Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I.
Статистика обращений граждан к Уполномоченному по правам
человека в Республике Адыгея
Первая глава ежегодного доклада Уполномоченного традиционно посвящена статистическим данным. С какими бедами и заботами люди постучали в дверь Уполномоченного? Каков рейтинг проблем, стоящих перед нами - всеми, кто живет в Республике Адыгея? Что нам предстоит сообща сделать, чтобы наша жизнь стала лучше и справедливее? Ответы на эти вопросы невозможны без вдумчивого анализа той информации, которую ежедневно в течение года Уполномоченный получал от людей.
В 2010 году в адрес Уполномоченного поступило 758 обращений граждан о нарушениях прав и свобод (на 36% больше, чем в 2009 году). В течение года Уполномоченным и сотрудниками его аппарата было принято 535 граждан по вопросам защиты их прав. Лично Уполномоченным принято 278 граждан. Из общего количества обращений 265 обращений являются жалобами, что составляет 35 процентов от всех обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного. Остальные обращения не являются жалобами (заявления, предложения, ходатайства о даче разъяснений и оказании правовой и другой помощи и т.п.). Все поступившие обращения рассматривались на предмет их приемлемости, а затем по существу.
Большая часть нуждающихся в правовой защите - это социально незащищенные слои населения: пенсионеры, ветераны и инвалиды - их обращения составляют около 47% от всех поступивших обращений граждан; от опекунов и сирот, несовершеннолетних детей и их представителей поступило 38 обращений (5%); от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и их родственников - 23 (3%); от военнослужащих и их родственников - 16 (2%); и иных категорий - 42%. Распределение обращений по социальным категориям представлены на диаграмме N 1.
Диаграмма 1. Распределение обращений по социальным категориям
Наибольшее число жалоб связано с нарушением социальных прав граждан - 44% от общего числа всех поступивших обращений. Каждая третья из них связана с нарушением жилищного законодательства (19%). Количество обращений, связанных с нарушением трудовых прав составило 8,4%, нарушение права на социальное обеспечение, мер социальной поддержки и социальных гарантий составило 12%; нарушение права на благоприятную окружающую среду - 5,7%; 4,3% обращений связано с нарушением права на защиту семьи, материнства и детства; нарушение права на охрану здоровья и медицинскую помощь - 2,9%. Значительно возросло количество обращений по жилищно-коммунальным проблемам - по сравнению с 2009 годом более чем на 20%.
16,5% всех обращений связаны с нарушением гражданских (личных) прав и свобод, большую часть из которых составляют жалобы и заявления по поводу нарушения права на справедливое судебное разбирательство (8,7% от общего числа обращений), права на достоинство (1,5%), свободу и личную неприкосновенность (3,3%), обращения по вопросам приобретения гражданства, выдачи паспортов и регистрации (2,6%).
14,8% обратившихся заявили о нарушении экономических прав, большую часть из которых составляют обращения по вопросам землепользования.
5% всех обращений связано с нарушениями политических прав, а именно права на обращение и его своевременное рассмотрение. Количество обращений, связанных с нарушением права на образование составило 1,5%. Структура обращений граждан по категориям нарушенных прав представлена на диаграмме N 2.
Диаграмма 2. Распределение обращений по категориям нарушенных прав
Из общего числа письменных обращений 2,5% составляют коллективные обращения, которые связаны с нарушением трудовых, земельных и жилищных прав граждан, число заявителей по ним от двух до нескольких десятков граждан.
Около половины жалоб поступило на неправомерные действия федеральных органов власти. На действия органов местного самоуправления поступило 47 жалоб (26,7%), на действия государственных органов республики - 21 (12%). Данные по федеральным органам свидетельствуют о том, что наибольшее количество обращений поступает на решения судов и правоохранительных органов (милиция и служба судебных приставов).
Большинство обращений поступило от граждан города Майкопа - 502.
География остальных жалоб следующая:
Город Адыгейск - 7
Гиагинский район - 44,
Кошехабльский район - 13,
Красногвардейский район - 10,
Майкопский район - 106,
Тахтамукайский район - 15,
Теучежский район - 8,
Шовгеновский район - 18,
Другие субъекты РФ - 10, из них Краснодарский край - 8, Санкт-Петербург - 1, Мурманская область - 1.
Диаграмма 3. Количество обращений в разрезе территорий
Анализ рассмотренных обращений показывает, что большинство проблем возникает из-за незнания гражданами своих прав и обязанностей, правовых основ, положений действующего законодательства, реализуемых федеральных и региональных программ. При этом следует отметить, что, обращаясь в компетентные по существу вопроса органы, граждане зачастую сталкиваются с формальным подходом к решению их проблем, получают отписки, жалуются на волокиту. В таких случаях обращение к Уполномоченному помогает людям добиться желаемого результата.
Ни одно обращение не осталось без внимания. По каждому из них проведена кропотливая работа, осуществлялись выездные проверки Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, направлялись запросы в компетентные органы, всем обратившимся гражданам давались квалифицированные консультации и разъяснения. В результате работы с жалобами и обращениями граждан 51% из них решены положительно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.