Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО4
судей ФИО6, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Ногина И.А. на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 6 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 28 января
2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Ногина И.А. к ФКУ "Исправительная колония N 9 УФСИН России по Волгоградской области", УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России, Федеральному казначейству по Волгоградской области о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Монмаря Д.В,
УСТАНОВИЛА:
Ногин И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать компенсацию морального вреда в размере
"данные изъяты" за нарушение условий этапирования и содержания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области в период с 17.11.2016 по 14.02.2020.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что Ногин И.А. осужден приговором суда. 17.11.2016 был этапирован для отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, где содержался до 14.02.2020.
Этапирование происходило в вагоне поезда, не оборудованного для содержания людей. За все время отбывания наказания проживал в общежитиях, в которых одновременно с ним проживало минимум 100 человек. На каждого осуждённого приходилось не более 1, 2 кв.м жилой площади. Освещение слабое. Принудительной вентиляции нет, на стенах плесень. Зимой холодно, а летом невыносимо жарко. Душа в общежитии нет. Горячей воды нет. Зимой вода холодная. Просил учесть, что ранее условия содержания в исправительной колонии N9 решениями Европейского Суда по Правам Человека неоднократно признавались не соответствующими положениям статьи 3 Конвенции. Эти решения суда вступили в законную силу и произведены выплаты. Причем он отбывал наказание в то же время и в таких же условиях.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 6 октября 2020 года в удовлетворении требований иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 28 января
2021 года решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 6 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16.07.2021, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статьей 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей; лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.
В соответствии со ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из отсутствия фактических обстоятельств нарушения прав
Ногина И.А, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Из материалов дела следует, что на основании приговора Тимашевского районного суда Краснодарского края от 14 июня 2016 года Ногин И.А. отбывал наказание в виде лишения свободы сроком 4 года в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области в период с 14.10.2016 по 14.02.2020.
Ссылаясь на условия этапирования и отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области в период с 14.10.2016 по 14.02.2020, Ногин И.А. обратился в суд с настоящим административным иском.
02.10.2016 плановым караулом по железнодорожному маршруту "Волгоград-Краснодар" был принят для конвоирования спецконтингент, в числе которого находился осужденный Ногин И.А, следующий в распоряжение ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН по Волгоградской области".
Из материалов дела следует, что Ногин И.А. был размещен в большой камере N 5 специального вагона, в которой следовал до станции Волгоград. В камере, рассчитанной на 12 человек, содержались 12 осужденных на всем пути следования до станции Волгоград, что не противоречило требованиям руководящих документов и подтверждается записями покамерного размещения осужденных в путевом журнале. В камере спецвагона истец имел возможность разместить личные вещи под нижними ярусами полок слева и справа. Конструкция спецвагона, внутреннее оборудование и освещение помещений, а также система жизнеобеспечения соответствовали требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 года N 12. Проветривание специального вагона осуществлялось, что обеспечивало комфортное пребывание в нем конвоируемых лиц. Исправность системы освещения, водоснабжения и вентиляции спецвагона подтверждается актом приема специального вагона в начальном пункте. Вывод конвоируемых лиц в туалет, в том числе Ногина И.А. в пути следования осуществлялся по первому требованию.
Плановый караул со станции Краснодар ПЖДК "Волгоград-Краснодар" отправился в 16 часов 52 минуты 02.10.2016 и прибыл на станцию Волгоград в 8 часов 55 минут 03.10.2016. Время в пути составило 16 часов 02 минуты.
После прибытия караула на станцию Ногин И.А, в числе прочего спецконтингента, был отконвоирован в федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области". При приеме спецконтингента, помощник начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области произвел опрос принимаемого спецконтингента на предмет наличия жалоб на условия конвоирования, заявлений и претензий к личному составу планового караула. Жалоб и заявлений от спецконтингента, в том числе от Ногина И.А, не поступило.
В период конвоирования отношения личного состава караула с конвоируемыми лицами строились в соответствии с требованиями руководящих документов, грубости в отношении конвоируемых лиц, в том числе Ногина И.А, не допускалось.
Служба планового караула по железнодорожному маршруту проверялась представителями территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний на станциях Краснодар, Волгоград. Проверяющие лица производили опрос конвоируемых лиц на предмет поступления жалоб и заявлений. Жалоб и заявлений с их стороны, в том числе от Ногина И.А, на условия содержания и курение в специальном вагоне не поступало.
Данный факт подтверждается записями проверяющих караул лиц в путевой ведомости планового караула по железнодорожному маршруту.
14.10.2016 плановым караулом по автодорожному маршруту "СИ-1 - ИК-9 - ЛИУ-15 - КП-3 - ИК-26 - СИ-4", назначенным в соответствии с графиком движения плановых караулов по автодорожным маршрутам ФКУ УК УФСИН России по Волгоградской области в ФКУ СИ-1 УФСИН России по Волгоградской области, был принят для конвоирования осужденный Ногин И.А, следующий в ФКУ ИК N 9 УФСИН по Волгоградской области.
Прием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, начался с их опроса. Жалоб и заявлений с их стороны, в том числе от осужденного Ногина И.А, не поступало ни в устной, ни в письменной форме. После приема конвоируемых лиц осужденный Ногин И.А. был размещен в большой камере специального автомобиля, в которой следовал до ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области. В камере, рассчитанной на 15 человек, содержалось, включая его, не более 10 осужденных на всем пути следования.
Конвоирование осужденных осуществлялось на двух специальных автомобилях, общей вместимостью 15 человек. Специальные автомобили находились в технически исправном состоянии, о чем указанно в путевой ведомости караула. Учитывая, что время конвоирования планового караула по маршруту ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области не превышает 6 часов, индивидуальным рационом питания осужденный Ногин И.А. обеспечен не был.
14.10.2016 автодорожный караул прибыл в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области. Жалоб, заявлений и претензий от спецконтингента, в том числе от Ногина И.А, не поступило.
Служба планового караула по автодорожному маршруту проверялась представителями ФКУ УК УФСИН России по Волгоградской области. Проверяющие лица производили опрос конвоируемых лиц на предмет поступления жалоб и заявлений. Жалоб и заявлений с их стороны, в том числе от Ногина И.А, на условия содержания и курение в специальном автомобиле не поступало.
За весь период отбывания наказания от Ногина И.А. не поступило ни одной жалобы на плохие условия содержания.
Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2016 г. N 44 "Об утверждении лимита наполнения учреждений УФСИН России по Волгоградской области" лимит наполнения ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области составил 1454 человека.
Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Законом РФ от 21.07.1993 года N 51473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", нормативными правовыми актами Правительства РФ, межведомственными и ведомственными нормативными актами.
В учреждении имеется банно-прачечный комбинат с централизованным горячим водоснабжением, помывка осужденных осуществляется в соответствии с распорядком работы банно-прачечного комбината, утвержденного приказом ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области. График посещения банно-прачечного комплекса распределен поотрядно, не менее 2 раз в неделю с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Постельное белье осужденных сдается в банно-прачечный комплекс ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области и стирается 1 раз в неделю. Грязное постельное белье также сдается в банно-прачечный комплекс в присутствии начальника отряда с отметкой в журнале о количестве сданного белья, где им же получается чистое выстиранное, высушенное и отглаженное постельное белье. Сушка постельного белья происходит в зимнее время в специально оборудованном дополнительными радиаторами отопления помещении банно-прачечного комплекса, в летнее время на летней площадке банно-прачечного комплекса учреждения.
Душ в общежитии для осужденных не предусмотрен в силу приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
В отрядах и других объектах учреждения все помещения, оборудование и мебель содержатся в чистоте и исправном состоянии. Влажная уборка указанных помещений проводится маркированным инвентарем ежедневно. Полы и сантехприборы в туалетах, умывальных, душевых и санпропускниках ежедневно промываются водой с добавлением моющих средств и дезинфицирующих растворов, приготовленных и хранящихся в соответствии с инструкцией по их применению.
Санитарный день с проведением генеральной уборки всех помещений (обметание стен, потолков, мытье полов, окон и дверей, оборудования, мебели, встряхивание и проветривание постельных принадлежностей, очистка от пыли отопительных приборов, светильников) проводится два раза в месяц. Оконные стекла очищаются по мере загрязнения, но не реже 1 раза в квартал.
Для уборки помещений выделяется специальный инвентарь (тряпки, щетки, веники), который маркируется и хранится в определенном месте. После использования их тщательно промывают в горячей воде с погружением на 30 минут в 0, 1% растворе дезинфицирующего средства "Тримакс Актив", затем просушивают.
В учреждении проводится дезинсекция, дератизация, ежегодно заключаются государственные контракты на вывоз ТБО.
Жилые помещения обеспечиваются столами, табуретками, тумбочками, бачками для питьевой воды и другим инвентарем по установленным нормам. Помещения отрядов отвечают правилам санитарии и гигиены, имеют отопление, достаточное естественное и искусственное (электрическое) освещение, согласно требований свода правил 52.13330. СП 118.13330, СП 54.13330, СП 55.13330, СП 42.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278, СанПиН 2.1.3.2630, СП 59.13330. Температура в указанных отрядах (как и во всех отрядах) в холодное время поддерживаться не ниже 18 - 20° C. Решетки на окнах отсутствуют, окна не закрашены.
Для соблюдения осужденным чистоты и гигиены жилые помещения имеют необходимое санитарно-техническое оборудование, туалетные комнаты, раздевалки, места для хранения продуктов питания и др.
В соответствии с приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" в общежитии отрядов оборудованы раздельные санузлы, где имеются унитазы и раковины. В туалетах имеются форточки, которые обеспечивают вентиляцию помещения. Полы в санитарной комнате застелены напольной плиткой. В спальном помещении и помещении для просмотра телепередач полы застелены линолеумом.
Приказом ФСИН России от 30 марта 2005 г. N 214 "Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждения и органов ФСИН" курение табачных изделий в помещениях зданий и сооружений ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области категорически запрещено. В целях соблюдения противопожарного режима на территории учреждения, определены специально выделенные места на открытом воздухе для курения табака, оборудованные информационными табличками и металлическими урнами. В помещениях отрядов размещены информационные стенды о пожарной безопасности, информационные знаки, запрещающие курение вне специально отведенных местах, проводится разъяснительная работа. В случае выявления нарушения требований и правил пожарной безопасности, в том числе курения в неположенных местах, администрация учреждения привлекает осужденных к дисциплинарной ответственности.
Обеспечение осужденных учреждения вещевым имуществом, постельным бельем и мягкого инвентаря, который имеет свой срок носки, осуществлялось централизованно с БМТиВС УФСИН России по Волгоградской области в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 3 декабря 2013 г. N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" (далее - приказ Минюста N 216).
В соответствии с приказом Минюста России от 28 сентября 2001 г. N 276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы" в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области соблюдается система планово-предупредительного ремонта зданий и помещений учреждения, которая предусматривает комплекс организационных и технических мероприятий по контролю и надзору, содержанию зданий и сооружений и их оборудования в исправности, а также всем видам ремонта, проводимого периодически по заранее составленному плану с целью предупреждения преждевременного износа и предотвращения аварий. В учреждении создана специальная комиссия, которая выявляет данные недостатки.
За весь период отбывания наказания от Ногина И.А. в адрес администрации учреждения жалоб на неудовлетворительные условия содержания в исправительном учреждении не поступало.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Для наступления ответственности нарушителя быть доказано наличие ряда специальных условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между двумя первыми элементами; вина причинителя вреда. При этом истец должен доказать сам факт причинения ему морального вреда противоправными действиями.
Учитывая вышеизложенное, оценив предоставленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, не установив в действиях ФСИН России нарушений неимущественных прав, а также учитывая отсутствие доказательств нравственных страданий административного истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствие оснований для удовлетворения требования иска.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 6 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 28 января
2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 11 октября 2021 года.
Председательствующий ФИО4
Судьи ФИО6
ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.