Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Губаревой С.А., Якубовской Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Ч. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия о признании незаконным решения комиссии, взыскании ежемесячной денежной компенсации по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 25.03.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Н.Ч. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия (далее - УФСИН по Республике Калмыкия) о признании незаконным решения комиссии, взыскании ежемесячной денежной компенсации.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28.10.2020 исковые требования Н.Ч. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 25.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе УФСИН по Республике Калмыкия просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, неверно дана оценка фактическим обстоятельствам по делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Н.Ч. проходил службу в должности начальника уголовно-исполнительной инспекции N 8 по Юстинскому району межрайонной уголовно-исполнительной инспекции N 1 УФСИН по Республике Калмыкия.
Приказом УФСИН по "адрес" N-л/с от ДД.ММ.ГГГГ Н.Ч. уволен с указанной должности по ст. 58 п. "З" Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья) с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о болезни N от ДД.ММ.ГГГГ, выданному военно-врачебной комиссией МВД Республики Калмыкия, Н.Ч. установлена военная травма, заболевание получено в период прохождения службы.
Н.Ч. освидетельствован в Межрайонном бюро МСЭ N "адрес" ДД.ММ.ГГГГ с установлением инвалидности 3 группы по причине "военная травма".
Приказом УФСИН по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-л/с Н.Ч. назначена с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация (далее - ЕДК) в возмещение вреда, причиненного здоровью. Утрата профессиональной трудоспособности составила 60 %.
ДД.ММ.ГГГГ Н.Ч. повторно установлена 3 группа инвалидности по причине "военная травма" бессрочно.
Решением Элистинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Н.Ч. удовлетворены частично. Взыскана с УФСИН по Республике Калмыкия в пользу Н.Ч. задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 435 909, 60 руб. На УФСИН по Республике Калмыкия возложена обязанность производить Н.Ч, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно денежные выплаты в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента 1.3. Взысканы с УФСИН по Республике Калмыкия в пользу Н.Ч. расходы по оплате услуг представителя в размере 8 000 руб. В остальной части иска отказано.
Размер ЕДК в возмещение вреда здоровью, подлежащий выплате Н.Ч, был рассчитан УФСИН по Республике Калмыкия на основании частей 5, 6 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (в редакции, действовавшей до 12.05.2016) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ее размер составил 25 291, 56 руб, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 34 193, 90 руб, размер пенсии по инвалидности составил 15 673, 48 руб.
Письмом от 27.01.2020 УФСИН по Республике Калмыкия уведомило Н.Ч, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и изменением одного из условий, на основании которого ему ранее была назначена ежемесячная компенсация, а именно изменение вида получаемой пенсии, данная выплата приостановлена. Для возобновления ЕДК ему необходимо обратиться к начальнику УФСИН по Республике Калмыкия с соответствующим заявлением. Без подачи заявления о назначении ЕДК право на денежную выплату реализовано быть не может.
В соответствии с протоколом N заседания комиссии УФСИН по Республике Калмыкия по вопросам выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей от ДД.ММ.ГГГГ. решено прекратить истцу Н.Ч. выплату ежемесячной денежной компенсации в связи с переходом с пенсии по инвалидности на пенсию по выслуге лет, что является одной из причин прекращения выплаты ЕДК.
Согласно приказу УФСИН по Республике Калмыкия от 24.01.2020 N-л приостановлена Н.Ч. выплата ЕДК в возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей.
С ДД.ММ.ГГГГ выплата ЕДК была приостановлена, так как от пенсионера не поступило заявление о перерасчете ЕДК.
С ДД.ММ.ГГГГ размер ЕДК УФСИН по Республике Калмыкия рассчитан на основании части 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-Ф3 в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ, которым установлен новый механизм определения размера ЕДК исходя из параметров денежного содержания с применением коэффициентов в зависимости от группы инвалидности, и составил 18 360, 34 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Н.Ч. обратился в УФСИН по Республике Калмыкия с заявлением рассчитывать ему ЕДК в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в прежнем размере, как до ДД.ММ.ГГГГ.
В марте 2020 года ответчиком его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ЕДК в прежнем размере оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением ответчика, Н.Ч. обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что, поскольку размер ЕДК, выплачиваемый Н.Ч. в соответствии с частью 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-Ф3 в редакции, действовавшей до 12.05.2016, превышает размер ЕДК, исчисленный в соответствии с частью 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283- ФЗ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ, то суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что истец в силу нормативных положений имеет право на получение спорной выплаты в размере, который причитался ему до дня вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ, а также прекращение с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Н.Ч. выплаты ЕДК в размере, который причитался ему до дня вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ, признано незаконным.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно ст. 33.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иные гарантии) устанавливаются этим законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Ст. 12 указанного федерального закона установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация.
В силу части 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 года N 197-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 ст. 12, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6 и частью 4 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Постановлением от 26.05.2015 N 11-П Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности положений части 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 года N 197-ФЗ). Оспариваемые положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они служат основанием для решения вопроса о возможности предоставления предусмотренной ими ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в органах уголовно-исполнительной системы - инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет.
Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в ст. 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ изложена в новой редакции: "При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
в отношении инвалида I группы - 1;
в отношении инвалида II группы - 0, 5;
в отношении инвалида III группы - 0, 3".
В отличие от ранее действовавшего порядка, предусматривающего назначение и выплату ЕДК сотруднику исходя из размера утраченного им денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, изменения внесенные указанным выше федеральным законом в часть 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ позволяют гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации, при наличии у них выслуги лет, дающей право на получение пенсии за выслугу лет, получать ежемесячную денежную компенсацию независимо от выбранной ими пенсии (пенсия по инвалидности или пенсия за выслугу лет).
Указанная норма закона согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 26 мая 2015 года N 11-П, согласно которой часть 5 ст. 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет.
Ст. 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ также было установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с частью 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции указанного федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается данному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу названного федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 25.03.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.