Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликова Геннадия Владимировича к Военному комиссариату Смоленской области о перерасчете пенсии, понуждении к совершению действий (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-575/2021)
по кассационной жалобе Куликова Геннадия Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 27 мая 2021 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Куликов Г.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Смоленской области о возложении обязанности производить начисление его пенсии из должностного оклада в размере 64% от оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ; взыскании с ответчика недополученной пенсии за период с 1 июля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в сумме 2 355 руб, за период с 1 октября 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в сумме 4 971 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Куликов Г.В. является подполковником юстиции в запасе, проходил военную службу в военной прокуратуре Московского военного округа в должности военного прокурора отдела реабилитации (жертв политических репрессий) на прокурорском участке в г. Смоленске. С 1 января 2014 г. ему был установлен оклад по должности в размере 64% от должностного оклада Генерального прокурора Российской Федерации. Приказом Министра обороны РФ от 16 марта 2004 г. N 208 уволен в запас. Размер его должностного оклада был установлен по состоянию на день исчисления размера пенсии в соответствии с правовым актом, действующим на день увольнения. С 26 июля 2004 г. до июля 2020 г. выплата пенсии по выслуге лет производилась из его должностного оклада из расчета 64% от должностного оклада Генерального прокурора РФ (первого заместителя Генерального прокурора РФ).
С июля 2020 г. ему незаконно начислялась и выплачивалась пенсия исходя из 62% от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ, за июль-сентябрь 2020 г. ему не доплачена пенсия в сумме 2355 руб, за октябрь-декабрь 2020 г. недоплачено 4971 руб. Незаконное снижение размера должностного оклада и необоснованно проведенный должностными лицами перерасчет размера пенсии снижает уровень его пенсионного обеспечения, ухудшает материальное положение и не обеспечивает социальные гарантии.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 10 февраля 2021 года на военный комиссариат Смоленской области возложена обязанность производить начисление пенсии Куликову Г.В. из должностного оклада в размере 64% от оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. Взыскал с военного комиссариата Смоленской области в пользу Куликова Г.В. недополученную пенсию за период с 1 июля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в сумме 2355 руб, за период с 1 октября 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в сумме 4971 руб, за период с 1 января 2021 г. по 28 февраля 2021 г. в сумме 3314 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 27 мая 2021 года вышеприведенное решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Куликова Геннадия Владимировича к военному комиссариату Смоленской области о понуждении к совершению действий, взыскании задолженности по пенсии отказано.
В кассационной жалобе Куликов Г.В. выражает несогласие с апелляционным определением, считает, что оно вынесено с нарушением с норм материального и процессуального права. Указывает, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что индексация должностных окладов с 01.10.2019 проведена всем категориям прокурорских работников и уменьшение должностного оклада истца ставит в неравное положение с другими прокурорскими работниками, уволенными со службы и ухудшает материальное положение в сравнении с другими прокурорскими работниками, находящимися на пенсии. Кроме того, не соглашается с выводом суда о том, что приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.06.2020 года N 315 "Об определении должностных окладов для исчисления пенсий в органах прокуратуры РФ и о внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации" дает право ответчику производить расчет пенсии из процентного соотношения 62%.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Куликов Г.В. проходил военную службу по контракту в военной прокуратуре Московского военного округа в должности военного прокурора отдела реабилитации (жертв политических репрессий) на прокурорском участке в г. Смоленске.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 марта 2004 г. N 208 (по личному составу) истец досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с окладом по воинской должности в размере 64% от оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Военным комиссариатом Смоленской области Куликову Г.В. на основании его заявления назначена пенсия за выслугу лет с 26 июля 2004 г. бессрочно, которую до 1 июля 2020 г. он получал, исходя из должностного оклада, установленного в размере 64%) от оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и никем не оспариваются.
С 1 июля 2020 г. Куликову Г.В. пенсия начисляется и выплачивается из должностного оклада, установленного в размере 62% от оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, посчитав неправомерное начисление истцу пенсии, исходя из оклада в размере 62%, обязал ответчика произвести начисление пенсии из должностного оклада в размере 64% от оклада Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, а также взыскал задолженность, определенную самим истцом из указанной разницы в должностных окладах.
С указанными выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет 80 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров устанавливаются в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона с применением коэффициента 1, 5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Оклад по должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, учитываемые для исчисления пенсий военных прокуроров и членов их семей, индексируются в порядке, установленном абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Пенсионное обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры, уволенных с военной службы до 1 января 2017 года, и членов их семей осуществляется соответственно Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, и членов их семей осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях, и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 49 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанными в статье 1 Закона N 4468- 1, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
По смыслу пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим. При этом ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличения денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8-10, 12 и 13 Постановления N 941.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации" оклад по занимаемой истцом ранее должности определен в размере 62% от оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации (далее также - постановление N206).
При этом в соответствии с пунктом 2 постановления N 206, в случае уменьшения размеров должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, в связи с вступлением в силу этого постановления за указанными работниками сохраняются размеры должностных окладов, установленные им в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые действовали до вступления в силу этого постановления, до приобретения ими права на должностные оклады в больших размерах на условиях, установленных этим постановлением.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 315 "Об определении должностных окладов для исчисления пенсий в органах прокуратуры Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации", установлено, что должностные оклады, учитываемые для исчисления пенсий в органах прокуратуры лицам, уволенным со службы до 13 марта 2018 г, и членам их семей, определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 206 "Об определении должностных окладов для исчисления пенсий в органах прокуратуры Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации" (п.1).
Размер должностного оклада истца от оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на 1 января 2018 г. составлял 64% - 18 031 руб. 55 коп.
С 13 марта 2018 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации" размер должностного оклада по должности, ранее занимаемой истцом, установлен в 62% от вышеуказанного должностного оклада Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Исходя из данного процентного отношения, оклад должен был бы составить 17468 рублей.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации" было предусмотрено, что в случае уменьшения размеров должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего постановления за указанными работниками сохраняются размеры должностных окладов, установленные им в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые действовали до дня вступления в силу настоящего постановления, до приобретения ими права на должностные оклады в больших размерах на условиях, установленных настоящим постановлением, истцу был сохранен размер должностного оклада - 18 031 руб. 55 коп, перерасчет пенсии в сторону уменьшения не производился.
Пунктом 14 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, одновременно подлежат повышению и пенсии ранее уволенным с военной службы военнослужащим.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 2019 года N 279 "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации", пункта "а" части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" с 1 октября 2019 года должно было произойти увеличение в 1, 043 раза должностных окладов.
Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 389-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг." статья 8 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2019 и 2021 гг." дополнена частью 7, согласно которой с 1 октября 2019 г. установлен размер индексации должностного оклада (оклада по должности), доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию, доплаты за специальное звание), доплаты за выслугу лет (процентной надбавки за выслугу лет) и ежемесячной надбавки к пенсии, из которых исчисляются пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 44, пунктами 1 и 2 статьи 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", частями 13 - 13.3 статьи 35, частями 1, 2 и 11 статьи 40 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" - 1, 02.
В связи с этим истцу с 1 октября 2019 г. с учетом индексации размер оклада по воинской должности должен был бы составить 18583 руб. (17468. рублей х 1, 043 х 1, 02). Это видно из расчета выплаченной и полагающейся к выплате пенсии истца, представленного ответчиком.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 г. N 11-П и от 27 ноября 2008 г. N 11-П; определения от 11 июля 2002 г. N 191-0, от 16 мая 2007 г. N 375-О-П и др.).
Дифференцированное правовое регулирование при пересмотре окладов по воинской должности пенсионерам из числа военных прокуроров с 1 октября 2019 г. не нарушает права истца, поскольку размер пенсии в сторону уменьшения не пересматривался, напротив, был увеличен.
В то же время ответчик продолжал выплачивать истцу пенсию, рассчитанную из оклада 64%, то есть из оклада 19183, 05 руб, хотя оклад должен был с марта 2018 г. рассчитываться из процентного соотношения 62%, но в денежном эквиваленте оставаться таким до 1 октября 2019 г. вплоть до индексации. Корректировка выплачиваемых сумм произведена военкоматом только с 1 июля 2020 г, что видно из представленных расчетов выплат пенсии истцу.
Таким образом, изменение процентного соотношения в окладах предусмотрено законом, но не должно влечь ухудшения материального положения пенсионера.
Исходя из представленных сведений, с учетом повышения (индексации) окладов, такого уменьшения не произошло, поэтому и требования о взыскании задолженности необоснованы.
Размер пенсии истца был определен ответчиком исходя из размера его оклада на момент увольнения и сохранен при изменении в сторону уменьшения процентного отношения должностного оклада по ранее занимаемой истцом должности к окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", индексация пенсии истца произведена в соответствии с действующими нормативно правовыми актами в установленном порядке, а произведенная индексация на коэффициент 1, 02, предусмотренная в отношении, в частности, военных пенсионеров из числа военных прокуроров, следователей и членов их семей, не позволяет определять размер пенсии истца по предложенному им варианту, поскольку в отношении должностного оклада первого заместителя генерального прокурора Российской Федерации такая индексация не производилась.
Поэтому суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
При этом приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 315 от 11 июня 2020 г. подтверждает, что ответчик правильно стал производить расчет из процентного соотношения 62%, поскольку содержание пункта 3 указанного приказа согласуется с положениями пункта постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с применением и толкованием судом норм материального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что исходя из установленных судом апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд правильно применил нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в апелляционном определении, они не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 27 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Куликова Геннадия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.