).
При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет статус лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, которые для беспрепятственного и вместе с тем ответственного осуществления возложенных на них полномочий наделяются специальным публично-правовым статусом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2013 года N 7-П), - как следует из взаимосвязанных положений ее статей 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 2 и 5), данный вопрос, как относящийся к общим принципам организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежит разрешению федеральным законодателем, принимающим федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, и законодателями субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты которых принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить.
Реализуя конституционные предписания, федеральный законодатель в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определилсистему органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 2) и закрепил отдельные элементы правового статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (статья 2.1).
Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" органам государственной власти субъектов Российской Федерации до принятия соответствующих федеральных законов было рекомендовано установить социальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации.
В целях реализации данного права в статье 2 Закона Тульской области N 609-ЗТО в первоначальной редакции было закреплено право на доплату к пенсии лицам, лица, замещавшим не менее одного года государственные (муниципальные) должности, получавшим денежное вознаграждение за счёт средств соответственно бюджета области или местного бюджета и освобожденным от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением лиц, которые прекратили исполнение полномочий в связи с вступлением в законную силу приговора суда, в соответствии с которым лицо было осуждено, или в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
Федеральный закон от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ дополнил статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пунктом 4, предусматривающим условия, при соблюдении которых на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в случае принятия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации могут распространяться предусмотренные в нем дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно (пункт 1 статьи 1).
Как следует из материалов, связанных с разработкой и принятием названного Федерального закона, он направлен на урегулирование порядка и условий установления дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, на основе принципов справедливости, разумности и учета финансовых возможностей субъекта Российской Федерации, гармонизацию законодательства субъектов Российской Федерации в указанной сфере и обеспечение его соответствия федеральному законодательству о противодействии коррупции.
Согласно пункту 4 статьи 2.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 данного Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 данного Федерального закона.
Пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения - в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет, предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов. Установление данных выплат относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, однако, принимая такое решение, должен учитывать конституционные предписания и действовать таким образом, чтобы оно не противоречило нормам федерального законодательства, регулирующим указанные правоотношения.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Законом Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО были внесены изменения в статью Закона Тульской области N 609-ЗТО и установлено, что право на доплату к пенсии имеют лица, ранее замещавшие не менее одного года государственные должности на профессиональной постоянной основе и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), достигшие пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности, за исключением лиц, которые прекратили осуществление своих полномочий по ряду указанных в этой же статье оснований.
Данный закон Тульской области вступил в силу 9 мая 2016 года.
Из материалов административного дела следует, что в период с 18 августа 2011 года по 26 мая 2015 года Татарченкова О.Н. замещала государственные должности в правительстве Тульской области.
26 мая 2015 года срочный трудовой договор был расторгнут. Татарченкова О.Н. освобождена от государственной должности заместителя председателя правительства Тульской области и уволена по собственному желанию. На момент увольнения Татарченкова О.Н. не достигла пенсионного возраста.
29 августа 2016 года Татарченкова О.Н, достигшая 14 августа 2016 года пенсионного возраста (55 лет) обратилась с заявлением о назначении ей, как лицу, замещавшему должность первого заместителя Губернатора Тульской области, ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Решением заместителя Губернатора Тульской области от 9 сентября 2016 года с 29 августа 2016 года ей была установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 77091, 98 рублей. Стаж работы, учитываемый при назначении ежемесячной доплаты к пенсии составил 3 года 8 месяцев 11 дней.
Решением председателя правительства Тульской области от 12 ноября 2018 года выплата ежемесячной доплаты к пенсии прекращена на основании статьи 2 Закона Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО.
В соответствии с абзацем 1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО, которым одновременно были внесены изменения в Закон Тульской области N 609-ЗТО, выплата доплаты к пенсии лицам, прекратившим исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно), назначенной им после 9 мая 2016 года в связи с достижением ими такого возраста, прекращается.
Как следует из пояснительной записки к закону и объяснений представителей административных ответчиков, данный закон направлен на приведение Закона Тульской области в соответствие с Федеральным законом.
Признавая абзац 1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО недействующим, суд указал, что он не отвечает конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, поскольку оспариваемым законоположением из числа единой категории нетрудоспособных граждан - получателей страховой пенсии, замещавших государственные должности Тульской области, которым законодатель субъекта Российской Федерации в лице Тульской областной Думы ранее принял решение установить дополнительную социальную гарантию и к которым относились нетрудоспособные лица, достигшие возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) либо независимо от возраста имеющие право на страховую пенсию по инвалидности, выплата доплаты к пенсии прекращена только лицам, которым такая доплата была назначена в связи с приобретением права на страховую пенсию по возрасту, достигшим этого пенсионного возраста после прекращения исполнения полномочий по государственной должности, причем только тем, кому она была назначена после 9 мая 2016 года и сохранена тем, кому назначена ранее указанной даты, а также лицам, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной должности.
Мотивируя данный вывод суд исходил из того, что общее количество лиц, замещавших государственные должности и которым ежемесячная доплата к пенсии была назначена на основании Закона Тульской области N 609-ЗТО до 10 мая 2016 года составляет 48 человек.
Четырём получателям, которым ежемесячная доплата была назначена после 9 мая 2016 года, выплата прекращена на основании статьи 2 Закона Тульской области от 25 октября 2018 года N 83 - ЗТО. Между тем, данные лица прекратили исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста, и доплата к пенсии в связи с достижением ими пенсионного возраста была назначена после 9 мая 2016 года.
Остальным получателям доплаты она была назначена до вступления в силу Закона Тульской области N 27-ЗТО в рамках существующего правового регулирования.
Судом не учтено, что нормативные правовые акты субъектов после принятия Федерального закона от 30 декабря 2016 года N 446-ФЗ подлежали приведению в соответствие с положениями данного федерального закона.
Исполняя данную обязанность, региональный законодатель принял Закон Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО, установив в качестве необходимого для назначения ежемесячной доплаты к пенсии такой критерий, как достижение пенсионного возраста или утрата трудоспособности в период осуществления полномочий.
Оспариваемый нормативный правой акт иное регулирование не вводит, а лишь устанавливает правило о прекращении выплат тем лицам, которым доплата была назначена без учёта изменившегося правового регулирования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 16 января 2018 года N 6-О, введение таких условий, как замещение должности на профессиональной постоянной основе, а также достижение пенсионного возраста или утрата трудоспособности в период осуществления полномочий, в качестве необходимых для назначения дополнительного материального обеспечения, предоставляемого в связи с осуществлением гражданином полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, осуществлено законодателем субъекта Российской Федерации в пределах его дискреции; установление названных условий призвано обеспечить соблюдение принципа социальной справедливости и согласуется с правовой природой дополнительного материального обеспечения, которое реализуется в рамках пенсионных отношений, предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности, поэтому изменение законодателем субъекта Российской Федерации условий предоставления указанной гарантии не может рассматриваться как противоречащее требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из ее статьи 39 (части 1 и 2).
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что такого рода доплаты к пенсии являются дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе гарантированное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 15 января 2008 года N 107-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 3 февраля 2010 года N 150-О-О и др.).
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчета таких доплат. Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 29 января 2004 года N 2-П и др.).
Исходя из анализа норм федерального законодательства, с учётом правовых позиций, изложенных в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что принятие оспариваемого нормативного правового акта осуществлено законодателем субъекта Российской Федерации ввиду изменившегося федерального законодательства, в пределах его дискреции и нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Ссылка административного истца на решение Тульского областного суда от 14 августа 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Шамоты В.Ю. о признании недействующим абзаца 1 статьи 2 закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО в части применения указанной статьи к лицам, которым доплата к пенсии была назначена в связи с приобретением права на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной должности и апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2019 года, которым решение суда оставлено без изменения, не может быть принята во внимание.
Как это следует из решения суда, на момент назначения Шамоте В.Ю. доплаты к пенсии по инвалидности, он соответствовал критериям, предъявляемым к нему федеральным законодательством и законом субъекта, в то время как у Татарченковой О.Н. на момент увольнения не возникло право на установление ей ежемесячной доплаты к пенсии как лицу, замещавшему государственную должность в период действия Закона Тульской области N 609-ЗТО в редакции Закона от 15 июля 2013 года N 1982-ЗТО. Критериям, установленным Законом Тульской области N 609-ЗТО в редакции от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО, Татарченкова О.Н. также не соответствует как уволенная до достижения пенсионного возраста.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемый абзац 1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО соответствует федеральному законодательству, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Татарченковой О.Н.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тульского областного суда от 2 апреля 2021 года отменить.
Принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Татарченковой Ольги Николаевны о признании недействующей статьи 2 Закона Тульской области от 25 октября 2018 N 83-ЗТО "О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" в части применения указанной статьи к лицам, прекратившим исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины, соответственно), назначенной им после 9 мая 2016 года в связи с достижением ими такого возраста.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.