Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцева Н.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области на определение Волгоградского областного суда от 22 июня 2021 г. о взыскании судебных расходов, понесенных при проведении судебной экспертизы по административному делу N 3а-133/2021 (УИД 34OS0000-01-2021-000057-56) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Культтовары" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установила:
экспертная организация общество с ограниченной ответственностью "Бюро независимой экспертизы "Феникс" (далее по тексту - ООО "Бюро независимой экспертизы "Феникс", экспертное учреждение) обратилось суд с заявлением о взыскании судебных расходов по оплате проведенной судебной экспертизы в размере 12 000 руб.
Определением Волгоградского областного суда от 22 июня 2021 г. с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" взысканы судебные расходы в размере 12 000 руб. в счет возмещения судебных расходов.
В частной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее по тексту Учреждение) просит определение суда о взыскании судебных расходов отменить как незаконное и необоснованное.
Апеллянт считает, что взыскание судебных расходов с Учреждения является прямым нарушением норм Закона об оценочной деятельности и противоречит пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее по тексту постановление N 28 от 30 июня 2015 г.), согласно которому судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. В данном случае определение Учреждением кадастровой стоимости не является утверждением результатов определения такой стоимости в смысле, приведенном в постановлении N 28 от 30 июня 2015 г.
Относительно доводов частной жалобы комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области представлены возражения.
В соответствии с положениями части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив представленные материалы административного дела, доводы частной жалобы, Третий апелляционный суд общей юрисдикции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Фирма "Культтовары" 19 февраля 2021 г. обратилось в Волгоградский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 239 кв.м, расположенного по адресу:установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в сумме 6 519 600 руб.
С учетом уточненного административного искового заявления просило установить рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 13 июля 2017 г.
В ходе рассмотрения дела определением Волгоградского областного суда от 10 марта 2021 г. назначена судебная оценочная экспертиза, производство экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Бюро независимой экспертизы "Феникс".
В соответствии с заключением эксперта общества с ограниченной ответственностью "Бюро независимой экспертизы "Феникс" ФИО1 от 13 мая 2021 г. N рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 13 июля 2017 г. составила 5 998 355 руб.
Решением Волгоградского областного суда от 1 июня 2021 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 239 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - объекты торговли, бытовое обслуживание, склады, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 5 998 355 руб. по состоянию на 13 июля 2017 г.
Вопрос о взыскании судебных расходов, связанных с проведением экспертным учреждением судебной оценочной экспертизы, судом не разрешен.
13 мая 2021 г. общество с ограниченной ответственностью "Бюро независимой экспертизы "Феникс" направило заявление о взыскании расходов, связанных с проведением по делу экспертизы и подготовкой заключения N от 13 мая 2021 г. в сумме 12 000 руб.
Определением Волгоградского областного суда от 22 июня 2021 г. с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу ООО "Бюро независимой экспертизы "Феникс" взысканы 12 000 руб. в счет возмещения судебных расходов.
Суд первой инстанции, руководствуясь положения статьей 103, 106, 111 КАС РФ, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", взыскал данные расходы с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", сославшись на существенное отличие установленной рыночной стоимости от кадастровой (более чем в два раза).
Третий апелляционный суд общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Положениями пунктов 1 и 7 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 разъяснено, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в этой связи вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Приведенные положения закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации необходимо применять с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр". Названным Постановлением Конституционного Суда РФ положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 АПК Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда:
ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.
С учетом характера рассмотренного судом спора, предметом которого явилось установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в предмет доказывания при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов входит выяснение вопроса о том, допущена ли в результате кадастровой оценки объекта недвижимости ошибка, повлекшая нарушение прав соответствующего лица, либо удовлетворение заявленных административным истцом требований сводилось к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28, Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 г. N 20-П).
Из материалов дела усматривается, что оспариваемая кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 45 649 027, 98 руб. определена по состоянию на 13 июля 2017 г. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Волгоградской области объектов недвижимости, утвержденных приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
Расчет кадастровой стоимости произведен в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "Земли под склад" на "объекты торговли, бытовое обслуживание, склады" на основании поданного заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по состоянию на 13 июля 2017 г.
Данная информация отражена в ответе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области от 9 марта 2021 г. Nл.д. 141-142 том 1).
Утвержденные приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области удельные показатели кадастровой стоимости были использованы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области для расчета кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Изложенное свидетельствует, что кадастровая стоимость определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Волгоградской области по состоянию на 13 июля 2017 г. в размере 45 649 027, 98 руб. на основании удельных показателей, утвержденных приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. N 46-н.
Поскольку оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость определена ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, то данное бюджетное учреждение является надлежащим административным ответчиком по делу.
Данный вывод подтверждается разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Вступившим в законную силу решением Волгоградского областного суда от 1 июня 2021 г. кадастровая стоимость принадлежащего Обществу объекта недвижимости установлена в размере 5 998 355 руб.
Кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки объекта недвижимости (45 649 027, 98 руб.) превышает кадастровую стоимость, установленную судом (5 998 355 руб.), в 7, 6 раз.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что установленная в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу разница между кадастровой стоимостью объекта недвижимого имущества и его рыночной стоимостью является существенной и свидетельствует об ошибке, допущенной при установлении кадастровой стоимости, что повлекло за собой нарушение прав административного истца. Допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью в обозначенном размере не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
С учетом приведенных федеральных норм, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, административным ответчиком Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" подлежат возмещению экспертному учреждению судебные расходы, связанные с проведением по делу экспертизы и подготовкой заключения.
Поскольку проведенная экспертным учреждением на основании определения суда судебная оценочная экспертиза не оплачена, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявления эксперта и взысканию с административного ответчика судебных расходов в размере 12 000 руб.
Доводы апеллянта о том, что определение Учреждением кадастровой стоимости не является утверждением результатов определения такой стоимости, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем не могут повлечь отмену принятого судом определения.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение определения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Третий апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Волгоградского областного суда от 22 июня 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Судья Н.В. Брянцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.