В результате правового анализа Приказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея от 10 ноября 2009 года N 45-П "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по приему квалификационных экзаменов на право управления самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (в редакции Приказа Гостехнадзора Республики Адыгея от 31 августа 2010 года N 39-П) (далее - Приказ) в нем установлены нарушения действующего законодательства.
В ходе проведения юридической экспертизы Приказа были выявлены положения, противоречащие федеральному законодательству, а именно:
1. Пунктами 3.2 и 3.3 Раздела III Административного регламента исполнения государственной функции по регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея, утвержденного рассматриваемым Приказом, предусмотрено проведение государственного технического осмотра машины до оформления свидетельства о регистрации залога машины.
Однако согласно пункту 4 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года N 1291, органы гостехнадзора в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В силу пункта 1.3 раздела 1 Правил регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, регистрируемых органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 29 сентября 1995 года, данные Правила устанавливают единый порядок регистрации залога машин, регистрируемых органами гостехнадзора, и являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации.
При этом, проведение государственного технического осмотра машины при осуществлении регистрации залога машины указанными Правилами не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2.6 раздела 2 Правил регистрация залога машин с просроченным сроком прохождения государственного технического осмотра не производится.
Таким образом, пункты 3.2 и 3.3 Регламента не соответствует федеральному законодательству.
2. Оспариваемый Регламент не предусматривает ответственность государственных гражданских служащих исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции.
В свою очередь пунктами 1, 5, 21 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а именно, проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Кроме того, согласно пункту 33 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679, ответственность государственных гражданских служащих за их решения и действия должна быть предусмотрена разделом, касающимся порядка и формы контроля за исполнением государственной функции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Республики Адыгея от 27 октября 2009 года N 286 "О противодействии коррупции" административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) определяют сроки и последовательность административных процедур и административных действий исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, физическими или юридическими лицами при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги), ответственность государственных гражданских служащих исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея и иных должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).
Таким образом, Регламент не соответствует федеральному и региональному законодательству в указанной части.
В результате проведения юридической экспертизы Приказа на предмет соответствия правилам юридической техники установлено следующее.
Форма Приказа соответствует правилам юридической техники. В тексте Приказа выявлены следующие нарушения общепризнанных правил юридической техники:
Рассматриваемым Приказом утверждается административный регламент исполнения государственной функции по регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним. При исполнении данной государственной функции заявителями являются физические и юридические лица.
Вместе с тем, в силу подпункта 2 пункта 2 раздела I Порядка разработки и утверждения Административных регламентов исполнения государственных функций и Административных регламентов предоставления государственных услуг в Республике Адыгея, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 13 августа 2007 года N 143, административным регламентом исполнения государственной функции является нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и (или) принятия решений исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа), не связанных с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации.
Кроме того, рассматриваемый Регламент не соответствует требованиям, предъявляемым к административным регламентам, установленным Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 13 августа 2007 года N 143 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в Республике Адыгея".
На момент проведения юридической экспертизы Приказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея от 6 ноября 2008 года N 35-П "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея" сведения о его опубликовании и опубликования изменений к нему отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Внести изменения в Приказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея от 6 ноября 2008 года N 35-П "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея" (в редакции Приказа Гостехнадзора Республики Адыгея от 31 августа 2010 года N 39-П) в целях устранения нарушений действующего законодательства.
2. Рассмотреть настоящий протест в десятидневный срок с момента его получения, и о результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в письменной форме.
Прокурор республики |
С. А. Охлопков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Республики Адыгея от 29 октября 2010 г. N 22/2-05-10 на Приказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея от 6 ноября 2008 года N 35-П "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея" (в редакции Приказа Гостехнадзора Республики Адыгея от 31 августа 2010 года N 39-П)
Текст протеста официально опубликован не был