Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкарева Н.В., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, поданную через суд первой инстанции 18 сентября 2021 г., на определение судьи Алтайского краевого суда от 26 марта 2021 г. и апелляционное определение судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ника" о взыскании судебных расходов по административному делу N 3а-858/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ника" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ника" (далее - ООО "Ника") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Решением Алтайского краевого суда от 10 ноября 2020 г. административное исковое заявление ООО "Ника" удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, в размере его рыночной стоимости, равной 3 740 000 рублей, по состоянию на 11 декабря 2018 г. указанное решение вступило в законную силу.
ООО "Ника" обратилось в суд с заявлением о взыскании судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением административного дела, просило взыскать судебные расходы в размере 17 000 рублей, из которых расходы по оплате услуг оценщика - 15 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины - 2 000 рублей.
Определением судьи Алтайского краевого суда от 26 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 г, заявление удовлетворено, взыскано с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю в пользу ООО "Ника" в счет возмещения судебных расходов 17 000 рублей.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, ввиду неправильного применения и толкования норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает о том, что судебными инстанциями не были приняты во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П. Указывает о том, что действия по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляет в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона об оценочной деятельности N 135-ФЗ и Приказа Росреестра от 15 мая 2015 г. N П/210 Указывает, что при утверждении результатов определения кадастровой стоимости были использованы ранее установленные удельные показатели, а также на ошибочное отожествление судами акта об определении кадастровой стоимости с актами, принимаемые органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме этого, обращает внимание на разделение понятий "определение кадастровой стоимости" и "утверждение результатов определения кадастровой стоимости".
В соответствии с требованиями части 2 статьи 3271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалоба, представление на судебный акт, указанный в части 1 настоящей статьи, рассматриваются судьёй суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Изучив материалы административного дела, доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам и переводчикам, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N 20П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Таким образом, для правильного разрешения вопроса о распределении судебных расходов между сторонами по данной категории дел суду необходимо установить соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по соответствующему налогу) объекта недвижимости, а также укладывается ли допущенное расхождение установленной кадастровой стоимости с рыночной стоимостью объекта недвижимости в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
На основании положений статей 24.18, 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и разъяснений, содержащихся в пунктах 7, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по государственной кадастровой оценке как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Судами установлено, что ООО "Ника" обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 3 740 000 рублей по состоянию на 11 декабря 2018 г.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости определена Актом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю от 11 декабря 2018 г. на основании удельных показателей, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края N от 23 ноября 2015 г. "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края", поскольку был изменен вид разрешенного использования земельного участка. Актуальная кадастровая стоимость установлена в размере 13 492571, 02 рублей по состоянию на 11 декабря 2018 г, сведения в Единый государственный реестр внесены 11 декабря 2018 г.
В обоснование своей позиции административным истцом представлен отчет об оценке N от 11 августа 2020 г, выполненный "данные изъяты" которым рыночная стоимость земельного участка установлена в размере 3 740 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 10 ноября 2020 г. административное исковое заявление ООО "Ника" удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 3 740 000 рублей, по состоянию на 11 декабря 2018 г.
Разрешая вопрос о возмещении ООО "Ника" понесенных расходов и их распределении, суд первой инстанции исходил из того, что имеет место существенное превышение кадастровой стоимости над рыночной стоимостью, что свидетельствует о наличии ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Суд пришел к выводу, что расходы подлежат взысканию с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность определения суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласился, исключив из его резолютивной части положения, в которых содержится указание на необходимость взыскания судебных расходов с административного ответчика "в лице филиала по Алтайскому краю".
Суды первой и апелляционной инстанции установив, что определенная кадастровая стоимость (13 492 571, 02 рублей) земельного участка с кадастровым номером N превышает кадастровую стоимость, установленную судом в размере рыночной (3 740 000 рублей), на 72, 28 %, пришли к обоснованному выводу о том, что не укладывается в разумный диапазон отклонений и является существенной разницей, свидетельствующей о наличии ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости.
Руководствуясь приведенными нормами, суды обоснованно пришли к выводу о том, что понесенные административным истцом судебные расходы подлежат возмещению с ФГБУ "ФКП Росреестра" как органа, определившего кадастровую стоимость объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности, что подтверждается актом от 11 декабря 2018 г.
Доводы заявителя о том, что при утверждении результатов определения кадастровой стоимости были использованы ранее установленные удельные показатели подлежат отклонению, данным доводам дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции.
Иные доводы жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Алтайского краевого суда от 26 марта 2021 г. и апелляционное определение судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.