Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И.
судей Ненашевой Е.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурсоснабжающая компания" о признании недействующими в части Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 844 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области", Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 845 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год"
по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Ресурсоснабжающая компания", Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 29 июня 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Ненашевой Е.Н, объяснения представителя Региональной энергетической комиссии Кузбасса Федоровой В.С, поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также - РЭК Кузбасса, орган регулирования, тарифный орган) от 31 декабря 2020 года N 844 (далее также - Постановление N 844) внесены изменения в Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области", изложено в новой редакции Приложение N 1 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (пункт1.1.), также изложено в новой редакции Приложение N 2 "Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Кемеровской области-Кузбасса на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" (пункт 1.2).
Пунктом 9 таблицы 3 приложения N 1 указанного постановления Обществу с ограниченной ответственностью "Ресурсоснабжающая компания" (далее также - ООО "Ресурсоснабжающая компания", Общество), как территориальной сетевой организации, установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год в размере "данные изъяты".
Пунктом 10 Приложения N 2 Постановления N 844 Обществу, как территориальной сетевой организации, установлена необходимая валовая выручка на 2021 год в размере "данные изъяты", на 2022 год в размере "данные изъяты", на 2023 год в размере "данные изъяты". (без учета оплаты потерь).
31 декабря 2020 года постановлением РЭК Кузбасса N 845 установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год (далее также - Постановление N 845), согласно приложению N 1 - для прочих потребителей (пункт 1), согласно приложению N 2 - для населения и приравненных к нему категориям потребителей, согласно приложению N 3 - индивидуальные тарифы между организациями (пункт 3).
Пунктом 12 таблицы 2 Приложения N 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области-Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2021 год" Постановления N 845 для ООО "Ресурсоснабжающая компания" установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области-Кузбассе на 2021 год.
Постановления опубликованы на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области" www.recko.ru 31 декабря 2020 года.
Постановлением РЭК Кузбасса от 25 февраля 2021 года N 83 внесены изменения в постановление РЭК Кузбасса N 845, создавшие действующую редакцию нормативного правового акта.
Приказом ФАС России от 23 апреля 2021 года N 394/21 действие Постановления РЭК Кузбасса N 845 отменено с 01 июня 2021 года.
ООО "Ресурсоснабжающая компания" обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Постановления РЭК Кузбасса N 844, Постановления РЭК Кузбасса N 845, в приведенных выше частях, ссылаясь на соответствие их Федеральному закону "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 N 35-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом ФСТ России от 17 февраля 2017 года N 98-э.
В обоснование заявленных требований Обществом указано, что регулирующим органом необоснованно отказано в принятии заявленных административным истцом расходов на создание аварийно-страхового запаса на 2021 год в размере "данные изъяты" тыс. руб, который в соответствии с законодательством регулируемая организация обязана иметь в составе объема своего оборудования. Также указывает, что расходы на аренду транспортных средств с экипажем, заявленные Обществом из расчета "данные изъяты" руб./час (для автомобиля Лада Приора) и "данные изъяты" руб./час (для автомобиля УАЗ), необоснованно приняты регулятором по минимальной рыночной стоимости указанных услуг ("данные изъяты" руб./час и "данные изъяты" руб./час, соответственно) вместо среднерыночной стоимости. В результате допущенных РЭК Кузбасса нарушений занижен базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год, что привело к необоснованному занижению необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования и повлекло нарушение прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Кемеровского областного суда от 29 июня 2021 года заявленные административные исковые требования удовлетворены, признаны недействующими со дня принятия:
- постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 844 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области", в части установления пунктом 9 таблицы 3 Приложения N 1 для территориальной сетевой организации ООО "Ресурсоснабжающая компания" базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год в размере "данные изъяты" млн. руб, а также установления пунктом 10 Приложения N 2 для территориальной сетевой организации ООО "Ресурсоснабжающая компания" необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2021 год в размере "данные изъяты" тыс. руб, на 2022 год в размере "данные изъяты" тыс. руб, на 2023 год в размере 13 "данные изъяты" тыс. руб.;
- постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 845 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год" в части пункта 12 таблицы 2 Приложения N 1 (Необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год).
В апелляционной жалобе ООО "Ресурсоснабжающая компания" со ссылкой на допущенное судом первой инстанции нарушение норм материального права просит постановленный судебный акт изменить в части выводов об обоснованном определении регулирующим органом суммы расходов на аренду транспортных средств и принять по делу новое решение о возложении на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт, предусматривающий расходы административного истца на 2021 год по статье затрат "Плата за аренду имущества и лизинг" в сумме "данные изъяты" тыс. руб, выражая мнение о необоснованном отклонении судом доводов административного иска о необходимости применения тарифным органом при расчете затрат по данной статье расходов сведений о среднерыночной, а не минимальной рыночной цены на данную услугу.
Относительно доводов апелляционной жалобы Общества административным ответчиком и участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых они просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В апелляционной жалобе РЭК Кузбасса (с учетом представленных в суд апелляционной инстанции к ней дополнений) просит об отмене решения Кемеровского областного суда как постановленного при неправильном применении норм материального права, выражая несогласие с выводом суда о наличии для органа регулирования обязанности установления аварийно-страхового запаса для административного истца даже в условиях несоблюдения им требований пункта 42 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики N 1013. В качестве дополнительных доводов апелляционной жалобы ссылается на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2021 года, в котором суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами РЭК Кузбасса об отсутствии оснований для установления аварийно-страхового запаса Обществу на 2020 год ввиду неисполнения последним обязанности по предоставлению экономического обоснования заявленным расходам по статье затрат "Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо".
В судебном заседании представитель РЭК Кузбасса Федорова В.С. доводы своей апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней (и дополнений к ней) основаниям. Также поддержала письменные возражения РЭК Кузбасса на апелляционную жалобу Общества.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен заблаговременно и в надлежащей форме.
Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и поступивших на них возражений, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения Кемеровского областного суда, считая его правильным.
Осуществление деятельности в сфере электроэнергетики регулируется Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), и Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 года N 98-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно Положению о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, указанная комиссия является органом исполнительной власти Кемеровской области-Кузбасса, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Кемеровской области-Кузбасса (пункт 3.3).
ООО "Ресурсоснабжающая компания" является территориальной сетевой организацией, владеющей на законном основании электросетевыми объектами, через которые на территории Кемеровской области-Кузбасса осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей.
Верно применив и надлежаще проанализировав положения федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в оспариваемой части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования. Решение суда по этим основаниям не обжалуется"Ресурсоснабжающая компания",.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов).
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
Расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 30 настоящего документа (пункт 24 Основ ценообразования).
Согласно пункту 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: 1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации 2) цены, указанные в пункте 30 настоящего документа.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Ресурсоснабжающая компания" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.
2021 год для Общества является первым годом первого периода долгосрочного регулирования (2021 - 2023 годы) в связи с чем, для определения величины необходимой валовой выручки на 2021 год экспертами применен метод экономически обоснованных расходов.
29 апреля 2020 года ООО "Ресурсоснабжающая компания" обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2021 год и предоставило обосновывающие материалы.
Согласно экспертному заключению тарифного органа по материалам, представленным ООО "Ресурсоснабжающая компания", экспертами признана экономически обоснованной необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2021 год (без учета расходов на оплату потерь и услуг сетевых организаций) в размере "данные изъяты" тыс. руб, в том числе: подконтрольные расходы - "данные изъяты" тыс. руб, неподконтрольные расходы - "данные изъяты" тыс. руб.
Исключая в полном объеме заявленные Обществом расходы на создание аварийно-страхового запаса, тарифный орган сослался на то, что Обществом не представлен локальный правовой акт, определяющий и утверждающий размер соответствующих расходов и материалов, а представление одних дефектных актов в отсутствие локально-сметных расчетов для целей устранения дефектов является недостаточным.
В свою очередь, признавая неправомерным исключение органом тарифного регулирования указанных расходов в полном объеме из состава подконтрольных расходов, а следовательно и из необходимой валовой выручки на 2021 год, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку создание аварийно-страхового запаса является обязанностью административного истца в силу требований приказа Минэнерго России от 19 июня 2003 года N 229, то несение расходов в этой части для Общества является не только необходимым, но и неизбежным при осуществлении регулируемой деятельности в долгосрочном периоде регулирования, в связи с чем указанные расходы не могли быть исключены регулятором в полном объеме, а подлежали расчету и включению в необходимую валовую выручку.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на законе, является верным.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Оценивая доводы апелляционной жалобы об отсутствии для органа регулирования обязанности по самостоятельному сбору сведений, необходимых для обоснования расчета затрат на создание аварийно-страхового запаса, судебная коллегия отмечает, что, действительно, действующее законодательство в сфере тарифного регулирования по общим правилам не возлагает на регулятора обязанность во всех случаях истребовать у организации дополнительные документы.
Вместе с тем, поскольку в данном случае расходы организации связаны с исполнением предусмотренной законом обязанности, направленной на обеспечение безопасного осуществления непрерывной деятельности предприятия, орган тарифного регулирования не был лишен возможности определить экономически обоснованный объем упомянутых расходов в ином размере (отличном от заявленного Обществом), на основании пунктов 29 и 31 Основ ценообразования, устанавливающих порядок очередности соответствующих расходов (цен) при определении фактических значений расходов, а также условия определения расчетных значений расходов в случае отсутствия необходимых для этого данных.
Судом установлено, что в обоснование расходов на создание (формирование) аварийно - страхового запаса, административным истцом был представлен перечень необходимого оборудования, изделий и материалов ("данные изъяты", Предложение в РЭК "данные изъяты"), договор поставки ("данные изъяты" Дополнения к Предложению в РЭК "данные изъяты"), расчет аварийно - страхового запаса с ценами ("данные изъяты", Дополнения к Предложению в РЭК "данные изъяты"), приказ "О создании комиссии по осмотру объектов электросетей и составлению дефектных актов" ("данные изъяты" Дополнения к Предложению в РЭК), дефектные акты и протоколы измерения ("данные изъяты", Дополнения к Предложению в РЭК "данные изъяты").
Локальный нормативный акт, утверждающий состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, как и организационно-распорядительная документация административным истцом тарифному органу представлены не были.
Вместе с тем передача (транспортировка) электроэнергии представляет собой непрерывный технологический процесс, объекты электросетевого хозяйства работают (эксплуатируются) круглосуточно (непрерывно).
Дополнительно к этому судебная коллегия учитывает, что в соответствии с пунктом 5.7.24 Приказа Минэнерго России от 19 июня 2003 года N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" в целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.
В этой связи ежегодно Министерством энергетики Российской Федерации осуществляется оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, которая направлена на предупреждение нарушения энергоснабжения потребителей электрической энергии при функционировании объектов электроэнергетики в сложных технологических режимах, возникающих в период, характеризующийся повышенными электрическими и тепловыми нагрузками в условиях низких температур наружного воздуха. При этом проверке подлежит, в том числе, выполнение субъектами электроэнергетики условий готовности "Противоаварийная и аварийно-восстановительная деятельность", к которым среди прочего относится наличие аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ в соответствии с утвержденным субъектом электроэнергетики перечнем (пункт 23 постановления Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 года N 543 "О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон" (вместе с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон").
При указанных обстоятельствах и учитывая, что 2021 год являлся для Общества первым годом долгосрочного периода регулирования, полное исключение из состава подконтрольных расходов Общества затрат на создание аварийно-страхового запаса неизбежно повлекло бы возникновение угрозы безопасного осуществления Обществом регулируемого вида деятельности (в том числе для потребителей) не только на 2021 год, но и на весь долгосрочный период регулирования, что не может быть признано отвечающим целям и задачам государственного регулирования цен.
Ссылка РЭК Кузбасса на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, принятое по иному делу, хотя и между теми же сторонами, не опровергает выводов суда в указанной части, учитывая к тому же, что 2020 год (в отличие от 2021 года) не являлся для Общества первым годом долгосрочного периода регулирования, и, кроме того, при подаче заявления об установлении тарифа на долгосрочный период регулирования Обществом в числе документов в обоснование тарифа на 2021 год были приложены дефектные ведомости, которым тарифный орган имел возможность дать необходимую правовую оценку с учетом положений пункта 31 Основ ценообразования.
Кроме того, орган регулирования также имел возможность использовать необходимые для расчета расходов на создание аварийно-страхового запаса имеющиеся в своем распоряжении сведения, представленные предыдущим владельцем объектов электросетевого хозяйства, осуществлявшим регулируемый вид деятельности в качестве территориальной сетевой организации до ООО "Ресурсоснабжающая компания".
Оценивая доводы административного иска о необоснованном определении РЭК Кузбасса расходов на аренду транспортных средств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что органом регулирования в указанной части противоречий актам, имеющим большую юридическую силу, допущено не было, а установленный Обществу размер расходов в указанной части является экономически обоснованным.
Данный вывод суда, с которым судебная коллегия соглашается, основан на законе, является правильным.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что, заявляя о расходах на аренду транспортных средств, Общество предоставило в РЭК Кузбасса однолетний план график работ по обслуживанию объектов ЭСХ, определение пробега автомобилей, договоры аренды транспортных средств с экипажем, информационную справку о величине средней рыночной стоимости аренды транспортных средств, а также ряд дополнений к Предложению в РЭК, заявив для включения в НВВ за аренду двух грузовых фургонов и легкового автомобиля "данные изъяты" тыс. руб.
Из материалов дела следует, что, проверяя заявленный размер расходов которые входят в состав неподконтрольных расходов и обоснованно учтены регулирующим органом по статье "Плата за аренду имущества и лизинг", регулирующий орган учел пробег транспортных средств за год, время в пути, время работы на объекте, минимальную стоимость услуг по аренде данных транспортных средств исходя из данных, указанных в информационной справке N 5/363-1 Союза "Кузбасская торгово - промышленная палата" о величине средней стоимости арендной платы транспортного средства, представленных обществом, и принял заявленные расходы в размере "данные изъяты" тыс. руб.
Правомерно отклонив доводы административного истца о том, что при включении в необходимую валовую выручку расходов за аренду транспортных средств регулирующий орган должен был исходить из указанной в предоставленной информационной справке среднерыночной стоимости, суд обоснованно исходил из того, что положения абзаца 5 пункта 29 Основ ценообразования не ставят использование регулирующим органом рыночных цен в зависимость от цены, установленной договором между регулируемой организацией и ее контрагентом, поскольку стороны свободны в заключении договора и определении его цены.
Из материалов дела следует, что величина расходов на аренду транспортных средств на 2021 год учтена регулирующим органом на основании указанного пункта с учетом рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах в размере "данные изъяты" рублей для грузового фургона и "данные изъяты" рублей для легкового автомобиля.
При указанных обстоятельствах и учитывая, что в соответствии с положениями Закона об электроэнергетике и Основ ценообразования, регулирующий орган должен исходить из баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивая защиту последних от необоснованного повышения цен, путем исключения экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, орган регулирования правомерно использовал минимальный предел рыночных цен, указанных в предоставленной регулируемой организацией информационной справке N 5/363-1 Союза "Кузбасская торгово - промышленная палата" о величине стоимости арендной платы транспортных средств.
Установленный органом регулирования размер расходов на аренду автомобиля действующему законодательству в области тарифного регулирования не противоречит, в том числе пункту 29 Основ ценообразования.
В силу пункта 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах), в том числе, расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации под торгами понимается одна из процедур - аукцион или конкурс, а основные вопросы организации и порядка их проведения определены статьей 448 ГК РФ.
Согласно части 3.2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закупка у единственного поставщика является способом неконкурентной закупки.
В связи с тем, что представленные договоры аренды были заключены с единственным поставщиком, а не по результатам проведения аукциона или конкурса, то есть не в результате проведения торгов, орган регулирования обоснованно пришел к выводу о том, что указанные в данных договорах цены в силу положений статьи 29 Основ ценообразования не могут служить экономическим обоснованием по данной статье
При этом суд обоснованно принял во внимание, что исходя из представленных административным истцом документов, время использования и стоимость ежемесячной аренды грузовых фургонов L200 и УАЗ N является равной.
С учетом установленных при рассмотрении административного дела обстоятельств, является правильным вывод Кемеровского областного суда о том, что постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 844, 845 от 31 декабря 2020 года в оспариваемой части противоречат Закону об электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и нарушают в связи с этим права и законные интересы административного истца.
Определяя момент, с которого Постановления N 844, 845 в оспариваемой части должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции обоснованно учел, что оспариваемые в части нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем признание их недействующими со дня принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, и при этом отмена приказом ФАС России от 23 апреля 2021 года N 394/21 постановления РЭК Кузбасса N 845 с 01 июня 2021 года не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании последнего недействующим в оспариваемой части.
Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истолкованы и применены нормы материального права, подлежащие применению в спорном правоотношении, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 29 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ресурсоснабжающая компания", Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.