Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Наконечной Е.В, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело (с использованием системы ВКС) по иску Пряженова Т.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании денежных средств за период нахождения в оплачиваемых отпусках, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, по кассационным жалобам Пряженова Т.А, УФНС России по Магаданской области в лице представителя Самотолкиной Е.А. на решение Хасынского районного суда Магаданского области от 04 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 20 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения Пряженовой Т.А, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Пряженова Т.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области (Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области) о взыскании денежных средств за период нахождения в оплачиваемых отпусках, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ принята на государственную гражданскую службу в Межрайонную ИФНС России N2 по Магаданской области, с ДД.ММ.ГГГГ замещает должность начальника отдела общего обеспечения - главного бухгалтера.
В период с 2019 по 2020 год ей предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска: с 27 мая по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 34 календарных дней, с 11 по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 10 календарных дней, с 20 июля по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 90 календарных дней.
ДД.ММ.ГГГГ работодателем вручено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы, в связи с чем подлежал выяснению вопрос о включении в расчет сохраняемого денежного содержания сумм материального стимулирования и сумм дополнительного материального стимулирования, полученных ею и другими сотрудниками Инспекции в расчетный период, предшествующий дате сокращения.
На устный вопрос о включении указанных сумм в расчет среднего денежного содержания руководителем УФНС России по Магаданской области было пояснено, что указанные суммы не учитываются.
Самостоятельно установив, что работодателем не начислялись и не выплачивались при расчете отпускных сумм средства, выплаченные ей в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обратилась с письменным заявлением к представителю нанимателя с просьбой произвести перерасчет ее денежного содержания за период нахождения в очередных ежегодных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, письменного ответа на которое не получила. Полагала, что работодатель своими неправомерными действиями нарушил ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, на отдых, справедливую оплату труда, чем причинил моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях в связи с потерей работы и лишением права на заслуженное вознаграждение за труд.
Просила суд взыскать денежные средства за период нахождения в оплачиваемых отпусках в сумме 294 458 руб. 57 коп. (с учетом НДФЛ), компенсацию за задержку выплат в сумме 18 158 руб. 86 коп, компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.
Определением Хасынского районного суда Магаданского области от 25 ноября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление федеральной налоговой службы по Магаданской области (УФНС России по Магаданской области).
Определением Хасынского районного суда Магаданского области от 17 декабря 2020 года произведена замена ненадлежащего ответчика Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области на УФНС по Магаданской области.
Решением Хасынского районного суда Магаданской области от 4 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 20 апреля 2021 года, исковые требования Пряженовой Т.А. удовлетворены частично.
С УФНС России по Магаданской области в пользу ФИО6 взысканы денежные средства за период нахождения в оплачиваемом отпуске за период с 20 июля по 17 октября 2020 года в размере 195 973 руб. 37 коп, компенсация за задержку выплат денежных средств за период нахождения в уплачиваемом отпуске с 11 июля по 18 ноября 2020 года в размере 7 318 руб. 62 коп, компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
В кассационной жалобе Пряженова Т.А. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения в неудовлетворенной части и направлении дела в указанной части на новое рассмотрение.
Представитель УФНС России по Магаданской области в лице представителя Самотолкиной Е.А. в кассационной жалобе просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным применением норм права и направить дело на новое рассмотрение.
В заседании суда кассационной инстанции (с использованием системы ВКС) Пряженова Т.А. настаивала на доводах кассационной жалобы, дала подробные пояснения. С кассационной жалобой ответчика не согласна.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Из материалов дела усматривается, что Пряженова Т.А. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказами Межрайонной ИФНС России по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ N.3-05/83, от ДД.ММ.ГГГГ N.3-05/267 и от ДД.ММ.ГГГГ N.1-10/56 ей были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска в количестве 34 календарных дней - с 27 мая по ДД.ММ.ГГГГ, 10 календарных дней - с 11 по ДД.ММ.ГГГГ, 90 календарных дней - с 20 июля по ДД.ММ.ГГГГ.
На период нахождения гражданского служащего в ежегодных оплачиваемых отпусках, истцу выплачивалось денежное содержание, при расчете которого не учитывались выплаченные ей в период службы суммы материального стимулирования, а также дополнительного материального стимулирования.
Суммы материального стимулирования выплачены на основании писем ФНС России о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также изданных на основании данных писем и доведенных лимитов приказов УФНС России по Магаданской области и Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области о выплате премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение по делу, учел требования части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к выводу о том, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете среднего заработка истца для оплаты отпускных.
При этом суды исходили из следующего.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 (Правила от 6 сентября 2007 года N 652).
Абзацем первым пункта 6 Правил от 6 сентября 2007 года N652 установлено, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В соответствии с статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (часть 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3).
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации до представлению Правительства Российской Федерации (часть 6).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год) (пункт 8).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9).
В абзаце восьмом подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" указано, что Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей, результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Кроме того, судами приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержании гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Из копий писем ФНС России за 2019-2020 годы судом установлено, что в соответствии с решением руководителя ФНС России до УФНС России по Магаданской области была доведена информация о дополнительных
бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.
Приказами УФНС России по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ N ДСП, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ NДСП, от ДД.ММ.ГГГГ N ДСП были утверждены распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Межрайонных ИФНС России по "адрес" (в том числе Межрайонной ИФНС N 2 по Магаданской области) сверх установленного фонда оплаты труда, на 4 квартал 2019 года, а также 1, 2 и 3 кварталы 2020 года соответственно.
Основанием для вынесения данных приказов послужили приказы ФНС России "О материальном стимулировании", выписки, приложение N 1 к протоколам заседания комиссии и решения комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России.
Согласно данным выпискам в 2019-2020 годах материальное стимулирование осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
В приказах Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ N.1-07/1дсп, от ДД.ММ.ГГГГ N.1-07/5дсп, от ДД.ММ.ГГГГ N.1-07/4дсп, от ДД.ММ.ГГГГ N.1-07/8дсп, принятых на основании вышеуказанных писем ФНС России и приказов УФНС России по Магаданской области, указано, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих производится за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.
Судом первой инстанции было установлено, что материальное стимулирование, выплаченное Пряженовой Т.А. в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, следовательно, суммы материального стимулирования, должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Применяя положения закона (ст.392 ТК РФ) о последствиях пропуска истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании денежного содержания за периоды отпусков с 27 мая по ДД.ММ.ГГГГ и с 11 по ДД.ММ.ГГГГ, о чем заявлено ответчиком в ходе рассмотрения дела, а также рассматривая ходатайство Пряженовой Т.А. о восстановлении данного срока, суд исходил из того, что истцом пропущен годичный срок обращения в суд за защитой своих прав и отсутствии оснований для его восстановления.
Всем доводам, указанным в кассационных жалобах, судами дана подробная оценка в ходе рассмотрения дела.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, изложены в решении и апелляционном определении.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Хасынского районного суда Магаданской области от 04 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Пряженова Т.А, УФНС России по Магаданской области в лице представителя Самотолкиной Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.