Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1068/2021 по иску Габидуллина Ильяса Мавлетдиновича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю об оспаривании отказа в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет, выплатить недополученную пенсию, по кассационной жалобе Габидуллина Ильяса Мавлетдиновича на решение Свердловского районного суда г. Перми от 30 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Габидуллин И.М. обратился с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ГУ МВД России по Пермскому краю), в котором просил признать незаконным отказ в перерасчете пенсии, обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ему пенсии за выслугу лет с июня 2020 г, выплатив недополученную пенсию.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что является получателем пенсии за выслугу лет с 5 марта 2005 г. На момент выхода на пенсию выслуга лет составляла 22 года 02 месяца 15 дней. С 12 марта 2014 г. по 5 марта 2015 г, с 17 декабря 2015 г. по 30 апреля 2020 г. истец работал в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Полагал, что его работа в должности судебного пристава приравнивается к работе сотрудника службы органов принудительного исполнения, поэтому должна входить в общий стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Заявление об осуществлении перерасчета периодов службы в органах МВД и доначислении пенсии оставлено ответчиком без удовлетворения, поскольку истец не проходил службу в органах принудительного исполнения. С данным отказом истец не согласен, полагает его незаконным.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 30 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 июня 2021 г, в удовлетворении исковых требований Габидуллину И.М. отказано.
В кассационной жалобе истец Габидуллин И.М. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Габидуллин И.М. с 5 марта 2005 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии органов внутренних дел. На момент выхода на пенсию выслуга лет составляла 22 года 02 месяца 15 дней. Выплата пенсии истцу не приостанавливалась.
В период с 12 марта 2014 г. по 5 марта 2015 г, с 17 декабря 2015 г. по 30 апреля 2020 г. Габидуллин И.М. проходил государственную гражданскую службу в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
30 апреля 2020 г. служебный контракт с Габидуллиным И.М. расторгнут, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
16 июня 2020 г. Габидуллин И.М. обратился в ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о перерасчете пенсии по выслуге лет с включением в нее гражданской службы в указанной должности.
Письмом от 29 июня 2020 г. ГУ МВД России по Пермскому краю разъяснило истцу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии по выслуге лет.
23 сентября 2020 г. дан мотивированный ответ ГУ МВД России по Пермскому краю на повторное заявление истца.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходил из того, что истец не являлся сотрудником, проходившим службу в органах принудительного исполнения, а замещал должность федеральной государственной гражданской службы, в связи с чем у ответчика отсутствовала обязанность по перерасчету назначенной пенсии, основания для включения спорных периодов работы в отделе судебных приставов в выслугу лет для назначения пенсии отсутствуют.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что то обстоятельство, что после вступления в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" истец продолжал работать и служебный контракт с ним расторгнут лишь 30 апреля 2020 г, не свидетельствует о том, что он стал являться сотрудником органов принудительного исполнения, поскольку соответствующее решение в отношении истца не принималось, на службу в органы принудительного исполнения истец не был принят, а уволен по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия (часть 1).
В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в том числе включается период прохождения гражданином службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (пункт 5 части 2).
Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов, регулируются положениями Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Федеральная служба судебных приставов в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 328-ФЗ) перешла на иной вид государственной службы.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона N 328-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника; правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона N 328-ФЗ, сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 328-ФЗ правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
На основании части 2 вышеуказанной статьи в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, правоотношения между Российской Федерацией и гражданином возникают в результате поступления на службу в органы принудительного исполнения по результатам конкурса (пункт 1); назначения на должность в органах принудительного исполнения (пункт 2); восстановления в должности в органах принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Судами при рассмотрении иска Габидуллина И.М. приведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Установив, что истец не являлся сотрудником органов принудительного исполнения, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца о перерасчете выслуги лет с учетом периода прохождения государственной гражданской службы в качестве судебного пристава и обоснованно отклонили ссылки истца на пункт 14 статьи 92 Федерального закона N 328-ФЗ и пункт 1(5) постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", поскольку данные правовые норм распространяются исключительно на сотрудников органов принудительного исполнения, к которым истец не относится.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Доводы Габидуллина И.М. были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 30 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Габидуллина Ильяса Мавлетдиновича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.