Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мельниковой Л.Л, поступившую в суд первой инстанции 22 июня 2021 года, на решение Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 28 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N23 по Ростовской области к Мельниковой Л.Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
МИФНС России N 23 по Ростовской области (далее - налоговый орган, взыскатель) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мельниковой Л.Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу.
Решением Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 28 января 2021 года административное исковое заявление МИФНС России N 23 по Ростовской области удовлетворено.
Взыскана с Мельниковой Л.Л. недоимки по налогу с физических лиц: налог в размере 9 720 рублей, пени в размере 45, 60 рублей, на общую сумму 9 765, 60 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 апреля 2021 года отменено решение Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 28 января 2021 года и по делу вынесено новое решение, которым взыскана с Мельниковой Л.Л. недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 9 120 рублей, пени в размере 42, 79 рублей.
В остальной части административные исковые требования МИФНС России N 23 по Ростовской области оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Мельниковой Л.Л. просит отменить обжалуемые судебные акты.
От Мельниковой Л.Л. поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административные исковые требования, пришел к выводу о том, что поскольку налоговым органом в адрес Мельниковой Л.Л. были выставлены и направлены налоговые уведомление и требование, которые не исполнены в полном объеме, в связи с чем у административного ответчика имеется обязанность уплатить имеющуюся задолженность. Поскольку требование налогового органа не выполнено, в установленный законом срок обязанность по уплате налога за спорные периоды не была исполнена, суд пришел к выводу о взыскании с Мельниковой Л.Л. недоимки по транспортному налогу и пени в общей сумме 9 765 рублей 60 копеек.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Мельникова Л.Л. является инвалидом III группы бессрочно, в связи с чем обладает правом на освобождение от уплаты транспортного налога на принадлежащий ей автомобиль Дэу Нексиа, в связи с чем требования налогового органа в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2018 год в отношении указанного автомобиля в сумме 600 рублей и пени в сумме 2, 81 рублей не подлежат удовлетворению. Таким образом, суд апелляционной инстанции взыскал с Мельниковой Л.Л. недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 9120 рублей, пени в размере 42, 79 рублей. В остальной части административные исковые требования МИФНС России N 23 по Ростовской области о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год, пени - оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что в спорный налогооблагаемый период Мельникова Л.Л. являлась собственником транспортных средств: "данные изъяты", государственный номер N 2006 года выпуска; "данные изъяты", государственный номер N 1998 года выпуска; "данные изъяты", государственный номер N, 2005 года выпуска, в связи с чем был исчислен транспортный налог за 2018 год и направлено налоговое уведомление.
В установленный законом срок, сумма, указанная в уведомлении налоговым органом не была уплачена административным ответчиком.
Налоговым органом в адрес Мельниковой Л.Л. было направлено требование N 102823 по состоянию на 25 декабря 2019 года об уплате транспортного налога и пени, которое не было исполнено.
МИФНС России N 23 по Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Мельниковой Л.Л. недоимки по транспортному налогу.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же государства.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В статье 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с положениями статей 357-361 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено законом. Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно, в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии со статьей 5 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с, с года выпуска которых прошло 10 лет и более, налоговая ставка - 8; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73, 55 кВт до 110, 33 кВт) включительно - 15; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110, 33 кВт до 147, 1 кВт) включительно - 45.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанность по уплате налога или сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 52 НК РФ налоговый орган направил в установленный законом срок в адрес налогоплательщика Мельниковой Л.Л. налоговое уведомление N 6457059 от 28 июня 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 9 720 рублей сроком не позднее 02 декабря 2019 года.
Поскольку в установленный законом срок Мельникова Л.Л. не исполнила обязанность по уплате налогов, налоговым органом начислены пени и в соответствии с положениями пункта 2 статьи 69 НК РФ, пункта 1 статьи 70 НК РФ в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено требование N 102823 об уплате налога по состоянию на 25 декабря 2019 года в размере 9 720 рублей и пени в сумме 45, 60 рублей.
Из материалов дела усматривается, что на момент рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции транспортный налог за 2018 год Мельниковой Л.Л. не оплачен, имеется задолженность по транспортному налогу за 2018 год и пени.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлениях от 21.03.1997 N5-П, от 28.03.2000 N5-П, от 19.06.2002 N11-П, от 27.05.2003 N9-П, освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 НК РФ льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Областной закон Ростовской области от 10.05.2012 N843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" в порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливает и вводит в действие обязательные к уплате на территории Ростовской области региональные налоги, вводит в действие патентную систему налогообложения, регулирует иные вопросы налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 7 названного Областного закона N843-ЗС от уплаты транспортного налога в отношении мотоциклов, мотороллеров или легковых автомобилей освобождаются инвалиды III группы в отношении транспортного средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73, 55 кВт) включительно.
Из справки МСЭ-2012 N N следует, что Мельникова Л.Л. является инвалидом III группы с 01 июля 2013 года бессрочно, что дает ей право на освобождение от уплаты транспортного налога на принадлежащий ей автомобиль "данные изъяты", государственный номер N, мощность двигателя которого до 100 л.с.
Исходя из вышеизложенного суд апелляционной инстанции обосновано пришел к выводу о том, что требования административного искового заявления МИФНС России N 23 по Ростовской области о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в отношении автомобиля "данные изъяты", государственный номер N, в сумме 600 рублей не подлежат удовлетворения, как и требования о взыскании пени за период с 03 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года в сумме 2, 81 рубль, начисленные за неуплату данной суммы.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, верно пришел к выводу о том, что сумма недоимки по транспортному налогу за 2018 год, подлежащая взысканию с Мельниковой Л.Л. в отношении автомобилей "данные изъяты", государственный номер N, 2006 года выпуска, "данные изъяты", государственный номер N, 1998 года выпуска составляет 9 120 рублей, сумма пени - 42, 79 рублей.
Требования заявителя в части обжалования решения Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 28 января 2021 года подлежат оставлению без рассмотрения, поскольку названный судебный акт отменен судом апелляционной инстанции, в связи с чем не может быть предметом рассмотрения в кассационном порядке.
При рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.