Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Зиновьевой К.В. и Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита", поданной через суд первой инстанции 19 июля 2021 года, на решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 2 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 24 февраля 2021 года по административному делу N 2а-298/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа "Город Чита" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Железнодорожного района г. Читы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Железнодорожный районный суд г. Читы с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил обязать администрацию городского округа "Город Чита" провести работы по строительству автомобильных дорог местного значения в микрорайоне Камышинский в г. Чите на земельном участке с кадастровом номером 75:32:000000:3286 в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований сослался на результаты проведенной по обращению ФИО5 и других жителей мкр. Камышинский проверки деятельности органа местного самоуправления в части содержания и текущего ремонта автомобильных дорог в мкр. Камышинский, которой установлено, что согласно распоряжению Губернатора Забайкальского края от 7 октября 2011 года N 477-р Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края было поручено организовать работу по образованию (формированию) земельных участков в массиве, планируемом для целей бесплатного предоставления льготным категориям граждан, с местоположением: Забайкальский край, г. Чита, п. Биофабрика, а Министерству территориального развития Забайкальского края - организовать работу по обеспечению указанных земельных участков инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Проверкой установлено, что улично-дорожная сеть в микрорайоне Камышинский не имеет собственника и не числится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Содержанием автомобильной дороги, проведением работ по поддержанию надлежащего технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения орган местного самоуправления не занимается.
Ссылаясь на статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что автомобильные дороги в микрорайоне Камышинский расположены в административных границах городского округа "Город Чита", полагает, что бездействие органов местного самоуправления и непринятие ими мер, направленных на обеспечение ее надлежащего обслуживания, влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих в районе указанной автомобильной дороги, поскольку в период дождей проезд и проход к домам затруднен, невозможен проезд транспортных средств экстренных служб при возникновении необходимости, отсутствует освещение автомобильной дороги. Ввиду отсутствия данной улично-дорожной сети в реестре муниципального имущества органом местного самоуправления не приняты меры к организации дорожного движения в микрорайоне, а также при въезде и выезде из него. Указанное свидетельствует о нарушении безопасности дорожного движения, что влияет на права и интересы неопределенного круга лиц.
Решением Железнодорожного районного суда г. Читы от 2 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 24 февраля 2021 года, требования административного истца удовлетворены, на администрацию городского округа "Город Чита" возложена обязанность провести работы по строительству автомобильных дорог местного значения в мкр. Камышинский в г. Чите на земельном участке с кадастровом номером 75:32:000000:3286 в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Заявитель считает, что несмотря на частичный отказ прокуратуры Железнодорожного района г. Читы от заявленных требований о постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог, суд первой инстанции вышел за пределы рассмотрения требований административного истца, фактически признав земельный участок бесхозяйным без учета норм Земельного кодекса Российской Федерации, Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", применив только положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации без взаимосвязи со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей презумпцию принадлежности земли к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства ее принадлежности к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, право распоряжения которым принадлежит Департаменту государственным имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Поскольку решение вопросов социальной поддержки многодетных семей относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия организационно-правового механизма государственной поддержки не могут выполняться только муниципальными органами, и суд, возложив обязанность по строительству дороги на администрацию, тем самым ограничил в правах орган местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Забайкальского края принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что распоряжением Губернатора Забайкальского края 7 октября 2011 года N 477-р было одобрено выделение массивов земельных участков для целей бесплатного предоставления льготным категориям граждан, в том числе массива земельного участка, расположенного в п. Биофабрика, г. Чита, Забайкальского края.
Указанным распоряжением Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края было поручено организовать работу по образованию (формированию) земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, а Министерству территориального развития Забайкальского края - организовать работу по обеспечению вышеуказанных земельных участков инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Земельный участок, на котором расположен мкр. Камышинский, находится в границах городского округа "Город Чита", собственность на него не разграничена. Указанный земельный участок передан в безвозмездное пользование органу местного самоуправления по договору безвозмездного пользования земельным участком от 7 августа 2020 года N 75-20, заключенного между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита", для последующего принятия в муниципальную собственность.
Департаментом проведены работы по межеванию земельного участка, постановке его на кадастровый учет и передаче его органу местного самоуправления, что подтверждается вышеуказанным договором безвозмездного пользования земельным участком. В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 данного Договора, земельный участок предоставляется с видом разрешенного использования "улично-дорожная сеть", в целях размещения объектов улично-дорожной сети.
В соответствии с постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 30 мая 2012 года N 155 территории планируемой жилой застройки, расположенной в южном направлении от пересечения Федеральной автомобильной дороги Чита-Хабаровск и Романовского тракта в Железнодорожном административном районе, было присвоено наименование - микрорайон Камышинский.
Земельный участок с кадастровым номером 75:32:000000:3286, расположенный в мкр. Камышинский г. Читы с 26 августа 2020 года передан в муниципальную собственность городского округа "Город Чита" с видом разрешенного использования: для размещения объектов улично-дорожной сети, для общего пользования (уличная сеть).
В ходе обследования 3 марта 2020 года государственным инспектором дорожного надзора Антух Я.Л. улично-дорожной сети микрорайона Камышинский г. Чита на предмет соответствия требованиям безопасности дорожного движения установлено, что автодорога "подъезд к жилым домам, расположенным в микрорайоне Камышинский", имеет грунтовое покрытие (полоса земли, приспособленная для движения самими участниками), накатанная транспортными средствами; находится в границах г. Чита, примыкает к автодороге Улан-Удэ-Романовка-Чита, владелец автодороги не определен, установить техническую и эксплуатационную категорию не представляется возможным; на всем протяжении дороги отсутствуют элементы благоустройства дороги (обочины, тротуары).
Из сообщения администрации городского округа "Город Чита" от 16 февраля 2021 года следует, что согласно распоряжению Губернатора Забайкальского края в целях реализации плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства по предоставлению многодетным семьям земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года N 122-р, разрабатывается проект плана мероприятий ("дорожная карта") на период до 2027 года по предоставлению многодетным семьям земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, в том числе и в мкр. Камышинский (район поселка Биофабрика) (приложение к плану мероприятий ("дорожной карте") на 2020 год, после утверждения которого администрацией городского округа "Город Чита" в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края будет подана заявка на предоставление субсидий из средств дорожного фонда Забайкальского края на строительство дорожной инфраструктуры для обеспечения наличия в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства по софинансированию субсидий в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 18 декабря 2020 года N 551 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из средств дорожного фонда Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края".
Разрешая заявленные по существу требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из установленного факта неисполнения администрацией городского округа "Город Чита" возложенной на нее законом обязанности по организации строительства дорог местного значения в пределах границ городского округа, не принятия необходимые мер, направленных на обеспечение земельных участков в мкр. Камышинский г. Читы соответствующей транспортной инфраструктурой; бездействие администрации городского округа "Город Чита" в указанной сфере может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу части 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно статье 3 Устава городского округа "Город Чита", принятого решением Думы городского округа "Город Чита" от 25 мая 2017 года N 53, граница городского округа - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
Статьей 4 Устава городского округа установлено, что территорию городского округа составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения.
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции правомерно исходили из того, что поскольку в данном случае имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, учитывая, что параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность (пункт 3.3 Определения Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2017 года N 2516-0).
С выводами судов у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нет оснований не согласиться, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такая совокупность условий по настоящему делу установлена.
Вопреки доводам кассатора, учитывая, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, в силу части 9 статьи 6, пункта 6 части 1 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложена на соответствующий орган местного самоуправления, суд, возлагая на администрацию муниципального образования городской округ "Город Чита" публично-правовые обязательства по строительству дорог, не вышел за пределы компетенции муниципального образования и пределы рассматриваемых административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд поставил административного ответчика в положение, при котором потребуется перераспределение бюджетных средств, что не входит в компетенцию суда, нельзя признать состоятельными, так как вопрос о перераспределении бюджетных средств судом не разрешался, разрешены исковые требования о праве граждан па безопасное использование дорог. Отсутствие у органа муниципальной власти необходимых средств для исполнения установленных законом обязанностей не может являться основанием для отмены решения суда и освобождения административного ответчика от исполнения указанных обязанностей.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании правовых норм и не опровергают правильных выводов судов.
Иное толкование автором жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов суда об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судом, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 2 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.