Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1549/2021 (УИД: 75RS0001-02-2021-000801-66) по иску Серкова Вячеслава Ивановича к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, понуждении к действиям, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 22 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Рыжкиной Елены Ивановны, действующей по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Серков Вячеслав Иванович (далее - Серков В.И, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, ответчик) о признании действий незаконными, понуждении к действиям, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Серков В.И. указал, что является инвалидом "данные изъяты" группы "данные изъяты".
1 февраля 2018 г. Серков В.И. обратился в ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о направлении его на санаторно-курортное лечение.
Заявление Серкова В.И. было принято, он был зарегистрирован и поставлен на очередь для получения путевки. Однако до сих пор путевка Серкову В.И. не выделена.
Серков В.И, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать незаконным и необоснованным непредоставление ежегодной путевки на санаторно-курортное лечение, обязать ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации выделить ему и его сопровождающему путевку на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом до места назначения и обратно, взыскать с ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 22 марта 2021 г. исковые требования Серкова В.И. удовлетворены частично. На ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность организовать получение Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 1 февраля 2018 г. заявления о предоставлении государственной услуги. С ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Серкова В.И. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июля 2021 г. решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 22 марта 2021 г. частично изменено, абзац 2 резолютивной части изложен в следующей редакции: "Возложить на Государственное учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность после получения Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению 2017 года, организовать получение Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению Серкову В.И. по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 1 февраля 2018 г. заявления о предоставлении государственной услуги". В остальной части решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 22 марта 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 22 марта 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июля 2021 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец Серков В.И, сведений о причине неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Серков В.И. является инвалидом "данные изъяты" группы "данные изъяты", на основании Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи.
1 февраля 2018 г. Серков В.И. обратился в ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении ему путевки на санаторно-курортное лечение. Заявление Серкова В.И. зарегистрировано за N, Серков В.И. поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
В течение 2018 года путевка Серкову В.И. не предоставлена.
7 февраля 2019 г. Серков В.И. вновь обратился в ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Заявление Серкова В.И. зарегистрировано за N, Серков В.И. поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
В течение 2019 года путевка Серкову В.И. также не предоставлена.
Во исполнение вступившего в силу 5 ноября 2019 г. Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428, ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации актуализирована электронная очередь на получение санаторно-курортных путевок на 2020 год, вследствие чего в очереди от каждого получателя социальной услуги осталась только одна актуальная заявка.
ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации приняло во внимание заявление Серкова В.И. от 7 февраля 2019 г. Серков В.И. включен в списки граждан льготных категорий, состоящих на учете для обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания под N.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и необоснованным непредоставление ежегодной путевки на санаторно-курортное лечение ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что Серков В.И. на момент обращения в ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением уже состоял на очереди на получение социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, в связи с чем, право на получение путевки Серков В.И. не утратил.
В указанной части решение сторонами не обжалуется.
Разрешая исковые требования Серкова В.И. о возложении на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности выделить ему и его сопровождающему путевку на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом до места назначения и обратно, суд первой инстанции установив, что ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации при формировании электронной очереди не учло заявление Серкова В.И. о предоставлении ему социальной услуги от 1 февраля 2018 г, чем при формировании электронной очереди нарушило права Серкова В.И, пришел к выводу о возложении на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности организовать получение Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 1 февраля 2018 г. заявления о предоставлении государственной услуги.
Установив, что действиями ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации нарушены права Серкова В.И, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в его пользу компенсацию морального вреда. При определении суммы компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Серкова В.И. в 5 000 рублей, суд первой инстанции учел степень вины ответчика, характер нарушенных прав, объем причиненных Серкову В.И. нравственных страданий, данных о его личности, требования разумности и справедливости.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, в силу полномочий предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, приобщил к материалам дела ответ, представленный ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, из которого суд апелляционной инстанции установил, что Серков В.И. состоит в очереди для получения государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 2017 года, от данной путевки Серков В.И. не отказывался.
Установив, что услуга по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 2017 года не считается предоставленной и Серков В.И. сохраняет право на ее предоставление согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в соответствии с заявлением, поданным в 2017 году, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части возложения на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности по предоставлению Серкову В.И. по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с указанием на возложение на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности после получения Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению 2017 года, организовать получение государственной социальной услуги по предоставлению Серкову В.И. по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 1 февраля 2018 г. заявления о предоставлении государственной услуги.
В остальной части суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, действовавший до 1 сентября 2021 г. (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Действовавшим до 4 ноября 2019 г. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н был утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержал исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню, к таким основаниям относились: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент от 21 августа 2019 г. N 428), который действует с 5 ноября 2019 г.
С указанного периода заявки граждан, поступающие на обеспечение санаторно-курортным лечением граждан - получателей набора социальных услуг формируются в виде электронной очереди в информационной системе регионального отделения по дате и времени подачи заявления. Путевка на санаторно-курортное лечение выдается в соответствии с очередностью заявителя в электронной очереди (п. 63 Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428).
В п. 22 Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 содержится перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно абз. 3 под. "в" п. 22 Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Из п. 58 Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 следует, что результатом административной процедуры является: уведомление заявителя (по почте) об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа; учет заявления с присвоением ему номера в электронной очереди.
Согласно п. 59 Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 способом фиксации результата административной процедуры является уведомление заявителя (по почте) с присвоением исходящего (регистрационного) номера: об учете заявления в электронной очереди; об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа.
Таким образом из содержания Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 следует, что результатом предоставления государственной услуги является предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Следовательно, завершение календарного года как периода предоставления социальной услуги не может служить основанием для отказа в ее предоставлении.
Если гражданин, обратившийся в установленном порядке с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление, в том числе и за пределами календарного года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 2.4 определения от 11 мая 2012 г. N 817-О, установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.
Изложенное указывает на то, что Федеральный закон "О государственной социальной помощи" допускает возможность предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за пределами предусмотренного им срока.
В п. 2.3 определения от 3 апреля 2014 г. N 686-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. При этом, если гражданин в течение календарного года не был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Из анализа указанных нормативных правовых актов усматривается, что путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая в целях соблюдения равного обеспечения указанных лиц путевками формируется в базе регионального отделения согласно дате подачи заявления.
Повторные заявления граждан льготных категорий о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение приобщаются к материалам уже начатой административной процедуры, поскольку в случае, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но в течение календарного года не обеспечен такой путевкой, он сохраняет за собой право на ее получение.
В ином случае складывается ситуация, в которой таких заявлений может быть несколько (если в течение года подавать неоднократно) и заявитель будет находиться в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение в нескольких местах в нарушение прав иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, которые не обращались многократно с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Серков В.И. обращаясь в суд с требованием о возложении на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности выделить ему и его сопровождающему путевку на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом до места назначения и обратно ссылался на то, что 1 февраля 2018 г. обратился в ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о направлении его на санаторно-курортное лечение, заявление было принято, он был зарегистрирован и поставлен на очередь для получения путевки, но путевка по заявлению от 1 февраля 2018 г. не выделена.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 ст. 67 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).
Исходя из абз. 2 ч. 1 ст. 327, абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 (производство в суде апелляционной инстанции). Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований Серкова В.И, возражений ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление обстоятельств того, что по дате подачи какого заявления Серков В.И. на момент рассмотрения настоящего гражданского дела состоит на электронной очереди для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не выполнили предусмотренные приведенными выше положениями гражданского процессуального закона обязанности и, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данное обстоятельство в качестве юридически значимого фактически не устанавливали.
Суд первой инстанции, сославшись в обоснование вывода о частичном удовлетворении исковых требований Серкова В.И. на то, что ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации при формировании электронной очереди не учло заявление Серкова В.И. о предоставлении ему социальной услуги от 1 февраля 2018 г, чем нарушило права Серкова В.И, возложил обязанность на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации организовать получение Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 1 февраля 2018 г. заявления о предоставлении государственной услуги.
Суд апелляционной инстанции установив, что Серков В.И. состоит в очереди для получения государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 2017 года, пришел к выводу об изменении решения суда первой инстанции в части возложения на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности по предоставлению Серкову В.И. по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с указанием на возложение на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности после получения Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению 2017 года, организовать получение государственной социальной услуги по предоставлению Серкову В.И. по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 1 февраля 2018 г. заявления о предоставлении государственной услуги.
При этом судебными инстанциями не принято во внимание апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 21 октября 2020 г, которым на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность организовать получение Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 9 февраля 2017 г. заявления о предоставлении государственной услуги.
Кроме того, судебными инстанциями не учтены обстоятельства, установленные судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда при рассмотрении гражданского дела по иску Серкова В.И. к ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации о признании отказа незаконным, понуждении к действиям, компенсации морального вреда, о том, что во исполнение Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 при актуализации электронной очереди на получение санаторно-курортных путевок на 2020 год ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации приняло во внимание заявление Серкова В.И. от 7 февраля 2019 г, однако самое раннее по дате подачи являлось поданное Серковым В.И. заявления 9 февраля 2017 г, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда пришла к выводу о том, что в целях восстановления прав Серкова В.И. на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации подлежит возложение обязанности организовать получение Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 9 февраля 2017 г. заявления о предоставлении государственной услуги путем внесения соответствующих изменений в электронную очередь.
Между тем, ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в письменных возражениях на исковое заявление и в апелляционной жалобе ссылалось на то, что во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 октября 2020 г. направило Савкину В.И. уведомление о предоставлении государственной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 9 февраля 2017 г.
Кроме того, по запросу суда апелляционной инстанции ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации представило информацию о том, что Серков В.И. состоит в очереди для получения государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 2017 года, номер очереди на 7 июля 2021 г. - "данные изъяты".
Судебные инстанции в нарушение статей 67, 71 ГПК РФ не дали надлежащей правовой оценки приведенным ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации доводам и доказательствам в их обоснование, исходя из положений норм права, подлежащих применению по данному делу.
Возлагая обязанность на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации после получения Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению 2017 года, организовать получение государственной социальной услуги по предоставлению Серкову В.И. по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 1 февраля 2018 г. заявления о предоставлении государственной услуги, суд апелляционной инстанции фактически обязал ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Серкову В.И. путевку на санаторно-курортное лечение вне очереди, что в силу вышеприведенных норм, регулирующих спорные отношения, является недопустимым.
Ввиду изложенного вывод суда апелляционной инстанции о возложении обязанности на ГУ - Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации после получения Серковым В.И. государственной социальной услуги по предоставлению по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению 2017 года, организовать получение государственной социальной услуги по предоставлению Серкову В.И. по медицинским показаниям путевки на санаторно-курортное лечение с учетом поданного им 1 февраля 2018 г, а также решение суда первой инстанции о взыскании компенсации морального вреда и апелляционное определение об оставлении решения в указанной части без изменения не отвечают требованиям закона, сделаны с нарушением норм материального права, а также без установления имеющих значение для дела обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, поскольку они приняты при неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с нарушением норм процессуального права, что в силу ст. 379.7, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 22 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июля 2021 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд города Читы Забайкальского края.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.