Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митина А.К. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе (межрайонное) Краснодарского края о признании решения пенсионного органа об отказе в установлении ежемесячной денежной выплаты незаконным, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, по кассационной жалобе Митина А.К. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Митин А.К. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе (межрайонное) Краснодарского края о признании решения пенсионного органа об отказе в установлении ежемесячной денежной выплаты от 26 сентября 2019 года в отношении Митиной А.А. незаконным, о признании за Митиной А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение ежемесячной денежной выплаты, как ребенку второго поколения лица, пострадавшего вследствие ЧАЭС на основании пункта 9 части 1 статьи 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать Митиной А.А. 15 марта. 2017 года рождения, ежемесячную денежную выплату на основании пункта 9 части 1 статьи 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 24 февраля 2021 года исковые требования Митина А.К, удовлетворены. Суд признал решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе (межрайонное) Краснодарского края об отказе в установлении ежемесячной денежной выплаты от 26 сентября 2019 года в отношении Митиной А.А, незаконным. Признал за Митиной А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение ежемесячной денежной выплаты, как ребенку второго поколения лица, пострадавшего вследствие ЧАЭС на основании пункта 9 части 1 статьи 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Возложил на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе (межрайонное) Краснодарского края обязанность назначить и выплачивать Митиной А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячную денежную выплату на основании пункта 9 части 1 статьи 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с даты обращения в пенсионный орган.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 августа 2021 года решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 24 февраля 2021 года отменено, исковые требования Митина А.К. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Митин А.К. просит отменить апелляционное определением судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 августа 2021 года, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что поскольку Митин К.В. (отец истца) принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признан в результате этого инвалидом, то на него и на членов его семьи распространяются положения Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Указывает на то, что выдача удостоверений детям первого и последующих поколений лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не предусмотрена законом. Полагает, что на основании статьи 13 Методических указаний, утвержденных приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2019 года N280н документами, подтверждающими рождение детей первого и последующего поколений именно после облучения одного из родителей, являются свидетельство о рождении этого ребенка и удостоверение, имеющееся у родителя, подтверждающее факт его облучения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются в частности нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такого характера нарушения не допущены судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что отец истца Митина А.К. - Митин К.В. является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь Митина А.А, которая является внучкой Митина К.В.
Ссылаясь на пункт 9 части 1 статьи 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Митин К.В. полагал, что его дочь имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты как ребенок второго поколения гражданина, указанного в пунктах 1-3 названного выше Закона, в связи с чем, обратился к ответчику с заявлением о назначении его дочери ежемесячной денежной выплаты.
Решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе Краснодарского края от 2 сентября 2019 года Митиной А.А. отказано в установлении ЕДВ в связи с тем, что у истца нет документов, подтверждающих его принадлежность к числу граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в названного выше Закона.
Полагая решение ответчика не соответствующим действующему законодательству, поскольку документов, удостоверяющих его принадлежность к числу граждан указанных в пунктах 1-3 и 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не может существовать, так как он и его дочь родились после катастрофы на Чернобыльской АЭС и не могут быть отнесены к числу граждан, пострадавших вследствие этой катастрофы, Митин К.В. обратился с данным иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Митина А.К, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходил из того, что право на ежемесячную денежную выплату имеют первое и последующие поколения граждан, в связи с чем, пришел к выводу о наличии законных оснований для назначения Митиной А.А. ежемесячной денежной выплаты.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием, указав, что одного факта того, что дедушка несовершеннолетней Митиной А.А. отнесен к категории граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", недостаточно для признания за несовершеннолетней внучкой права на ежемесячную денежную выплату по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 27.1 указанного Закона.
Как следует из положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) гражданам гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В силу части 1 статьи 13 вышеуказанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, отнесены двенадцать категорий граждан, в число которых входят в том числе: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1); инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2); граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в
результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (пункт 3); граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6).
Законом для каждой категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе их детей, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы указанных граждан, предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки исходя из степени риска вследствие их проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяемому в зависимости от радиационной обстановки и ее влияния на здоровье людей.
Таким образом, Законом установлен дифференцированный подход к определению объема предоставляемых мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По смыслу положений части 4 статьи 15 и части 11 статьи 24 Закона, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдаются соответствующие удостоверения, подтверждающие их статус, установленный им в соответствии с частью 1 статьи 13 данного Закона, и право на меры социальной поддержки.
Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов; гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, выдаются специальные удостоверения единого образца.
Пунктом 9 части 1 статьи 27.1 Закона установлено, что ЕДВ осуществляется детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
Положение указанной нормы Закона обусловливают право детей второго и последующих поколений указанных граждан на получение мер социальной поддержки наличием радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона предусмотрена категория граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Дети и подростки, страдающие болезнями, обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, поименованные в части второй статьи 25 Закона, имеют право на получение соответствующего удостоверения как граждане из числа указанных лиц.
При этом Закон не содержит ограничений по отнесению детей граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона, при достижении ими 18-летнего возраста к категории граждан, упомянутых в пункте 1 части 1 статьи 13 Закона, и предоставлению им мер социальной поддержки на основании соответствующего удостоверения при условии наличия заболевания, выявленного в детском возрасте и связанного по заключению межведомственного экспертного совета с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выполненными их отцами (матерями).
Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС согласно статье 24 Закона осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями в соответствии с Перечнем заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 года N 592.
Выдача специального удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы осуществляется в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденными приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 8 декабря 2006 года N 728/832/166н.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Письме от 13 февраля 2019 года N 13-7/В-229 разъяснено, что в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную выплату до достижения 18-летнего возраста имеют дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 (граждане, имеющие специальные удостоверения получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и удостоверения участников 1986 - 1987 годов) и в пункте 6 части 1 статьи 13 указанного Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
Исходя из смысла приведенной нормы ежемесячная денежная выплата указанным детям предоставляется при предъявлении соответствующего удостоверения родителя.
Таким образом, данным детям (в том числе внукам участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) ежемесячная денежная выплата назначается при предъявлении одним из родителей этого ребенка удостоверения, подтверждающего его принадлежность к числу граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то есть факт рождения ребенка после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей определяется на основании соответствующего удостоверения родителя и свидетельства о рождении ребенка.
Учитывая указанные правовые нормы, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что одного лишь факта того, что дедушка малолетней Митиной А.А. отнесен к категории граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" недостаточно для признания за ним права на ежемесячную денежную выплату по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 27.1 указанного Закона. Для признания за ним такого права необходимо также подтверждение факта того, что он родился после радиоактивного облучения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС одного из родителей.
В обжалуемом судебном акте приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с принятым судом апелляционной инстанции судебным постановлением, основанным на выводах, соответствующих установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и законодательству, подлежащему применению к спорным отношениям.
Приведенные в кассационной жалобе Митина А.К. доводы о том, что поскольку Митина А.А. является ребенком последующего поколения гражданина, подвергшегося радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому имеет право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии пунктом 9 части 1 статьи 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, являются результатом неправильного толкования норм материального права.
Факт радиоактивного облучения одного их родителей несовершеннолетней Митиной А.А, а также факт наличия у них какого- либо заболевания, связанного с данным облучением, не подтвержден.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Митина А.К. - без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.