Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года, которым отменено решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 16 сентября 2020 года по административному иску Бакуменко И.В. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об оспаривании решений, действий.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Бакуменко И.В. обратилась в Геленджикский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) по вынесению постановления от 30 мая 2018 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на кадастровом плане территории кадастрового квартала "данные изъяты" по адресу: "адрес"" (далее - спорный земельный участок); признании недействительным постановления об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, признании недействительным градостроительного заключения, на котором основано постановление от 30 мая 2018 года N об утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
В обоснование требований Бакуменко И.В. указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес". Постановлением администрации от 30 мая 2018 года N утверждена схема расположения спорного земельного участка. При этом граница земельного участка не соответствует фактическому местоположению границы с участком, принадлежащим административному истцу. Согласно решению Геленджикского городского суда Краснодарского края от 9 апреля 2010 года между административным истцом и смежным землепользователем ФИО (правопредшественником ФИО1.) имеется межевой спор, а спорный земельный участок не является вновь образуемым. Полагает, что постановление от 30 мая 2018 года N, схема расположения спорного земельного участка и градостроительное заключение являются недействительными, в связи с чем обратилась в суд.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 16 сентября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спор о границах земельных участков не может быть разрешен посредством удовлетворения требования о признании незаконными действий администрации по вынесению постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, признании недействительной схемы расположения земельного участка, признании недействительным градостроительного заключения, поскольку входят в предмет доказывания по требованию об установлении спорной части границ земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 16 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым действия администрации по вынесению постановления от 30 мая 2018 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на кадастровом плане территории кадастрового квартала "данные изъяты" по адресу: "адрес"" признаны незаконными; постановление главы муниципального образования город-курорт Геленджик от 30 мая 2018 года N и схема расположения спорного земельного участка признаны недействительными. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 июля 2021 года, администрация ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года и оставлении в силе решения Геленджикского городского суда Краснодарского края от 16 сентября 2020 года. По мнению заявителя, суд фактически подменил административный орган в обжалуемом решении и способствовал административному истцу в урегулировании гражданского спора о меже с третьим лицом в обход установленного административного порядка и нарушения конституционных принципов разделения властей. Считает, что все представленные в материалы дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства исследованы в судебном заседании суда первой инстанции и получили свою оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Определением судьи от 24 августа 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы Бакуменко И.В. выражает несогласие с доводами жалобы.
Представитель администрации и заинтересованное лицо Филиппова В.В, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, выслушав объяснения Бакуменко И.В, возражавшей против доводов кассационной жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера при рассмотрении настоящего дела допущены судом апелляционной инстанции.
Судом установлено, что административному истцу Бакуменко И.В. на основании постановления главы администрации поселка Архипо-Осиповка от 23 августа 1993 года N принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
Заинтересованное лицо Филиппова Е.В. является собственником смежного спорного земельного участка на основании договора дарения от 24 апреля 2013 года и свидетельства о праве на наследство по закону от 19 мая 2015 года.
30 мая 2018 года администрация приняла постановление N "Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на кадастровом плане территории кадастрового квартала "данные изъяты" по адресу: "адрес"", в соответствии с которым: утверждена схема расположения спорного земельного участка; установлен вид разрешенного использования указанного земельного участка - индивидуальное жилищное строительство; Филипповой Е.В. предложено обратиться в Геленджикский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (пункт 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (пункт 3).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно пунктам 1 и 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2018 года N 33-КГ18-5, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, а лишь является изображением границ земельного участка, на кадастровом плане территории.
Из содержания статей 14 и 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка вносятся на основании межевого плана.
Как верно указал суд первой инстанции, оспаривая постановление администрации об утверждении схемы расположения соседнего земельного участка, административный истец выражает несогласие с фактическим установлением границ данного участка, поэтому заявление требований об отмене постановления администрации является ненадлежащим способом защиты права Бакуменко И.В.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с таким выводом судьи районного суда.
В силу пункта 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. К таким спорам, в частности, относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года).
Таким образом, спор о границах земельных участков не может быть разрешён посредством удовлетворения требования о признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, признании недействительной схемы расположения земельного участка, признании недействительным градостроительного заключения, поэтому такой спор может быть рассмотрен в рамках гражданского судопроизводства.
С учетом перечисленных положений закона и фактических обстоятельств дела судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к убеждению, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, что привело к принятию незаконного судебного акта, поэтому апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года надлежит отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года отменить, решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 16 сентября 2020 года оставить в силе.
Приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 30 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.