Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Колчина С.Л., поданную на постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 20 апреля 2021 года, которым генеральный директор ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарый А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей, УСТАНОВИЛ:
** года консультантом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по ЦФО) в отношении генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (далее также - Общество) Шарого А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение мировому судье судебного участка N 423 Тверского района города Москвы.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района города Москвы от 18 марта 2021 года генеральный директор ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарый А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.
Решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 20 апреля 2021 года постановление мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района города Москвы от 18 марта 2021 года отменено. Дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения по подведомственности в Тверской районный суд города Москвы, судьей которого вынесено обжалуемое постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Колчин С.Л. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается приведенные в жалобе доводы, в том числе на то, что требования ч. 8 и ч. 10 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" исполняются проектом "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)"; все проекты Корпорации РСЕ/РС необходимо рассматривать как одно зарубежное средство массовой информации; по итогам рассмотрения дела N ** мировым судьёй 19 февраля 2021 года было вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение аналогичного административного правонарушения в отношении генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарого А.В.; положения приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции": законодательство Российской Федерации не содержит требований к размеру шрифта, цвета Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д. Исполнение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д. препятствует получению сообщений и материалов проектов Корпорации РСЕ/РС, искажает суть и содержание сообщений, меняет их восприятие аудиторией; судья районного суда неправомерно отклонил ходатайство Шарого А.В. об отложении судебного заседания; имеются основания для применения ч. 2 2 и ч. 2 3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначения генеральному директору ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарому А.В. административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ.
Шарый А.В, защитник Шабалин Н.П, извещённые о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ наступает за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
На основании ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1) в случае признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, организация распространения на территории Российской Федерации предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого иностранного средства массовой информации (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") осуществляется учрежденным им российским юридическим лицом.
В течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, такие лицо или структура учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Информация о российском юридическом лице, учрежденном иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее - российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента), подлежит включению в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, либо исключению из данного реестра.
Российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента, с даты включения информации о нем в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, имеет права и несет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Форма указания, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, не допускается.
Форма указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требования и порядок размещения такого указания утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23 сентября 2020 года N 124 (далее - приказ Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
На основании п. 1 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации (далее - иностранное средство массовой информации), должны сопровождаться следующим указанием: "Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" (далее - Указание).
Размер шрифта Указания в печатной продукции, на сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен вдвое превышать размер текста сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, созданного и (или) распространенного иностранным средством массовой информации (п. 4 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
Цвет шрифта Указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он размещается (п. 5 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
На основании п. 11 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 указание подлежит размещению при распространении иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, предназначенной для неограниченного круга лиц печатной продукции, аудио-, аудиовизуальной продукции и иных сообщений и материалов, распространяемых в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указание подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) (п. 12 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
Как следует из материалов дела Шарым А.В, являющимся генеральным директором ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (ОГРН **), находящемся по адресу: **, выполняющим функции иностранного агента (включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, ** года под номером **), допущено распространение в социальной сети "**" по адресу ** материалы иностранного средства массовой информации " ** без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Указанные действия генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарого А.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарым А.В. административного правонарушения подтверждаются исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 19 февраля 2021 года; письмом заместителя руководителя Роскомнадзора от 22 января 2021 года N 04СВ-2486 с приложением в виде списка сайтов, страниц в соцсетях, аккаунтах иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; актом видеофиксации от 25 января 2021 года; скриншотами сайтов; видеозаписью; Уставом ООО "Радио Свободная Европа\Радио Свобода", а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарого А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ранее мировым судьёй было вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение аналогичного административного правонарушения в отношении генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарого А.В, что свидетельствует о том, что данные нарушения являются единым нарушением порядка деятельности иностранного средства массовой информации, признанного иностранным агентом, административная ответственность за совершение которого предусмотрена в ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, выражается в нарушении порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
В соответствии с ч. 8 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 и п. 12 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N124 указание на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала).
Таким образом, из буквального толкования приведённых норм следует, что отсутствие в начале каждого распространённого для неограниченного круга лиц сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) указания на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, образует в действиях указанных лиц самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ.
С учётом действующего правового регулирования размещение в разное время на одном информационном ресурсе иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, сообщений (материалов) без приведённого выше указания, вопреки утверждению заявителя, не может свидетельствовать о совершении лицом одного административного правонарушения.
Равным образом довод жалобы о том, что положения приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции": законодательство Российской Федерации не содержит требований к размеру шрифта, цвета Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д, не влияет на законность постановления судьи районного суда.
В целях установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности, сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, в целях реализации права граждан на доступ к информации, в том числе в части сведений о лице, её распространившем, принят Федеральный закон от 02 декабря 2019 года N 426-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", п. 2 ст. 1 которого в Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" введена статья 25.1 "Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента".
В ч. 8 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 предусмотрено, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Для установления единообразных требований к названному указанию, его форме, порядку размещения, в целях его беспрепятственного восприятия неограниченным кругом лиц, знакомящихся с печатными, ауди-, аудиовизуальными и иными сообщениями и материалами, распространёнными иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, во исполнение ч. 9 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 Роскомнадзором издан приказ от 23.09.2020 N 124 "Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания", который является действующим и обязательным для выполнения всеми субъектами, деятельность которых он регулирует.
Вопреки утверждению заявителя, соблюдение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения не нарушает право граждан Российской Федерации на беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации, не ущемляет свободу массовой информации, поскольку наличие такого указания не влияет на содержание распространённого сообщения и материала, его форму и структуру, а лишь информирует читателя о лице, его распространившем.
Кроме того, по настоящему делу генеральный директор Общества Шарый А.В. признан виновным не в нарушении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, а в отсутствии такого указания при распространении в социальной сети "**" по адресу **материала иностранного средства массовой информации " ** ", выполняющего функции иностранного агента.
Довод жалобы о том, что судья районного суда неправомерно отклонил ходатайство Шарого А.В. в связи с невозможностью явки в судебное заседание по уважительной причине, является несостоятельным.
Так из материалов дела следует, что о месте и времени рассмотрения дела, назначенного на 20 апреля 2021 года генеральному директору ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарому А.В. по адресам электронной почты ** направлялись судебные извещения, которые он получил 19 апреля 2021 года.
На основании ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
Таким образом, по смыслу приведённой нормы, ходатайство, заявленное в письменной форме, должно содержать подпись лица, его подавшего.
Как следует из материалов дела, 20 апреля 2021 года на электронный адрес Тверского районного суда города Москвы поступило ходатайство от имени Шарого А.В. об отложении судебного заседания, назначенного на 20 апреля 2021 года.
Поскольку указанное ходатайство подано по электронной почте, что не предусмотрено нормами КоАП РФ, и не содержало оригинал подписи Шарого А.В, оно обоснованно оставлено судьёй районного без рассмотрения, о чём указано в постановлении.
Кроме того, необходимо отметить, что Шарый А.В. в целях реализации прав, предусмотренных КоАП РФ, не был лишён возможности направить в районный суд одного из защитников, указанных в нотариально удостоверенной доверенности от 14 января 2021 года, с целью подачи ходатайства об отложении рассмотрения дела или участия в судебном заседании, чего им сделано не было.
При вынесении постановления судья районного суда учёл доводы возражений, поданных ранее защитником Колчиным С.Л.
Приведённые выше данные свидетельствуют о том, что в ходе производства по делу право генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарого А.В. на защиту нарушено не было.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарого А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания судья районного суда учёл данные о привлекаемом к административной ответственности лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено генеральному директору ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарому А.В. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого административного правонарушения, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, подтверждённые объективными данными, которые могут являться основанием для применения ч. 22 и 23 ст. 4.1 КоАП РФ - назначения наказания в размере ниже низшего размера, установленного санкцией ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, отсутствуют.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения генерального директора ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарого А.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 20 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Шарого А.В. оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Колчина С.Л. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.