Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бутковой Н.А, судей Головкиной Л.А, Шадриной Е.В, при секретаре Рунове Д.Ю, с участием прокурора Леонтьева С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-10/2021 по апелляционной жалобе Совета депутатов Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района на решение Челябинского областного суда от 16 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Совета депутатов Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 ноября 2017 года N 88 "Об утверждении генерального плана, Правил землепользования и застройки Долгодеревенского сельского поселения, границ деревни Шигаево Сосновского муниципального района Челябинской области" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Головкиной Л.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 ноября 2017 года N 88 утвержден Генеральный план, Правил землепользования и застройки Долгодеревенского сельского поселения, границ деревни Шигаево Сосновского муниципального района Челябинской области.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим вышеуказанного решения в части включения в границы населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Шершневского лесничества Долгодеревенского участкового лесничества, а именно:
деревня Урефты: в квартале 68 выдел 2 площадь 813 кв.м, выдел 5 площадь 9 кв.м, выдел 13 площадь 918 кв.м, выдел 10 площадь 352 кв.м;
село Большое Баландино: в квартале 83 выдел 15 площадь 519 кв.м, выдел 16 площадь 155 кв.м, выдел 17 площадь 1 253 кв.м; в квартале 84 выдел 29 площадь 2 348 кв.м, выдел 30 площадь 1433 кв.м, выдел 31 площадь 786 кв.м, выдел 40 площадь 2327 кв.м; в квартале 88 выдел 1 площадь 207 кв.м, выдел 2 площадь 1017 кв.м, выдел 3 площадь 819 кв.м, выдел 13 площадь 246 кв.м, выдел 23 площадь 528 кв.м, выдел 28 площадь 923 кв.м, выдел 57 площадь 507 кв.м, выдел 61 площадь 5 200 кв.м, выдел 63 площадь 2000 кв.м;
деревня Прохорово: в квартале 173 выдел 2 площадь 886 кв.м, выдел 5 площадь 3713 кв.м, выдел 6 площадь 1422 кв.м; в квартале 183 выдел 1 площадь 738 кв.м, выдел 2 площадь 1710 кв.м, выдел 3 площадь 57 кв.м, выдел 5 площадь 738 кв.м; в квартале 184 выдел 1 площадь 2847 кв.м, выдел 2 площадь 1073 кв.м, выдел 3 площадь 1311 кв.м, выдел 18 площадь 425 кв.м;
деревня Шигаево: в квартале 81 выдел 19 площадь 2 403 кв.м, выдел 20 площадь 6 056 кв.м, выдел 21 площадь 6 116 кв.м, выдел 22 площадь 102 кв.м, выдел 30 площадь 2 474 кв.м, выдел 31 площадь 34 кв.м, выдел 38 площадь 921 кв.м, выдел 40 площадь 5 147 кв.м, выдел 44 площадь 622 кв.м, выдел 48 площадь 813 кв.м, выдел 53 площадь 1 457 кв.м; в квартале 83 выдел 1 площадь 202 кв.м; выдел 19 площадь 275 кв.м, в квартале 134 выдел 22 площадь 639 кв.м; в квартале 161 выдел 2 площадь 740 кв.м; в квартале 162 выдел 4 площадь 254 кв.м; в квартале 163 выдел 1 площадь 1467 кв.м;
село Долгодеревенское: в квартале 78 выдел 17 площадь 3518 кв.м, выдел 35 площадь 1847 кв.м, выдел 40 площадь 521 кв.м, выдел 45 площадь 655 кв.м, выдел 47 площадь 2867 кв.м, выдел 49 площадь 3210 кв.м, выдел 50 площадь 4441 кв.м, выдел 51 площадь 159 кв.м, выдел 53 площадь 1485 кв.м, выдел 54 площадь 188 кв.м, выдел 55 площадь 3897 кв.м, выдел 56 площадь 1433 кв.м, выдел 60 площадь 3333 кв.м, выдел 61 площадь 4326 кв.м, выдел 69 площадь 806 кв.м; в квартале 79 выдел 1 площадь 2483 кв.м, выдел 3 площадь 1507 кв.м, выдел 5 площадь 238 кв.м, выдел 6 площадь 3440 кв.м, выдел 7 площадь 2 371 кв.м, выдел 8 площадь 2693 кв.м, выдел 9 площадь 590 кв.м, выдел 10 площадь 11607 кв.м, выдел 11 площадь 13376 кв.м, выдел 12 площадь 4548 кв.м, выдел 13 площадь 6680 кв.м, выдел 14 площадь 20868 кв.м, выдел 15 площадь 3768 кв.м, выдел 16 площадь 3131 кв.м, выдел 18 площадь 4677 кв.м, выдел 19 площадь 14868 кв.м, выдел 20 площадь 28 кв.м, выдел 21 площадь 4127 кв.м, выдел 22 площадь 1948 кв.м, выдел 23 площадь 17163 кв.м; в квартале 80 выдел 16 площадь 611 кв.м, выдел 20 площадь 3589 кв.м, выдел 23 площадь 1967 кв.м, выдел 26 площадь 1594 кв.м, выдел 28 площадь 1582 кв.м; в квартале 81 выдел 18 площадь 51 кв.м, выдел 19 площадь 16 кв.м, в квартале 97 выдел 1 площадь 43752 кв.м, выдел 26 площадь 4502 кв.м; в квартале 108 выдел 3 площадь 1103 кв.м, выдел 4 площадь 218 кв.м, выдел 6 площадь 4374 кв.м, выдел 7 площадь 11 кв.м, выдел 8 площадь 12768 кв.м, выдел 9 площадь 3934 кв.м, выдел 10 площадь 704 кв.м, выдел 11 площадь 3417 кв.м, выдел 12 площадь 2224 кв.м, выдел 34 площадь 1630 кв.м, выдел 39 площадь 1443 кв.м, выдел 40 площадь 809 кв.м, выдел 41 площадь 1266 кв.м, выдел 42 площадь 1520 кв.м, выдел 43 площадь 502 кв.м, выдел 45 площадь 29 кв.м; в квартале 109 выдел 1 площадь 1736 кв.м, выдел 2 площадь 7887 кв.м, выдел 3 площадь 8293 кв.м, выдел 4 площадь 8192 кв.м, выдел 5 площадь 4089 кв.м, выдел 6 площадь 235 кв.м, выдел 8 площадь 3400 кв.м, выдел 11 площадь 3917 кв.м, выдел 15
площадь 1001 кв.м, выдел 16 площадь 5546 кв.м, выдел 17 площадь 3103 кв.м, выдел 18 площадь 4512 кв.м, выдел 19 площадь 2177 кв.м, выдел 21 площадь 3107 кв.м, выдел 24 площадь 5200 кв.м; в квартале 131 выдел 1 площадь 3317 кв.м, выдел 2 площадь 8711 кв.м, выдел 5 площадь 123 кв.м, выдел 6 площадь 2301 кв.м, выдел 12 площадь 290 кв.м, выдел 23 площадь 249 кв.м, выдел 24 площадь 2113 кв.м; в квартале 132 выдел 1 площадь 4716 кв.м, выдел 2 площадь 2158 кв.м, выдел 3 площадь 1939 кв.м, выдел 4 площадь 411 кв.м, выдел 8 площадь 208 кв.м, выдел 10 площадь 1344 кв.м, выдел 37 площадь 4 кв.м, в квартале 133 выдел 1 площадь 482 кв.м.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решение Совета депутатов Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 ноября 2017 года N 88 принято с существенным нарушением действующего законодательства. В соответствии с заключением Поволжского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" на территории Долгодеревенского сельского поселения имеются земли лесного фонда, расположенные в кварталах 68, 78-81, 83-84, 88, 97, 108-109, 131-132, 134, 161-163, 173, 183-184 Долгодеревенского участкового лесничества Шершневского лесничества Челябинской области, общая площадь наложения земель населенного пункта на земли лесного фонда составляет 404176 кв.м.
Административный истец указывает, что спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы населенных пунктов только при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, однако оспариваемый нормативный правовой акт утвержден административным ответчиком без полученного в установленном порядке согласования уполномоченного органа о включении участков лесного фонда в границы населенных пунктов и изменении вида разрешенного использования участков лесного фонда, без принятия соответствующего решения.
Решением Челябинского областного суда от 16 февраля 2021 года административный иск удовлетворен, решение Совета депутатов Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 ноября 2017 года N 88 в оспариваемой части признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу (Т.3 л.д.94-102).
В апелляционной жалобе Совет Депутатов Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта в ЕГРН отсутствовали сведения об отнесении земель к землям, находящимся в ведении административного истца; административный истец не принял своевременно мер для внесения соответствующих сведений в ЕГРН; административный ответчик принял все возможные меры для проверки принадлежности спорных земель (Т.3 л.д.186-187).
Прокурором, участвующим в деле представлены возражения на апелляционную жалобу (Т.3 л.д.203-205).
Представители административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Изложенные в решении суда первой инстанции выводы о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме с соблюдением порядка проведения публичных слушаний и опубликования нормативного правового акта, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены имеющимися в деле доказательствами и не оспариваются сторонами по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического совмещения материалов лесоустройства Шершневского лесничества Долгодеревенского участкового лесничества с границами село Долгодеревенское, деревня Урефты, деревня Шигаево, деревня Прохорово, село Большое Баландино, Долгодеревенского сельского поселения, установлено включение в границы Долгодеревенского сельского поселения лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также уведомлением ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Челябинской области от 17 января 2019 года о наличии препятствий для внесения в ЕГРН сведений о границах Долгодеревенского участкового лесничества Шершневского участкового лесничества Челябинской области в связи с пересечением границ лесничества с землями населенных пунктов (Т.1 л.д.17-24, Т.2 л.д.50-56, Т.3 л.д.28-32, 80-81).
Лесные участи, расположенные в Челябинской области, Сосновский район, Долгодеревенское участковое лесничество Шершневского лесничества в кварталах 68, 78-81, 83-84, 88, 97, 108-109, 131-132, 134, 161-163, 173, 183-184 находятся в собственности Российской Федерации и имеют категорию - земли лесного фонда, границы лесных участков подтверждены картами-схемами, таксационными описаниями, выписками из ЕГРН (Т.2 л.д.12-49, 57-60, 242-252, Т.3 л.д.1-23).
Согласно части 8 статьи 24 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России в случаях, указанных: в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Из пунктов 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 следует, что федеральным органом, уполномоченным на рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а также на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции, является Рослесхоз, наделенный соответствующими полномочиями.
Каких-либо доказательств получения положительного заключения Рослесхоза по проекту генерального плана административный ответчик, на котором в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежало бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта, не представил.
Согласно ответа Рослесхоза от 6 августа 2019 года N АВ-02-46/14394 проект генерального плана Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района применительно ко всем населенным пунктам, на рассмотрение в Рослесхоз не поступал (Т.1 л.д.25-29).
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта генерального плана не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура его согласования, чем нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания решения Совета депутатов Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 ноября 2017 года N 88 не действующим в оспариваемой части.
Доводы административного ответчика о том, что спорные земельные участки в настоящее время находятся в собственности физических и юридических лиц, не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения, поскольку указанные обстоятельства не являются предметом рассматриваемого дела.
Судебная коллегия учитывает, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N238-О-О).
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не предпринимал каких-либо мер к установлению границ земельных участков лесного фонда на протяжении длительного времени, не является основанием для отказа в иске, поскольку административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим в силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации может быть подано в суд в течение всего срока его действия; при этом выбор одного из способов защиты прав принадлежит не суду, а административному истцу, в том числе порядок и сроки его реализации.
Вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом первой инстанции обосновано отклонен довод административного ответчика об отсутствии с границах населенных пунктов Долгодеревенского сельского поселения участков с категорией земель "земли лесного фонда", поскольку указанный довод опровергается выписками из ЕГРН, а при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Вопреки доводам жалобы оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; бремя доказывания между сторонами распределено верно; все юридически значимые по делу обстоятельства подтверждены доказательствами; выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.