Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Лаврентьева В.В, Манохина В.В, при помощнике судьи Джаббарове Э.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-396/2021 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А, на решение Московского гарнизонного военного суда от 15 июля 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части 94680 прапорщика запаса Клемина ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - "Росвоенипотека"), связанных с несвоеременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и неначислением дохода от инвестирования накоплений.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Клемин с 1 сентября 2005 года проходил военную службу по контракту. Приказом командира войсковой части 80158 от 30 июня 2008 года N 118 он был уволен с военной службы по подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по семейным обстоятельствам).
15 января 2015 года Клемин вновь поступил на военную службу по контракту и ему было присвоено звание прапорщик. При этом 15 марта 2015 года он достиг общей выслуги лет три года и подлежал включению в реестр участников НИС, однако в указанный реестр он был включён только 20 января 2021 года с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС с 15 марта 2015 года.
При указанных обстоятельствах и на основании сведений, поступивших из ФГКУ "Росвоенипотека" 26 февраля 2021 года был открыт Клемину именной накопительный счёт (далее - ИНС), на который с I квартала 2021 года стал учитываться получаемый доход от инвестирования указанных накоплений (далее - инвестиционный доход).
Полагая свои права нарушенными Клемин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС и обязать руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на его именном накопительном счете неполученный доход от инвестирования за период с 15 марта 2015 года по 31 декабря 2020 года в размере "данные изъяты" руб.
Кроме того, просил взыскать с Министерства обороны РФ в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб. и расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме "данные изъяты" руб.
Гарнизонный военный суд административный иск удовлетворил.
Кроме того, в пользу административного истца суд взыскал с Министерства обороны РФ судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб, а также расходы по уплате услуг представителя в сумме "данные изъяты" руб, отказав в возмещении расходов в остальной части.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить.
В обоснование жалобы, приводя положения ст. 3, 5, 6, 16, 17 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон), п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655 (далее - Правила), отмечает, что возможность начисления инвестиционного дохода предусмотрена только на открытые ИНС.
Обращает внимание на то, что получать доход от инвестирования за предыдущий период времени, когда учтённые на нём денежные средства в доверительное управление управляющим компаниям не передавались, не представляется возможным. При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность начисления инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не значились в реестре.
Поскольку Клемин был включен в реестр участников НИС лишь в январе 2021 года, то его НИС за оспариваемый период был закрыт, а поэтому получить доход от инвестирования за этот период он не может.
Считает, что административным истцом не представлено доказательств обоснованности взыскания в его пользу судебных расходов.
Ссылаясь на Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", указывает, что у Клемина была возможность обратиться за бесплатной юридической помощью, а поэтому требования о возмещении судебных расходов являются необоснованными.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Законом.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4 - 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении Министерства обороны РФ создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил именной накопительный счёт включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны РФ или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как видно из материалов дела, Клемин с 1 сентября 2005 года проходил военную службу по контракту. Приказом командира войсковой части 80158 от 30 июня 2008 года N 118 он был уволен с военной службы по семейным обстоятельствам. 15 января 2015 года вновь поступил на военную службу по контракту и ему было присвоено звание прапорщик. 15 марта 2015 года он достиг общей выслуги лет три года.
Таким образом, административный истец в силу п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона относился к участникам НИС, для которых основанием для включения в реестр участников НИС являлось присвоение воинского звания прапорщик и общая продолжительность военной службы по контракту три года, следовательно, с 15 марта 2015 года он подлежал включению в реестр участников НИС.
Однако судом установлено, что по вине должностных лиц органов военного управления Клемин был ошибочно включен регистрирующим органом в реестр участников НИС только в январе 2021 года, а его ИНС открыт 26 февраля 2021 того же года на основании сведений о включении его в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения 15 марта 2015 года, в связи с чем накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление не передавались, а поэтому доходы от их инвестирования получены не были.
По делу установлено, что учет накоплений на ИНС административного истца и передача их в доверительное управление производятся с 1 марта 2021 года, инвестиционный доход начисляется и учитывается с I квартала 2021 года.
При таких обстоятельствах дела, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС накопления на его ИНС необоснованно ФГКУ "Росвоенипотека" учло в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС Клемина после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС, что, вопреки ошибочному мнению автора жалобы, является нарушением права административного истца, гарантированного ему п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность учесть на именном накопительном счете Клемина доход от инвестирования накоплений за период с 15 марта 2015 года по 31 декабря 2020 года.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п. 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Исходя из того, что Клемин воспользовался юридическими услугами своего представителя по составлению административного искового заявления, объема заявленных требований и сложности дела, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения расходов, связанных с оплатой услуг представителя, в размере "данные изъяты" руб.
Несостоятельной является ссылка жалобы на Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", поскольку Клемин в силу ст. 20 указанного закона не относится к категориям граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь.
Вопреки доводу жалобы, административным истцом представлены доказательства оплаты услуг его представителя, а именно договор об оказании услуг от 26 февраля 2021 года, акт выполненных работ от 31 мая 2021 года, счет на оплату от 26 февраля 2021 года и кассовый чек.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 15 июля 2021 года по административному исковому заявлению Клемина ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 8 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.