Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А.
судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, с участием прокурора Бобылевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Киселевой Нины Николаевны - Андреевой И.Л. на апелляционное определение судебной коллегии по административном делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 марта 2021 г. (дело N 66а-714/2021), вынесенное по административному делу по административному иску Киселевой Нины Николаевны о признании недействующим решения Собрания депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области от 19 декабря 2019 г. N 35 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 22 ноября 2018 г. N 113 "Об утверждении Порядка пенсионного обеспечения муниципальных служащих Пошехонского муниципального района", заслушав доклад судьи Репиной Е.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 22 ноября 2018 г. N 113 утверждён Порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих Пошехонского муниципального района Ярославской области.
Согласно пункту 6.3 указанного Порядка размер фиксированного минимума при стаже муниципальной службы свыше 25 лет (включительно) составлял 45 процентов социальной пенсии, при стаже муниципальной службы от 20 лет (включительно) до 25 лет - 35 процентов социальной пенсии, при стаже муниципальной службы от 15 лет (включительно) до 20 лет - 25 процентов социальной пенсии.
Решением Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 19 декабря 2019 г. N 35 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 22 ноября 2018 г. N 113 "Об утверждении Порядка пенсионного обеспечения муниципальных служащих Пошехонского муниципального района" (далее - Решение N 35, Решение) в пункт 6.3 Порядка внесены изменения: размер фиксированного минимума при стаже муниципальной службы свыше 25 лет (включительно) составил 1200 рублей, при стаже муниципальной службы от 20 лет (включительно) до 25 лет - 900 рублей, при стаже муниципальной службы от 15 лет (включительно) до 20 лет - 700 рублей.
Киселева Н.Н, являясь получателем фиксированного минимума пенсии за выслугу лет, обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействующим Решение N 35, которым установлена доплата к пенсии в фиксированном минимальном размере, полагая, что оно не соответствует положениям Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 35-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Ярославской области от 22 декабря 2016 г. N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области".
Решением Ярославского областного суда от 23 сентября 2020 г. заявленные требования удовлетворены, оспариваемый муниципальный правовой акт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 марта 2021 г. решение Ярославского областного суда от 23 сентября 2020 г. отменено, в удовлетворении иска Киселевой Н.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 июля 2021 г, представитель Киселевой Н.Н. - Андреева И.Л. просит об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области, с соблюдением установленной процедуры его принятия и порядка его опубликования и по указанным основаниям не оспаривается.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о противоречии оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, указав, что административный ответчик, установив фиксированный размер пенсии за выслугу лет, вступил в противоречие с порядком пенсионного обеспечения государственных служащих Ярославской области, установленным федеральным и региональным законодательством.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционная инстанция сделала вывод, что установленный оспариваемым Решением фиксированный минимум пенсии за выслугу лет, согласуется с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений и предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности, поэтому не может рассматриваться как противоречащий требованиям Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закона Ярославской области от 2 декабря 2016 г. N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Условия предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Ярославской области и муниципальным служащим в Ярославской области установлены законом Ярославской области от 2 декабря 2016 г. N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области", согласно которому пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", или пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (часть 3 статьи 3).
Статьёй 4 Закона Ярославской области N 90-з установлен размер пенсии за выслугу лет.
Как следует из части 5 указанной статьи, если определённый в соответствии с данной статьёй размер пенсии за выслугу лет ниже фиксированного минимума, устанавливаемого в случае назначения пенсии за выслугу лет в связи с прекращением гражданской службы Указом Губернатора Ярославской области, в случае назначения пенсии за выслугу лет в связи с прекращением муниципальной службы - муниципальным нормативным правовым актом, выплата пенсии за выслугу лет осуществляется в размере фиксированного минимума пенсии за выслугу лет.
При этом законодательство Ярославской области не ограничивает права органов местного самоуправления на установление размеров фиксированного минимума пенсии за выслугу лет.
При рассмотрении вопроса о природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предоставляемые за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.
Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 3 февраля 2010 года N 150-О-О, от 16 января 2018 года N 6-О).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счёт средств местного бюджета лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и её расчёт.
Анализ оспариваемой нормы дает убедительную основу для вывода о том, что установление размера фиксированного минимума пенсии за выслугу лет, не может рассматриваться как снижение уровня правовых гарантий, предусмотренных законодателем, согласуется с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений и предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности.
Подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о профиците бюджета Пошехонского муниципального района, и как следствие отсутствии оснований для изменения размера указанной выше доплаты к пенсии, как верно отмечено апелляционной инстанцией само по себе наличие у Пошехонского муниципального района Ярославской области самостоятельных доходов, не предполагает запрет для органа местного самоуправления изменить размер предоставляемой за счет средств местного бюджета выплаты.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде апелляционной инстанций, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка. Иное толкование автором кассационной жалобы положений действующего законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемого судебного акта.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен проверять правильность применения и толкования норм материального и процессуального права и правом переоценки доказательств не наделен.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Киселевой Нины Николаевны - Андреевой И.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.