Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Рогачевой В.В.
с участием прокурора Власовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 и кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 11 мая 2021 г. по делу N 2-4837/2020 по иску Прокурора г. Петрозаводска Республики Карелия в интересах ФИО2 к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о возложении обязанности совершить определённые действия.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения лиц, участвующих в деле: старшего прокурора второго отдела апелляционно- кассационного управления Главного гражданско- судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н, поддержавшей доводы кассационного представления и полагавшей, что имеются основания для удовлетворения кассационной жалобы заявителя ФИО2, представителя Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия ФИО8, действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Петрозаводска Республики Карелия обратился в суд с иском к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее также-ГУ-РО ФСС России по РК) о возложении обязанности совершить определённые действия.
В обоснование иска указано, что ФИО2, 26 февраля 1941 года рождения, является инвалидом 2 группы с 25 мая 2004 г, включена в базу льготополучателей г. Петрозаводска по категории "Ветеран труда" с 28 декабря 1999 г.
ФИО29 января 2018 г. обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении санаторно-курортной путевки, приложив справку для получения путевки от 28 декабря 2017 г. N2823, выданную МУЗ "Городская поликлиника N4".
В связи с не предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение в 2018 г. ФИО2 обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к ГУ-РО ФСС России по РК. Вступившим в законную силу решением суда от 30 октября 2018 г. в удовлетворении иска Гальцовой Г.С. отказано.
ФИО2 3 декабря 2018 г. вновь обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив справку для получения путевки от 29 ноября 2018 г. N3053, выданную МУЗ "Городская поликлиника N4". Однако путевка за 2019 г. ей также не была предоставлена.
В уведомлениях ГУ-РО ФСС России по РК от 9 января и 5 декабря 2018 г. ФИО2 указано, что ее документы на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение за 2018-2019 г.г. зарегистрированы за N6669 и 7365, приняты решения о предоставлении ей государственной услуги, она поставлена на учет по их предоставлению.
Согласно полученному ФИО2 письму от 11 февраля 2020 г. N089-18 она была поставлена на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, однако в связи с отказом ФИО2 от получения набора социальных услуг на 2020 г. в части обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, оформленного в виде заявления, у ответчика отсутствуют правовые основания для предоставления путевки.
С учетом изменения исковых требований, истец просил суд обязать ответчика восстановить ФИО2 на учете с регистрационным номером N 6669 от 9 января 2018 г. за 2018 г. и регистрационным номером N7365 от3 декабря 2018 г. за 2019. в электронной очереди и в федеральном регистре инвалидов для предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 11 мая 2021 г, в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
В кассационной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение.
В кассационном представлении исполняющего обязанности прокурора Республики Карелия также ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и кассационном представлении, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2, 26 февраля 1941 года рождения, является инвалидом 2 группы с 25 мая 2004 г, включена в базу льготополучателей г. Петрозаводска по категории "Ветеран труда" с 28 декабря 1999 г.
9 января 2018 г. ФИО2 обратилась с заявлением в ГУ-РО ФСС России по РК по Республике Карелия о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением справки, выданной МУЗ "Городская поликлиника N4" от 28 декабря 2017 г. N 2823. Данное заявление зарегистрировано в день поступления в отделение Фонда за N6669.
Поскольку путевка в соответствии с указанным заявлением не была предоставлена, ФИО2 обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском ГУ-РО ФСС России по РК о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 октября 2018 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 1 января 2019 г, ФИО2 отказано в удовлетворении исковых требований.
3 декабря 2018 г. истец обратился ГУ - РО ФСС России по РК с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2019 г. с приложением медицинской справки формы N070/у-04 для получения путевки от 29 ноября 2018 г. N3053, выданной МУЗ "Городская поликлиника N4". Заявление зарегистрировано ответчиком в день поступления за N7465, заявителю 5 декабря 2018 г. направлено уведомление о постановке ФИО2 на учет для предоставления услуги.
Письмом ответчика от 11 февраля 2020 г. ФИО2 была уведомлена о том, что на основании заявления от 9 января 2018 г. она принята на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, но в связи с отказом ФИО2 от получения набора социальных услуг на 2020 г. в части обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, оформленного в виде заявления, у ГУ-РО ФСС России по РК отсутствуют правовые основания для предоставления путевки.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь ст. ст. 6.2, 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", п. п. 19, 51.1 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 N 271н; п. п. 2, 55, 41, 78 Регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N428, п. п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N864, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ФИО2 реализовала свое право на отказ от получения санаторно-курортного лечения в натуральной форме, заменив его государственной социальной помощью в виде ежемесячной денежной выплаты.
Суд апелляционной инстанции, дополнительно сославшись на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определениях от 26.05.2020 N 1002-О, N1103-О, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным, эти требования относятся и к апелляционному определению.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение перечисленным требованиям в полной мере не отвечают.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон N 178-ФЗ)
В соответствии со ст. 6.1 указанного Федерального закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав предоставляемого набора социальных услуг включается, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу положений ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты (часть 1).
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год (часть2).
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) (часть 3).
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее также - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее также- уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
В соответствии с п. 3.8 Порядка территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа), о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Указанный Административный регламент действовал на момент обращения истца с заявлениями о предоставлении ей 9 января и 3 декабря 2018 г. санаторно-курортной путевки
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Приказом ФСС РФ от 21.08.2019 N 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, действующий с 5 ноября 2019 г.
В силу абзацев второго и третьего подпункта "в" пункта 22 Административного регламента, утвержденного Приказом ФСС РФ от 21.08.2019 N 428 основанием для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение является отказ заявителя от получения набора социальных услуг полностью, отказ заявителя от получения государственной услуги в части предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена.
При разрешении спора судами установлено, что отказ ФИО2 от получения набора социальных услуг в 2020 г. означает утрату права на предоставление социальных услуг в виде санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в том числе, права на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение за 2018, 2019 гг. соответственно, поскольку истец реализовала свое право на отказ от получения санаторно-курортного лечения в натуральной форме, заменив его государственной социальной помощью в виде ежемесячной денежной выплаты, а удовлетворение заявленных требований о восстановлении истца права состоять на учете для предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в том числе в электронной очереди, в случае предоставления истцу путевки после 1 января 2020 г. одновременно с ежемесячной денежной выплатой в части оплаты указанной социальной повлечет двойное обеспечение, что противоречит ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ.
Между тем, согласно содержания Административного регламента, утвержденного Приказом ФСС РФ от 21.08.2019 N 428, результатом предоставления государственной услуги является предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, при этом завершение календарного года, как периода предоставления социальной услуги не может служить основанием для отказа в ее предоставлении.
Если гражданин, обратившийся в установленном порядке с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление, в том числе и за пределами календарного года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2.4 определения от 11 мая 2012 г. N 817-О "По запросу центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности части 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.
Таким образом, Федеральный закон N 178-ФЗ допускает возможность предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за пределами предусмотренного им срока.
В пункте 2.3 Определения от 3 апреля 2014 г. N 686-О "По жалобе гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав статьями 6.1, 6.2 и 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статьями 15, 16, 151, 1064, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При этом, если гражданин в течение календарного года не был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
В решении Верховного Суда РФ от 15.10.2020 N АКПИ20-603 по делу признании частично недействующим подпункта "в" пункта 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428, указано, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными органами ФСС России в пределах средств федерального бюджета, утвержденного на текущий финансовый год, и предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая в целях соблюдения равного обеспечения указанных лиц путевками формируется в базе регионального отделения согласно дате подачи заявления.
Повторные заявления граждан льготных категорий о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение приобщаются к материалам уже начатой административной процедуры, поскольку в случае, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальное отделение ФСС России с заявлением, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но в течение календарного года не обеспечен такой путевкой, он сохраняет за собой право на ее получение.
В ином случае складывается ситуация, в которой таких заявлений может быть несколько (если в течение года подавать неоднократно) и заявитель будет находиться в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение в нескольких местах в нарушение прав иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, которые не обращались многократно с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
При разрешении данного спора обстоятельства формирования в базе ГУ-РО ФСС России по РК заявлений граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, как и ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на обсуждение сторон спора не ставились и не устанавливались, тогда как согласно выводов судебных постановлений по обращениям истца от 9 января и 5 декабря 2018 г. её документы на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение за 2018-2019 г.г. зарегистрированы за N6669 (по обращению за 2018 г.) и 7365 (по обращению за 2019 г.), а основанием к отказу в реализации права истца на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение за периоды 2018-2019 г.г. ввиду не предоставления услуги, явилось волеизъявление лица об отказе от получения санаторно-курортного лечения в натуральной форме с заменой государственной социальной помощью в виде ежемесячной денежной выплаты за 2020 г, не установление судом перечисленных обстоятельств не позволяет признать оспариваемые истцом судебные акты отвечающими требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, и в силу того, что основаниями к отказу в удовлетворении иска ФИО2, предъявленного к ГУ-РО ФСС России по РК о предоставлении путевки на санаторно- курортное лечение за 2018 г. явились выводы Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 октября 2018 г, с которыми согласился Верховный суд Республики Карелия, о сохранении за истцом права на предоставление услуги по истечении календарного года, в котором путевка не была предоставлена.
Указание судом апелляционной инстанции, что требования о восстановлении ФИО2 в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предъявлено к ненадлежащему ответчику ГУ-РО ФСС России по РК, каковым является Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, при том, что обстоятельства ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на обсуждение сторон спора не ставились и судом не устанавливались, не подтверждает законность судебного акта, а свидетельствует о неисполнении судом требований части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые заявителями судебные акты об отказе в удовлетворении требований истца нельзя признать законным, поскольку они приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 11 мая 2021 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 11 мая 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.