Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Циколенко Сергея Георгиевича на решение Подольского городского суда Московской области от 23 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Циколенко Сергея Георгиевича к администрации городского округа Подольск о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся для обеспечения жильем, обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Циколенко С.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение администрации городского округа Подольск Московской области от 16 января 2019 года N об отказе в приеме заявления о признании нуждающимся для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" и включении в программу "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, с целью выделения сертификата на приобретение жилья как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в зоне отчуждения; возложить обязанность рассмотреть заявление и предоставленные документы с целью постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование своих требований Циколенко С.Г. указал, что оспариваемым решением нарушено его право как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году на получение федеральной льготы в виде безвозмездной субсидии от государства для покупки жилья, решение обосновано только продолжительностью его проживания в Московской области менее пяти лет, но общие положения Жилищного кодекса Российской Федерации к нему не должны применяться.
Решением Подольского городского суда Московской области от 23 сентября 2019 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 16 декабря 2019 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение администрации городского округа Подольск Московской области от 16 января 2019 года N; на администрацию городского округа Подольск Московской области возложена обязанность рассмотреть заявление Циколенко С.Г. от 21 декабря 2012 года N в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в зоне отчуждения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, и включения в программу "Жилище" на 2015-2020 годы.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 8 июня 2020 года отменено апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 16 декабря 2019 года, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 августа 2020 года решение Подольского городского суда Московской области от 23 сентября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 10 августа 2021 года через суд первой инстанции, Циколенко С.Г. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что нарушено его право как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на получение федеральной льготы в виде безвозмездной субсидии от государства для покупки жилья. При этом полагает, что общие положения Жилищного кодекса Российской Федерации к нему не применяются. Циколенко С.Г. утверждает, что в качестве обязательного условия для возникновения его права на обеспечение жилым помещением в качестве гражданина, принимавшего участие в 1986-1987 годах в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, предусмотрена нуждаемость в улучшении жилищных условий, при этом не установлены требования к длительности его проживания на территории того или иного субъекта Российской Федерации и признание его малоимущим.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела, Циколенко С.Г. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Циколенко С.Г. 21 декабря 2018 года обратился в администрацию городского округа Подольск Московской области с заявлением о принятии документов для оформления сертификата на субсидию для приобретения жилья как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Оспариваемым решением администрации городского округа Подольск Московской области (отдела учета и распределения жилья) от 16 января 2019 года N Циколенко С.Г. отказано в признании нуждающимся для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" со ссылкой на часть 1 статьи 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (необходимость постоянного проживания в Московской области не менее пяти лет) и рекомендовано обратиться после 27 сентября 2023 года при наличии соответствующих оснований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административный истец пропустил без уважительных причин установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд. Судом также отмечено, что согласно установленному порядку для признания лица нуждающимся в жилых помещениях необходимо подтверждение статуса малоимущего гражданина, обеспеченности менее учетной нормы жилой площади, соблюдение ценза оседлости.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 данного Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Исходя из приведенных нормативных положений, получение испрашиваемых Циколенко С.Г. мер социальной поддержки обусловлено, среди прочего, его постановкой на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Основания и порядок постановки на жилищный учет определены Жилищным кодексом Российской Федерации и соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Положениями части 3 этой статьи обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений таких граждан.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В Московской области условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе Московской области от 12 декабря 2005 года N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В статье 2 этого Закона в качестве одного из условий постановки на жилищный учёт названо проживание в Московской области по месту жительства на законных основаниях не менее 5 лет.
С учётом этого, для предоставления мер социальной поддержки гражданин, относящийся к определенной федеральным законом категории, должен соответствовать условиям постановки на жилищный учёт в данном субъекте Российской Федерации, если иное не предусмотрено таким федеральным законом.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" таких особенностей не установлено в отличии, например, от Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О вынужденных переселенцах", предусматривающего, что постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации осуществляется независимо от срока проживания в соответствующей местности (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 названного закона).
Аналогичное толкование закона приведено и в письме Минстроя России от 7 августа 2017 года N 28068-ЕС/05 "О направлении Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в котором в частности, указано, что ограничения по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации может применяться при рассмотрении вопросов о принятии на муниципальный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях всех категорий граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, за исключением граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев.
В этой связи судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о правомерности требовать от Циколенко С.Г. соблюдения ценза оседлости в Московской области в целях постановки его на учет нуждающихся для предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Оспариваемое решение административным ответчиком принято уполномоченным органом в установленные законом срок и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Какого-либо специального порядка постановки на жилищный учёт для предоставления жилого помещения именно за счет средств федерального бюджета законом не предусмотрено.
При этом судебная коллегия соглашается с тем, что к правоотношениям, возникшим в связи с обращением Циколенко С.Г. от 21 декабря 2018 года, не может применяться толкование Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" в его прежней (недействующей) редакции, данное до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и исходя из утративших силу Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 23 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Циколенко Сергея Георгиевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.