В результате правового анализа Приказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея от 10 ноября 2009 года N 45-П "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по приему квалификационных экзаменов на право управления самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (в редакции Приказа Гостехнадзора Республики Адыгея от 31 августа 2010 года N 39-П) (далее - Приказ) в нем установлены нарушения действующего законодательства.
В ходе проведения юридической экспертизы Приказа были выявлены положения, противоречащие федеральному законодательству, а именно:
Согласно пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское, гражданско-процессуальное законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
При этом Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не предоставил субъекту Российской Федерации право устанавливать порядок гражданского судопроизводства.
Между тем, абзацы 2, 3, 5 пункта 2 раздела V Административного регламента исполнения государственной функции по приему квалификационных экзаменов на право управления самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) (далее - Регламент), утвержденного рассматриваемым Приказом, определяют судебный порядок установления юридических фактов, а также порядок подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа.
Таким образом, пункт 2 раздела V Регламента издан вне пределов компетенции субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в ходе проведения юридической экспертизы Приказа были выявлены следующие положения, противоречащие федеральному законодательству:
1. Перечень оснований, при наличии которых обращение гражданина не рассматривается по существу, предусмотренный пунктом 1 раздела V Регламента, не соответствует перечню оснований, установленному статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан".
2. Оспариваемый Регламент не предусматривает ответственность государственных гражданских служащих исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции.
В свою очередь пунктами 1, 5, 21 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а именно, проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Кроме того, согласно пункту 33 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679, ответственность государственных гражданских служащих за их решения и действия должна быть предусмотрена разделом, касающимся порядка и формы контроля за исполнением государственной функции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Республики Адыгея от 27 октября 2009 года N 286 "О противодействии коррупции" административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) определяют сроки и последовательность административных процедур и административных действий исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, физическими или юридическими лицами при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги), ответственность государственных гражданских служащих исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея и иных должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).
Таким образом, Регламент не соответствует федеральному и региональному законодательству в указанной части.
В результате проведения юридической экспертизы Приказа на предмет соответствия правилам юридической техники установлено следующее.
Форма Приказа соответствует правилам юридической техники. В тексте Приказа выявлены следующие нарушения общепризнанных правил юридической техники:
1. Рассматриваемым Приказом утверждается административный регламент исполнения государственной функции по приему квалификационных экзаменов на право управления самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста-машиниста (тракториста). При исполнении данной государственной функции заявителями являются физические лица.
Вместе с тем, в силу подпункта 2 пункта 2 раздела I Порядка разработки и утверждения Административных регламентов исполнения государственных функций и Административных регламентов предоставления государственных услуг в Республике Адыгея, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 13 августа 2007 года N 143, административным регламентом исполнения государственной функции является нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и (или) принятия решений исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа), не связанных с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации.
2. Пункт 1 подраздела 2 и пункт 2 подраздела 5 раздела II Регламента содержат положения дублирующие друг друга в части установления места приема экзаменов и выдачи удостоверений.
Кроме того, не соответствует правилам юридической техники название подраздела 2 раздела II Регламента - "Другие положения, гарантирующие требования к исполнению государственной функции, установленные федеральными законами, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и Республики Адыгея".
3. Пунктом 2 раздела V Регламента установлена возможность обжалования в судебном порядке лишь решений и действий государственных инженеров-инспекторов.
Между тем, главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания бездействия органа государственной власти или должностного лица, что Регламентом не определено.
На момент проведения юридической экспертизы Приказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея от 10 ноября 2009 года N 45-П "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по приему квалификационных экзаменов на право управления самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" сведения о его опубликовании и опубликования изменений к нему отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Внести изменения в Приказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея от 10 ноября 2009 года N 45-П "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по приему квалификационных экзаменов на право управления самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (в редакции Приказа Гостехнадзора Республики Адыгея от 31 августа 2010 года N 39-П) в целях устранения нарушений действующего законодательства.
2. Рассмотреть настоящий протест в десятидневный срок с момента его получения, и о результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в письменной форме.
Прокурор республики |
С. А. Охлопков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Республики Адыгея от 29 октября 2010 г. N 22/2-05-10 на Приказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Адыгея от 10 ноября 2009 года N 45-П "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по приему квалификационных экзаменов на право управления самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (в редакции Приказа Гостехнадзора Республики Адыгея от 31 августа 2010 года N 39-П)
Текст протеста официально опубликован не был