Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-316/2021 по иску Щедриной Светланы Петровны к Государственному казенному учреждению "Курганский областной противотуберкулезный диспансер" о признании незаконными пунктов дополнительных соглашений к трудовым договорам, возложении обязанности привести наименование должности в соответствие с требованиями закона, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, произвести выплату заработной платы, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Щедриной Светланы Петровны на решение Курганского городского суда Курганской области от 03 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 03 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя истца Шмаковой О.В, представителя третьего лица Конопацкой Н.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Щедрина С.П. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Курганский областной противотуберкулезный диспансер" (далее - ГКУ "КОПТД") о признании незаконными пунктов дополнительных соглашений к трудовым договорам, возложении обязанности привести наименование должности в соответствие с требованиями закона, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, произвести выплату заработной платы, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что согласно трудовому договору от 6 ноября 2015 года N N она осуществляла трудовую функцию в ГКУ "КОПТД". 1 ноября 2019 года с ней подписано дополнительное соглашение к трудовому договору от 6 ноября 2015 года N N о переводе работника на другую работу, в котором конкретная должность, а именно то, что фактически она выполняет работу медицинской сестры приемного покоя, не указана. Аналогичная ситуация по трудовому договору N N от 2 сентября 2019 года, в рамках которого она также занимается выполнением трудовых обязанностей на 0, 5 ставки. С 1 ноября 2019 года на основании подписанного дополнительного соглашения к трудовому договору N N она переведена на другую работу без указания конкретной должности, а именно того, что по факту она выполняет работу медицинской сестры приемного покоя. Указывает, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" закреплена отдельная должность "Медицинская сестра" и "Медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)". По каждой должности утверждены должностные обязанности, которые отличаются. В ее случае в штатном расписании ответчика имеется четыре должности "Медицинская сестра приемного покоя", кроме этого, должностной инструкцией, которую она подписала и исполняет, также возлагаются на нее функции и обязанности по должности "Медицинская сестра приемного покоя", однако в ее трудовой книжке указана должность "Медицинская сестра общебольничного медицинского персонала". То есть в настоящее время она выполняет трудовые функции исходя из должностной инструкции, не соответствующей должности, указанной в трудовом договоре.
Данное разногласие может оказать существенное влияние на оформление пенсии, так как она относится к категории работников, которым гарантированы право на досрочную пенсию. Также указывает, что согласно трудовому договору работодатель обязан выплачивать ей коэффициент за работу, которая связана с непосредственным обследованием ВИЧ больных, выплата которых ей не производится в полном объеме. Так, согласно расчетным листам за ноябрь 2019 года и февраль 2020 года указанные выплаты вообще не производились. В мае 2020 года она получила сумму выплаты, начисленной как "коэффициент за работу, которая связана с непосредственным обследованием ВИЧ" в размере 72 руб. 24 коп. В расчетном листе за май 2020 года указано, что ей выплачена сумма оклада в мере 9 120 руб. за фактически отработанное время. Следовательно, сумма коэффициента составляет 0, 8% (72 руб. 24 коп. / 9 120 руб. х 100% = 0, 8%), а данный процент должен составлять 40%, как указано в трудовом и коллективном договорах.
Просила суд признать незаконным пункт 1.4 дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору N N от 6 ноября 2015 года и пункт 1.4 дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору N N от 2 сентября 2019 года, в части указания должности "Медицинская сестра"; обязать ответчика привести наименование должности в соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", указав с даты перевода в трудовом договоре N N от 6 ноября 2015 года (дополнительном соглашении от 1 ноября 2019 года) и трудовом договоре N N от 2 сентября 2019 года (дополнительном соглашении от 1 ноября 2019 года), в трудовой книжке "Медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)"; обязать ответчика произвести за период с 1 ноября 2019 года по 31 августа 2020 года перерасчет заработной платы в части выплат 40% сумм "коэффициента за работу, которая связана с непосредственным обследованием ВИЧ" в соотношении с фактически отработанным временем и с учетом положений трудовых договоров N N от 6 ноября 2015 года и N N от 2 сентября 2019 года и коллективного договора, взыскать в пользу истца моральный вред.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 03 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены в части. Возложена на ГКУ "Курганский областной противотуберкулезный диспансер" обязанность привести наименование должности Щедриной С.П. в трудовом договоре N N от 06 ноября 2015 года в редакции дополнительного соглашения 01 ноября 2019 года, в трудовом договоре N N от 02 сентября 2019 года в редакции дополнительного от 01 ноября 2019 года, а также в трудовой книжке Щедриной С.П. в соответствие с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в здравоохранения", указав должность истца "Медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)". Взыскано с ГКУ "Курганский областной туберкулезный диспансер" в пользу Щедриной С.П. 3000 руб. в возмещение морального вреда. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Взыскана с ГКУ "Курганский областной противотуберкулезный диспансер" 300 руб. государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Курган.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 03 июня 2021 года решение Курганского городского суда Курганской области от 3 февраля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Истец и представитель ответчика в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Щедрина С.П. с 6 ноября года осуществляла свою трудовую деятельность в ГКУ "КОПТД" в должности санитарки в структурном подразделении: отделение туберкулезное легочно-хирургическое, что подтверждается трудовым договором от 6 ноября 2015 года N N, сведениями, отраженными трудовой книжке истца.
Приказом от 1 ноября 2019 года N N истец Щедрина С.П. со 2 ноября 2019 года переведена на работу медицинской сестрой общебольничного медицинского персонала. С ней заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N N от 1 ноября 2019 года о переводе работника на другую работу, согласно которому пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 трудового договора изложены в новой редакции, в частности указано, что работник принимается на работу в качестве медицинской сестры на 1.0 ставку в структурное подразделение общебольничный медицинский персонал со 2 ноября 2019 года. В соответствии с условиями дополнительного соглашения от 01 ноября 2019 года к трудовому договору N N от 6 ноября 2015 года за выполнение трудовых обязанностей Щедриной С.П. установлена заработная плата в размере должностного оклада 9 120 руб.; выплаты компенсационного характера: выплата работникам занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 2 280 руб. (25%), коэффициент за работу, которая связана с непосредственным обследованием (ВИЧ) - 40 % от оклада за фактически отработанное время; районный коэффициент 15% от начисленной заработной платы; выплата за работу в ночное время 20% часового оклада; выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при совмещении профессий (должностей), также работнику предусмотрены выплаты стимулирующего характера.
2 сентября 2019 года с Щедриной С.П. заключен трудовой договор N N в соответствии с которым истец по совместительству принята на работу для исполнения обязанностей медицинской сестры палатной (постовой) для выполнения работ согласно должностной инструкции на 0, 25 ставки в ГКУ "КОПТД" в 1-е отделение для больных туберкулезом органов дыхания со 2 сентября 2019 года.
1 ноября 2019 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к указанному трудовому договору N N от 2 сентября 2019 года о переводе работника на другую работу, в соответствии с которым пункты 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 изложены в новой редакции, согласно которой истец принята на работу в качестве медицинской сестры на 0, 5 ставки в структурное подразделение общебольничный медицинский персонал с 1 ноября 2019 года. По условиям дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору N 457/19 от 2 сентября 2019 года Щедриной С.П. установлена заработная плата в размере 4 560 руб, аналогичные выплаты компенсационного и стимулирующего характера указанным в дополнительном соглашении к трудовому договору N N от 1 ноября 2019 года.
С 1 сентября 2020 года Щедрина С.П. на основании ее заявления вновь переведена на должность медицинской сестры палатной (постовой) в структурное подразделение: 1-е отделение для больных туберкулезом органов дыхания как по основному трудовому договору, так и по совместительству (дополнительное соглашение к трудовому договору N N от 6 ноября 2015 года о переводе работника на другую работу от 1 сентября 2020 года, приказ работодателя N N от 1 сентября 2020 года).
В силу части 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно части 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных артов.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе штатные расписания ГКУ "КОПТД", действовавшие в спорный период, должностную инструкцию медицинской сестры (приемного покоя) общебольничного медицинского персонала, утвержденную главным врачом 21 мая 2013 года, приняв во внимание показания опрошенных в судебном заседании свидетелей КМЛ, ЛГА, подтвердивших фактическое исполнение истцом функций медсестры приемного покоя, руководствуясь требованиями вышеприведенных норм материального закона, части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного Щедриной С.П. иска в части приведения в соответствие наименования ее должности, поскольку истцом в указанный период выполнялась работа по должности медицинской сестры приемного покоя, что влечет необходимость приведения наименования ее должности в соответствие с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019 (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2020 года N 541-н, указанием в дополнительном соглашении от 1 ноября 2019 года к трудовому договору от 6 ноября 2015 года N 1071/15, в дополнительном соглашении от 1 ноября 2019 года к трудовому договору от 02 сентября 2019 года N 457/19 и трудовой книжке как "медицинская сестра приемного отделения приемного покоя)".
Исковые требования Щедриной С.П. в части оспаривания пункта 1.4 дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору от 06 ноября 2015 года N N и пункт 1.4 дополнительного соглашения от 1 ноября 2019 года к трудовому договору от 2 сентября 2019 года N N по мотиву указания должности "Медицинская сестра" судом первой инстанции оставлены без удовлетворения, как заявленные излишне, поскольку установление несоответствия этих пунктов требованиям закона (Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, часть 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации) является юридическим фактом, подлежащим доказыванию в ходе разрешения требований истца о приведения должности в соответствии с требованиями законодательства.
Апелляционная инстанция согласилась с вышеприведенными выводами суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение в указанной выше части лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в связи с чем, предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Установив, что работа истца в оспариваемый период не была связана с непосредственным контактом с ВИЧ-инфицированными пациентами постоянно на протяжении всего рабочего дня, что не оспаривалось истцом и подтверждено пояснениями свидетелей, специалиста САМ, количество таких пациентов и фактически отработанное с такими пациентами истцом время учтено работодателем при осуществлении данной выплаты, организованный порядок учета соответствует Примечанию к приложению N 1 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 25 апреля 2016 года N 105, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета и выплаты ГКУ "КОПТД" истцу доплаты как медицинскому работнику, непосредственно осуществляющему проведение консультаций, осмотров и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИД и ВИЧ-инфицированными, в размере 0, 4 от оклада (тарифной ставки) за весь период отработанного ею времени.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений просит, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), выплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, склоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1).
В соответствии с положениями ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1). Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (часть 2).
В соответствии с абзац 3 пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях, ведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинским работникам и указанным лицам, выполняющим аналогичные функции, из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам и указанным лицам, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Курганской области от 25 апреля 2016 года N 105 утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений ведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области (далее - Положение от апреля 2016 года N 105).
В соответствии с пунктом 22 указанного Положения выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются работникам в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются к тарифной ставке, окладу (должностному окладу) по результатам специальной оценки условий труда (на основании действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда), за исключением выплат медицинским работникам, указанных в пункте 22-1 Положения.
Компенсационные выплаты медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливаются в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", статья 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и статье 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", производятся в размерах согласно приложению 1 к Положению.
В соответствии с пунктом 18 Раздела III "Учреждения и подразделения, работа в которых связана с обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием больных СПИД и ВИЧ-инфицированных, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы, (обусловленной непосредственным контактом с больными СПИД и ВИЧ-инфицированными" таблицы, приведенной в приложении N 1 к Положению от 25 апреля 2016 года N 105, размер выплаты для медицинских работников медицинских организаций, за исключением медицинских работников центров профилактики и борьбы со СПИД (пункт 15), медицинских работников учреждений и специализированных отделений, предназначенных для лечения больных СПИД и ВИЧ-инфицированных (пункт 16), медицинских работников лабораторий, осуществляющие обследования населения на ВИЧ-инфекцию и исследования поступающей крови и биологических жидкостей от больных СПИД), непосредственно осуществляющие проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больным СПИД и ВИЧ-инфицированным (пункт 17), установлен в размере 0, 4 (тарифной ставки (оклада).
При этом из содержания примечания к указанному приложению следует, что в государственных учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области (далее - Учреждения), на основании настоящего приложения должен быть составлен и утвержден с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации перечень должностей медицинских работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном Учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, экспертизы, непосредственное обслуживание или контакт с больными) могут устанавливаться доплаты к (должностным окладам).
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, Щедрина С.П. указывает, что в период с 1 ноября 2019 года по 31 августа 2020 года у работодателя отсутствовал локальный акт, регулирующий порядок учета времени с ВИЧ-инфицированными больными. Данный акт введен в действие у работодателя только с 1 сентября 2020 года, в связи с чем он не может применяться к правоотношениям, возникшим до его принятия. Также выражает несогласие с выводом суда о том, что истцом не оспаривалось, что из установленного у ответчика порядка оплаты, перечисленные выплаты начислялись и выплачивались в полном объеме, поскольку истцом в материалы дела представлен как расчет выплат, так и контррасчет (к расчету ответчика), что, свидетельствует о его несогласии с произведенными работодателем выплатами. Настаивает, что ей должны производиться выплаты с учетом коэффициента за работу, которая связана с непосредственным обследованием (ВИЧ) в размере 40% от оклада за фактически отработанное время. Обращает внимание, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что порядок выплаты коэффициента за работу, которая связана с непосредственным обследованием (ВИЧ) определен сторонами в дополнительных соглашениях к трудовым договорам. Содержание постановления Правительства Курганской области от 25 апреля 2016 года N 105 "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области" и Положения об отраслевой системе оплаты труда работников ГКУ "КОПТД" не определяют расчет сумм спорного коэффициента непосредственно за время контакта с данной категорией больных (СПИД и ВИЧ- инфицированных)
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Судом установлено, что компенсационные выплаты медицинским работникам ГКУ "КОПТД", непосредственно осуществляющим проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИД и ВИЧ - инфицированными, производится ответчиком в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников КУ "КОПТД" в размере, установленном постановлением Правительства Курганской области от 15 апреля 2016 года N 105 "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области".
В соответствии с пунктом 22 Положения об отраслевой системе оплаты труда ГКУ "КОПТД", утвержденного главным врачом и согласованным с председателем профсоюзного комитета ГКУ "КОПТД" 25 февраля 2019 года, являющегося приложением N 3 к Коллективному договору, компенсационные выплаты медицинским работникам, непосредственно участвующим в противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливаются в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", производятся в размерах согласно таблице 5 Положения.
Так, в силу пункта 5 Таблицы 5 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников "КОПТД" медицинским работникам медицинских организаций, непосредственно осуществляющим проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больным СПИД и ВИЧ-инфицированными установлен 0, 4 (тарифной ставки (оклада). При этом указано, что перечень работ, профессий и должностей работников, получающих доплату за специфику труда, утвержден в Приложении N 9 к коллективному договору. Однако, Приложением N 9 к Коллективному договору в редакции от 25 февраля 2019 года доплата за работу с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, не устанавливалась.
В редакции Приложения N 9 к Коллективному договору, утвержденной 20 января 2020 года, приведен печень работ, профессий и должностей работников, получающих доплаты за специфику труда. В данный перечень включена медицинская сестра общебольничного медицинского персонала для которой установлен размер доплаты медицинским работникам непосредственно осуществляющим проведение консультаций, осмотров и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больным СПИД и ВИЧ-инфицированными в размере 0, 4.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о взыскании невыплаченной компенсационной выплаты, суды исходили из того, что работодателем до 20 января 2020 года в условиях отсутствия регулирования данного вопроса Коллективным договором, оплата истцу спорной компенсационной выплаты производилась в соответствии с условиями заключенных с Щедриной С.П. трудовых договоров, то есть с учетом фактически отработанного истцом времени, связанного с непосредственным контактом работника с ВИЧ-инфицированными пациентами, учет длительности которого организован ответчиком путем внесения информации в журнал учета времени работы с ВИЧ-инфицированными пациентами амбулаторного отделения (истец заполнять отказалась), а также сведений, содержащихся в журнале приема больных и отказов в госпитализации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе истца, об отсутствии у работодателя оснований для исчисления спорной компенсационной выплаты исходя из установленного у работодателя порядка, введенного в действие только с 1 сентября 2020 года, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Не принимая во внимание данный довод, суды правомерно исходили из того, что в ГКУ "КОПТД" с декабря 2019 года работодателем самостоятельно организован как учет длительности фактически отработанного истцом времени, затраченного на непосредственное обслуживание ВИЧ-инфицированных пациентов, путем отражения соответствующей информации в журнале учета времени работы с ВИЧ-инфицированными больными амбулаторного отделения, в журнале приема больных и отказов в госпитализации, так и на протяжении спорного периода производилась выплата коэффициента за работу, которая связана с непосредственным обследованием (ВИЧ) (по формуле должностной оклад : норма рабочего времени в месяц х количество отработанных часов, связанных с обследованием, диагностикой, лечением и обслуживанием СПИД и ВИЧ-инфицированных х 0, 4), выплаченный размер которого соответствовал условиям трудовых договоров в редакции дополнительных соглашений от 1 ноября 2019 года, содержащим в качестве условия осуществления выплаты указание на Положение об отраслевой системе оплаты труда работников ГКУ "КОПТД", утвержденное главным врачом ГКУ "КОПТД" 25 февраля 2019 года.
Сформированный ГКУ "КОПТД" до 1 сентября 2020 года учет длительности непосредственного облуживания, диагностирования, лечения и обследования работником ВИЧ-инфицированных больных, использованный для начисления и выплаты спорной компенсации, составляющей 40% от оклада за фактически отработанное время, соответствует условиям определенных сторонами трудовых договоров от 6 ноября 2015 года N 1071/15 и от 02 сентября 2019 года 457/19 (в редакции дополнительных соглашений от 1 ноября 2019 года), Положению о системе оплаты труда работников государственных учреждений подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 25 апреля 2016 года N 105, предусматривающему возможность установления доплат с учетом конкретных условий работы в данном медицинском учреждении. С учетом организованного ответчиком порядка, истцу за спорный период произведены указанные компенсационные выплаты исходя из фактически данного времени с ВИЧ-инфицированными пациентами.
Доводы кассационной жалобы заявителя Щедриной С.П. о необходимости исчисления спорной компенсационной выплаты исходя из фактически отработанного ею времени в месяц и начисленной ей за данный период суммы оклада, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Нарушений судом положений, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В кассационной жалобе не приведено таких исключительных обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены вступившего в законную силу постановления суда, достаточных для отступления от принципа правовой определенности и стабильности судебных актов.
Учитывая, что определение наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 03 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 03 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щедриной Светланы Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.