дело N 2-2716/2018
8г-25423/2021
г. Краснодар
21 октября 2021 года
Резолютивная часть определения объявлена 21 октября 2021 года.
Определение в полном объеме изготовлено 28 октября 2021 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Ивановой О.Н, Хаянян Т.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сочи на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 мая 2021 года по иску администрации города Сочи к Исаеву Яшару Мехрали оглы, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, о сносе самовольной постройки, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя администрации города Сочи - Усенко Н.Н. (доверенность от 27 сентября 2021 года), поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Исаева Я.М. - оглы - Шикарев Р.В. (доверенности от 18 июня 2020 года от 13 октября 2021 года), возражавшего против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Сочи (далее - истец, администрация) обратилась в суд с иском к Исаеву Яшару Мехрали оглы (далее - ответчик, Исаев Я.М.-О.) о признании самовольными постройками 3-х этажного объекта капитального строительства с пристройкой, подпорных стен ориентировочно 16 и 10 метров, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"; возложении на ответчика обязанности осуществить снос указанных объектов, а также аннулировании записи о государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" кадастровый номер "данные изъяты".
Решением Адлерского районного суда города Сочи от 27 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 октября 2019 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований заявителя.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 октября 2019 года в части отказа в удовлетворении иска о признании самовольными постройками подпорных стен ориентировочно 16 и 10 метров и возложении на ответчика обязанности осуществить снос названных объектов отменено. Дело в указанной части направлено на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд. В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 октября 2019 года оставлено без изменения.
При новом апелляционном рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований администрации города Сочи к Исаеву Я.М. о признании самовольными постройками подпорных стен ориентировочно 16 и 10 метров, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", и возложении на Исаева Я.М. обязанности осуществить снос указанных объектов отказано.
Не согласившись с апелляционным определением, администрация обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушения норм материального и процессуального права. Возведение подпорных стен ориентировочно 16 метров и 10 метров выполнено в отсутствие соответствующего разрешения на строительство, реконструкцию. Разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" ответчиком не получено, что подтверждается информацией муниципального бюджетного учреждения города Сочи "Центр геоинформационных технологий" (письмо от 23 июля 2018 года N 21.2-01-08/26947).
В судебном заседании лица, участвующие в деле поддержали свою правовую позицию по делу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено апелляционным судом, Исаев Я.М.-О. является арендатором земельного участка площадью 560 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", предоставленный для индивидуального жилищного строительства, сроком до 30 ноября 2053 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В ходе осуществления муниципального земельного контроля специалистами управления муниципального контроля администрации города Сочи, на основании распоряжения начальника управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи от 3 июля 2018 года, установлено, что в границах вышеуказанного земельного участка расположены объекты: удерживающее сооружение в виде подпорной стены ориентировочной длиной 16 м, удерживающее сооружение в виде подпорной стены ориентировочной длиной 10 м, трехэтажный объект капитального строительства с пристройкой, ориентировочной площадью застройки 41, 24 кв. м. При этом пристройка к трехэтажному объекту и подпорные стены выполнены в отсутствие соответствующего разрешения на строительство, реконструкцию, чем нарушены положения Правил землепользования и застройки муниципального образования города - курорта Сочи, утвержденные решением Городского Собрания Сочи 29 декабря 2009 года N 202.
Указанные обстоятельства явились основанием для предъявления администрацией требования о признании возведенных объектов самовольной постройкой, и возложении обязанности осуществить снос объектов, с аннулированием записи о государственной регистрации права.
Наряду с требованием о признании самовольной постройкой и сносе объекта капитального строительства - 3-х этажного объекта с пристройкой - администрацией также заявлено требование о признании самовольными постройками подпорных стен ориентировочной площадью 16 и 10 метров.
При новом апелляционном рассмотрении судом второй инстанции назначена повторная судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО "КубаньЮгЭкспертиза".
Как следует из заключения эксперта от 24 марта 2021 года N 202/2020, подпорная стена (объект N 1) расположена перпендикулярно к "адрес", а именно на юго-западной границе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес" и фактически является межевой границей с территорией земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес"
Согласно данным полученным в ходе проведения экспертного осмотра, исследуемая подпорная стена (объект N 1), расположенная на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402005:4, имеет следующие технические характеристики и конструктивное решение:
несущие конструкции - монолитные железобетонные, толщиной от 0, 24 м до 0, 30 м;
площадь застройки - 3, 10 кв. м.;
общая длина - 14, 12 м;
максимальная высота от уровня земной поверхности - 2, 00 м;
строительный объем надземной части - 7, 62 куб. м
Подпорная стена (объект N 2) имеет Г-образную форму, расположена перпендикулярно и параллельно к ул. Медовой, а именно: на юго-западной границе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и фактически является межевой границей с территорией земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес", конструкции подпорной стены (объекта N 2) неразрывно связаны с конструктивными элементами основного строения.
Согласно данным полученным в ходе проведения экспертного осмотра, исследуемая подпорная стена (объект N 2), расположенная на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" имеет следующие технические характеристики и конструктивное решение:
несущие конструкции - монолитные железобетонные, толщиной от 0, 18 м до 0, 30 м;
площадь застройки - 25, 60 кв. м.;
общая длина - 17, 95 м и 14, 59 м;
максимальная высота от уровня земной поверхности - 4, 60 м;
строительный объем надземной части - 28, 36 куб. м.
Подпорные стены (объект N 1 и N 2), расположенные на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" являются сооружениями, которые выполняют обслуживающую функцию, а именно: воспринимают горизонтальное давление и удерживают грунт при перепаде высотных отметок земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" "данные изъяты"
По результатам проведенных измерений установлено, что подпорная стена, обозначенная как объект N 1, имеет площадь застройки 3, 10 кв. м, из них 0, 80 кв. м расположено за пределами земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Подпорная стена, обозначенная как объект N 2, имеет площадь застройки 25, 60 кв. м, из них 1, 80 кв. м расположено за границами земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Подпорные стены (объект N 1 и N 2), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402005:4 являются объектами капитального строительства, обладают признаками недвижимого имущества, предусмотренными статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются цельным неразъемным сооружением, неразрывно связанным основанием, перемещение и (или) демонтаж и последующая сборка на новой площадке без несоразмерного ущерба их назначению и без изменения основных характеристик строений, невозможны.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 5.1 Решения Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202 (ред. от 30 апреля 2020 года) "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи", разрешение соответствующих органов на возведение спорных объектов - подпорных стен (объект N 1 и N 2), расположенных на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", не требуется.
Осуществить снос строений - подпорных стен (объект N 1 и N 2), расположенных на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" без причинения несоразмерного ущерба смежным объектам недвижимости и иному имуществу, а равно создания угрозы жизни и здоровью граждан, технологически не возможно.
На момент проведения экспертного осмотра, конструктивное решение подпорных стен (объект N 1 и N 2), расположенных на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" соответствует действующим требованиям строительных, санитарно-эпидемиологических, а также противопожарных норм и правил, предъявляемым к данной категории строений, кроме того, исследуемые объекты соответствуют требованиям градостроительных норм и правил и требованиям Решения Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи".
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (пункт 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Администрацией не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что спорные строения (подпорные стены ориентировочной площадью 16 и 10 метров) являются объектами недвижимого имущества, имеющими самостоятельное назначение. Спорные объекты выполняют обслуживающую функцию, а именно: воспринимают горизонтальное давление и удерживают грунт при перепаде высотных отметок земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"
Получение разрешения для строительства подпорных стен (проведения противооползневых мероприятий) как самостоятельного объекта, в силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется. Строительство подпорных стен не является этапом строительства, на который может быть выдано разрешение на строительство.
На основании экспертного исследования суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что снос спорного объекта влечет угрозу разрушения грунта земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", при сносе спорных подпорных стен могут пострадать выше и рядом расположенные строения.
Отсутствуют (администрацией не доказаны) и иные признаки самовольной постройки (пункт 1 статьи 222 ГК РФ).
Существенное нарушение градостроительных, строительных норм и правил при возведении объектов администрацией также не подтверждено. В связи недоказанностью администрацией заявленных требований (статья 56 ГПК РФ) суд апелляционной инстанции отказал органу местного самоуправления в удовлетворении иска в указанной части.
Приведенные администрацией в жалобе доводы подлежат отклонению как противоречащие фактическим обстоятельствам, установленным судом апелляционной инстанции при разрешении спора, и имеющимся в деле доказательствам. К выводу о недоказанности заявленных требований суд апелляционной инстанции пришел по результатам исследования (оценки) представленных сторонами доказательств. Неисполнение лицом, участвующим в деле, процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований (возражений), влечет для риск наступления последствий такого своего поведения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 марта 2012 года N 12505/11).
По смыслу пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" кассационный суд общей юрисдикции согласно части 3 статьи 390 ГПК РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи О.Н. Иванова
Т.А. Хаянян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.