Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Асатиани Д.В, судей Гольман С.В, Князькова М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Ульяновой И. А. о расторжении договора аренды лесного участка
по кассационной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области
на заочное решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 14 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 марта 2021 г, заслушав доклад судьи Гольман С.В,
УСТАНОВИЛА:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Ульяновой И.А. о расторжении договора аренды лесного участка от 27 мая 2010 г. N 50-1405С-04-11-1102, заключённого между Ульяновой И.А. и Управлением лесного хозяйства по Московской области и г.Москва, мотивируя тем, что в нарушение пункта 3.4 договора аренды и по настоящее время арендатором Ульяновой И.А. не осуществлены разработка и представление арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы в отношении переданного ответчику во временное пользование лесного участка, площадью 0, 03 гектара, расположенного по адресу: "адрес", - а направленная ответчику 29 июля 2020 г. претензия о представлении соответствующих документов и о расторжении договора аренды оставлена без удовлетворения и без ответа.
Заочным решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 14 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 марта 2021 г, в удовлетворении исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
В кассационной жалобе истец Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещёнными о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены по настоящему делу.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 27 мая 2010 г. между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г.Москва (арендодатель) и Ульяновой И.А. (арендатор) был заключён договор аренды земельного участка N 50-1405С-04-11-1102.
В соответствии с договором аренды ответчику передан во временное пользование лесной участок для осуществления рекреационной деятельности, площадью 0, 03 гектара, расположенный по адресу: "адрес", Наро-Фоминское лесничество, Литвиновское участковое лесничество, квартал 132, выдел 17, - номер учётной записи в лесном реестре N.
Срок действия договора - до 31 июля 2045 г.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3.4 договора аренды, арендатор обязан в установленном порядке в течение года с момента заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии с пунктами 10 и 14.5 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области создан для реализации государственной политики Московской области в области лесных отношений.
29 июля 2010 г. истец направил ответчику претензию с предложением в течение 14-ти календарных дней со дня её получения представить проект освоения лесов с положительным заключением экспертизы или расторгнуть договор.
Принимая указанные судебные постановления и отказывая в удовлетворении исковых требований Комитета Московской области о расторжении договора аренды, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались положениями статей 3, 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 425, 433, 450, 609, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 28, 34 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утверждённого приказом Россельхоза от 29 февраля 2012 г. N 69, пункта 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утверждённых приказом Россельхоза от 21 февраля 2012 г. N 62, и исходили из того что обязательство арендатора, предусмотренное подпунктом "в" пункта 3.4 договора аренды, не признано сторонами договора существенным, и в настоящее время пользование земельным участком ответчиком продолжается, арендные платежи поступают на счёт арендодателя, принимаются им, что свидетельствует о том, что арендодатель согласен с условиями договора и действие договора продолжается без убытков или ущерба для арендодателя. Существенных нарушений условий договора аренды арендатором не установлено. Ответчиком задолженности по арендным платежам не имеет, содержит участок в хорошем состоянии.
Указанные выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 г. N 1-П и от 7 июня 2000 г. N 10-П; определения от 27 июня 2000 г. N 92-О, от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О).
По смыслу приведённых конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьёй 88 Лесного кодекса Российской Федерации, как в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды, так и в действующей редакции, предусмотрена обязанность арендатора лесного участка составить проект освоения лесов в соответствии со статьёй 12 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды от 27 мая 2010 г, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации в современной редакции, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Указанные положения применительно к случаям невыполнения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов, а также воспроизводства лесов содержатся в пункте 3 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации и пункте 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьёй 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором.
При регулировании правоотношений сторон по договору аренды лесного участка приоритетными являются положения Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым установлена обязательность лесных регламентов и проектов освоения лесов.
Выполнение утверждённого в особой процедуре проекта освоения лесов является обязательным для арендатора при осуществлении деятельности. Осуществление действий с его нарушением либо в его отсутствие свидетельствует о противоправности поведения данного лица.
Вышеприведённые нормы права судами первой и апелляционной инстанций оставлены без внимания, как и тот факт, что, судами не было установлено, что после получения претензии истца, уведомления о расторжении договора ответчик в разумный срок принял меры по устранению нарушения, послужившего основанием для её заявления договора, доводы истца об обратном ответчиком в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты, ответчиком каких-либо возражений представлено не было.
Также судебными инстанциями не учтено, что по смыслу статей 25, 72 Лесного кодекса Российской Федерации лавным существенным условием данного договора является условие о его предмете - лесном участке, и закон отнёс к числу существенных условий договора аренды лесного участка также и условия, определяющие целевое назначение лесных участков.
По смыслу статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, участки лесного фонда могут передаваться в аренду для осуществления следующих видов лесопользования: заготовка древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной, рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство, реконструкция и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов и иных видов, определённых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Указанные виды использования лесов отражаются в проекте освоения лесов и лесной декларации.
Проект освоения лесов составляется арендатором лесного участка, состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной декларацией называется заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, которое арендаторы ежегодно подают в органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Форма лесной декларации, порядок её заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правовое значение требований, содержащихся в указанных документах, для аренды лесных участков проявляется, в частности, в том, что к числу особых оснований досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, указанных в Лесном кодексе Российской Федерации.
При таком положении требования договора аренды о составлении проекта освоения лесов арендатором не только отражает императивную обязанность последнего, установленную законом, но и относится к существенным условиям договора аренды относительно условий, определяющих целевое назначение лесных участков, в связи с чем суждения судов об обратном несостоятельны.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
При таком положении, с учётом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 марта 2021 г. подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 марта 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.