Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 12 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Малина А.А. к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Малин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области за период с 6 октября 2015 года по 17 августа 2018 года в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что с 16 октября 2015 года по 17 августа 2018 года отбывал наказание в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания, а именно: нарушение минимальных норм жилой площади, поскольку в отряде общей площадью около 208 кв.м содержалось 85-90 осужденных; необеспеченность рукомойниками и напольными чашами по норме; в комнате для хранения вещей не имелось сушилки для вещей; отсутствовала горячая вода, бытовой комнаты не имелось; питание не соответствовало технологической карте (свежие овощи, фруктов не выдавались, мясо выдавалось ниже нормы); вещевое довольствие неудовлетворительное: теплое нательное белье, обувь по сезону, зимнее одеяло не выдавались.
Решением Семеновского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Малина А.А. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 12 мая 2021 года решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 года изменено, размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении увеличен с 3000 рублей до 150 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 12 августа 2021 года через Семеновский районный суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 26 августа 2021 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Выражает несогласие с выводом суда о том, что в жилых отрядах в достаточном количестве отсутствовало санитарно-техническое оборудование, санитарные узлы не обеспечивали условия приватности. Полагают, что законом не установлен расчет единицы унитазов, а также умывальников на количество осужденных в уже существующих учреждениях уголовно-исполнительной системы. При таких обстоятельствах, оснований полагать, что за период содержания административного истца в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в отрядах были нарушены нормы, не имеется. В части выводов о необеспеченности осужденных вещевым довольствием административным ответчиком отмечено, что на каждого осужденного по прибытии в учреждение оформляется лицевой счет. На имя Малина А.А. был оформлен лицевой счет по обеспечению предметами вещевого имущества и постельными принадлежностями, из которого усматривается обеспечение его всем необходимым имуществом.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции установилфакты нарушения условий содержания Малина А.А. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области. В частности, необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания в отряде N в 2016 году и превышение численности осужденных, необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники, табуретки).
Изменяя решение суда первой инстанции в части размера компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении, апелляционная инстанция исходила из практики Европейского суда по правам человека, физических и психологических последствий в связи с нахождением в ненадлежащих условиях и пришла к выводу, что взысканный судом первой инстанции размер компенсации явно занижен. При определении размера компенсации учитывался характер и продолжительность нарушений, фактические обстоятельства дела, характер и степень нравственных страданий административного истца, критерии достаточности компенсации, отсутствие доказательств соблюдения надлежащих условий содержания Малина А.А. в местах принудительного содержания.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Малин А.А. 6 мая 2015 года осужден "данные изъяты" к 3 годам 9 месяцам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Для отбывания наказания Малин А.А. направлен в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, где отбывал наказание с 29 сентября 2015 года по 17 августа 2018 года.
По прибытию в учреждение помещен в карантинное отделение, с 7 октября 2015 года до 24 декабря 2015 года распределён для проживания в отряд N, затем переведен в отряд N, в котором содержался по 7 апреля 2016 года, вновь переведен в отряд N до 20 мая 2016 года, а с 20 мая 2016 года и до 17 августа 2018 года содержался в отряде N.
Материалами дела подтверждается, что в период отбывания Малиным А.А. наказания в отряде имелся минимальный необходимый набор бытовых помещений (комната для хранения продуктов питания и приема пищи, умывальная комната, помещение для сушки вещей, камера хранения вещей повседневного пользования). Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. В учреждении ежемесячно проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещений, где находятся осужденные. Из справок о питании осужденного, по хранению и разогреву пищи, следует, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались.
Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания, по результатам которых в адрес исправительного учреждения выносились представления.
В представлении от 11 января 2016 года указывается на нарушение части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отряде N, поскольку установленная норма жилой площади на одного осужденного в учреждении не соблюдается, на 1 человека приходится 1, 66 кв.м, осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками и напольными чашами.
В представлении от 9 января 2017 года указано на невыполнение норм материально-бытового обеспечения в учреждении, поскольку согласно приложению ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 спальные помещения должны быть обеспечены тумбочками прикроватными из расчета 1 тумбочка на 2 человека, табуретами из расчета один человек один табурет, рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 человек, что не имело место.
В учреждении не в полном объеме выполняются требования об обеспечении вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, утвержденным приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 (до настоящего времени не все осужденные были обеспечены обувью (сапогами мужскими комбинированными зимними), предусмотренной пунктом 16 приложения N 1 к приказу, на складе учреждения количество недостаточно для обеспечения всех осужденных при истечении сроков носки).
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии со статьёй 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Согласно части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3).
В соответствии с приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на 10 человек.
Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189.
В пункте 42 Правил внутреннего распорядка установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России), которой установлено, что количество умывальников и ножных ванн в учреждениях должно соответствовать расчету 1 единица на 15 осужденных, а унитазов - 1 единица на 10 человек.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Малина А.А, которые выразились в период отбывания наказания в необеспечении минимальной площади жилого помещения, в связи с переполненностью отряда, санитарно-техническими устройствами (унитазы, рукомойники, табуретки), обувью по сезону.
Определяя размер компенсации, апелляционная инстанция учитывала длительность отбывания наказания административным истцом в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания, соизмеримость с выплатами, присуждаемыми Европейским Судом по правам человека в сопоставимых обстоятельствах, приближенность к суммам, которые предлагают власти России в схожих обстоятельствах в рамках односторонней декларации.
При определении размера компенсации судом учтены данные о личности осужденного, обстоятельства нарушений его содержания, длительность нарушений, в связи с чем оснований считать, что определенный размер компенсации является несоответствующим характеру и продолжительности нарушения условий содержания допущенных в отношении административного истца, не имеется. Размер присужденной компенсации определен с учетом конкретных обстоятельств по настоящему административному делу, характера и степени причиненных административному истцу нравственных страданий, степени разумности и справедливости.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административных ответчиков при рассмотрении дела, не опровергают установленных по делу обстоятельств и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.
Аналогичные доводы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, проверены и обоснованно признаны несостоятельными.
Доводов, которые на стадии кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных актов могут поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.