Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Малмыжагроснаб" Константинова Сергея Валерьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 24 Малмыжского судебного района Кировской области от 22 апреля 2021 года, решение судьи Малмыжского районного суда Кировской области от 14 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Малмыжагроснаб" (далее ООО "Малмыжагроснаб"),
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 24 Малмыжского судебного района Кировской области от 22 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Малмыжского районного суда Кировской области от 14 июля 2021 года, ООО "Малмыжагроснаб" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Малмыжагроснаб" Константинов С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении общества, прекращении производства по делу.
Изучив представленные материалы с учетом доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 данной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Малмыжского района Кировской области, установлено, что ФИО5 в период с 3 ноября 2016 года по 30 января 2020 года замещал должность главы Малмыжского района, избранным на основании решения районной Думы Малмыжского района от 24 октября 2016 года N 19/2, при этом в связи с избранием на указанную должность в силу требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования "Малмыжский муниципальный район Кировской области" ФИО5 также являлся главой местной администрации (администрации района), то есть занимал указанную должность муниципальной службы в силу закона и без заключения с ним трудового договора (контракта).
В соответствии с приказом директора ООО "Малмыжагроснаб" от 6 июля 2020 года N 12 ФИО5 принят на работу в общество на должность менеджера на основании трудового договора от 6 июля 2020 года.
В силу пункта 5 части 2, части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 15 Закона Кировской области от 29 декабря 2004 года N 292-30 "О местном самоуправлении в Кировской области" Константинов В.В, возглавляя местную администрацию, исполнял полномочия главы администрации Малмыжского района Кировской области, которая включена в Перечень должностей муниципальной службы в администрации Малмыжского района, осуществление полномочий по которым влечет обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением администрации Малмыжского района Кировской области от 30 марта 2015 года N 290, а также, как глава муниципального образования (глава района), в силу прямого указания в законе должен был соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Решением районной Думы Малмыжского района Кировской области от 7 февраля 2020 года N3/36 полномочия главы муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области ФИО5. были прекращены досрочно 30 января 2020 года в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда.
В соответствии со статьей 10 Закона Кировской области от 8 октября 2007 года N 171-30 "О муниципальной службе в Кировской области" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами области, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В соответствии с частью 1, пунктом 5 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования, в случае его избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, - возглавляет местную администрацию.
Согласно частям 1, 2, 9.1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой, местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции".
В соответствии с пунктами 1, 2, 10 статьи 28 Устава муниципального образования "Малмыжский муниципальный район Кировской области" глава района является высшим должностным лицом района, который избирается районной Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Глава района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 272-ФЗ "О противодействии коррупции" неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" ООО "Малмыжагроснаб" не направило в предусмотренный законом 10-дневный срок в администрацию Малмыжского района уведомление о приеме на работу ФИО5
12 марта 2021 года постановлением прокурора Малмыжского района Кировской области в отношении ООО "Малмыжагроснаб" по указанному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Малмыжагроснаб" постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 1-4), решением о проведении проверки от 9 марта 2021 года (л.д. 5); справкой о результатах проведенной проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции (л.д. 6-7); письменными объяснениями Константинова С.В. (л.д. 9); требованием о предоставлении информации (л.д. 11); справкой администрации Малмыжского района (л.д. 12); сведениями из районной Думы Малмыжского района (л.д. 14); копией трудовой книжки ФИО5 (л.д. 17-18); копией приказа о приеме на работу ФИО5. (л.д. 19); копией трудовой договора, заключенного с ФИО5 (л.д. 20-22); справкой из администрации Малмыжского района о непредставлении сведений в отношении ФИО5. (л.д. 24); решением районной Думы Малмыжского района Кировской области от 24 октября 2016 года N 19/2 об избрании главы Малмыжского района (л.д. 30); решением районной Думы Малмыжского района Кировской области от 7 февраля 2020 года N 3/36 о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области ФИО5. (л.д. 31); копией устава ООО "Малмыжагроснаб" (л.д. 34-43); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Малмыжагроснаб" (л.д. 44-49) и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО "Малмыжагроснаб" нарушило требования Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "Малмыжагроснаб" квалифицированы по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом деле об административном правонарушении совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что состав административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы об отсутствии у общества сведений о том, что ФИО5. одновременно в период работы в избранной должности главы муниципального района также исполнял полномочия главы администрации Малмыжского района, не свидетельствуют об отсутствии вины ООО "Малмыжагроснаб" в нарушении требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" в части несообщения о приеме ФИО5. на работу в установленный законом срок, поскольку исполнение главой муниципального образования полномочий главы местной администрации прямо предусмотрено законом и нормативно закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законе Кировской области от 29 декабря 2004 года N 292-ЗО "О местном самоуправлении в Кировской области", а также в Уставе муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области, которые подлежат официальному опубликованию, вследствие чего в силу статьи 7, пунктов 1, 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" такие сведения являются общедоступными и для выяснения указанного обстоятельства не требуется обращения с какими-либо запросами к сторонним лицам.
ФИО5 занимал выборную муниципальную должность главы муниципального образования и одновременно возглавлял местную администрацию в порядке предусмотренном вышеприведенными положениями Устава муниципального образования и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" без проведения конкурса и заключения с ним контракта, тем не менее должность ФИО5 - "глава администрации района" включена в Реестр должностей муниципальной службы в Кировской области в Перечне должностей муниципальной службы в администрации муниципального района и, как следствие, была отнесена к Перечню должностей муниципальной службы в администрации Малмыжского района, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в период работы в администрации Малмыжского района ФИО5. предоставлял указанные сведения о доходах, в связи с чем при трудоустройстве на иную должность в течение двух лет у его нового работодателя возникает обязанность по направлению в 10-дневный срок сообщения по последнему месту его муниципальной службы.
Доводы жалобы об отсутствии в деянии общества состава административного правонарушения, являлись предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно признаны несостоятельным с указанием мотивов, изложенных в обжалуемых судебных решениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу с учетом положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере ниже низшего предела.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленномстатьей 30.6Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену судебных актов при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 24 Малмыжского судебного района Кировской области от 22 апреля 2021 года, решение судьи Малмыжского районного суда Кировской области от 14 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Малмыжагроснаб", оставить без изменения, жалобу директора общества Константинова С.В. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.