Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдаров М.Б., рассмотрев кассационную жалобу УФССП России по Республике Мордовия на определение судьи Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 13 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия к УФССП России по Республике Мордовия, начальнику отделения-старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Зубово-Полянскому району УФССП России по Республике Мордовия Царева Н.И. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
администрация Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования обоснованы тем, что 15 февраля 2016 года на основании исполнительного листа Зубово - Полянского районного суда Республики Мордовия ФС N от 29 января 2016 года возбуждено исполнительное производство N-ИП. В рамках указанного производства 24 апреля 2017 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Администрацией Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда.
Определением Зубово - Полянского районного суда Республики Мордовия от 17 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 13 июля 2021 года, заявление администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворено частично, суд освободил администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением начальника отдела судебных приставов по Зубово-Полянскому району УФССП России по Республике Мордовия от 24 апреля 2017 года по исполнительному производству N-ИП от 15 февраля 2016 года.
В кассационной жалобе УФССП России по Республике Мордовия, поданной 23 августа 2021 года, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, принятии по делу нового судебного акта.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Проверив административное дело, доводы кассационной жалобы, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судьей судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не установлено такого рода нарушений.
Как следует из материалов дела, решением Зубово - Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 декабря 2015 года, вступившего в законную силу 29 января 2016 года, на администрацию Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить Резеповой А.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно - техническим требованиям по месту постановки на учет общей площадью не менее 33 квадратных метров.
15 февраля 2016 года в отношении администрации возбуждено исполнительное производство N-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
24 апреля 2017 года в отношении администрации Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
11 декабря 2020 года заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Зубово - Полянскому району УФССП России по Республике Мордовия Царевой Н.И. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N - ИП, предмет исполнения - исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Число детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляло 69 человек; на 1 января 2017 года - 47 человек, на 1 января 2018 года - 41 человек, на 1 января 2019 года - 31 человек, 1 января 2020 года - 30 человек.
За период 2016 - 2020 годы администрацией Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия обеспечено жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет жилыми помещениями в количестве 47 человек.
Администрация Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия обращалась в Министерство образования Республики Мордовия с ходатайством о выделении денежных средств на обеспечение жилым помещением указанной категории лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление жилого помещения, приобретаемого на средства республиканского бюджета, не зависит исключительно от действий должника - администрации Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия, у которой не было реальной возможности исполнить решение Зубово - Полянского районного суда Республики Мордовия от 21 декабря 2015 года в отношении Резеповой А.Г. в течение установленного пятидневного срока вследствие объективных обстоятельств, так как приобретение жилых помещений специализированного жилого фонда в собственность и последующее их предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, носит длительный характер в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Администрацией Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия приняты все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не имеется, и она может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что неисполнение администрацией Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия требований исполнительного документа в установленный законом срок связано с наличием объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне ее контроля, в связи с дефицитностью денежных средств в бюджете.
Судом апелляционной инстанции учтено, что администрацией Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия решение суда в настоящее время исполнено, 8 сентября 2020 года между администрацией района и с Резеповой А.Г. заключен договор найма жилого помещения. Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Зубово - Полянскому району УФССП России по Республике Мордовия от 30 октября 2020 года исполнительное производство N-ИП окончено.
Судья кассационной инстанции находит позицию судов первой и апелляционной инстанций правильной и законной.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве"), согласно положениям которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
С учетом положений части 1 статьи 105, частей 1-3 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" правовая природа исполнительского сбора санкции носит штрафной характер, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Вместе с тем, часть 6 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" предоставляет должнику в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным законом порядке обратиться в суд или с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, или с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания либо об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом, законодательством об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, предоставлено право уменьшить его размер, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (часть 7 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве", постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
По смыслу закона, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, определения от 2 апреля 2015 года N 654-О, от 27 февраля 2018 года N 517-О, от 24 апреля 2018 года N 1027-О).
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Из представленных материалов усматривается отсутствие вины администрации Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, и, что ею предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательств.
На основании изложенного, судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оспариваемые судебные акты признает принятыми в соответствии с нормами процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определил:
определение судьи Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 13 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФССП России по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья М.Б. Гайдаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.