Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанова В.Н., поданную на решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 11 декабря 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, в отношении Бабушкина В.Ю., УСТАНОВИЛ:
постановлением эксперта (контролера) 5 отдела УКПП НГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" *** от ** года, Бабушкин В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с названным постановлением должностного лица Бабушкиным В.Ю. подана жалоба в Басманный районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 11 декабря 2020 года постановление должностного лица изменено, действия Бабушкина В.Ю. переквалифицированы с ч. 4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы на ч. 2 ст.3.18.1 КоАП города Москвы с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд руководитель ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанов В.Н, полагает решение судьи районного суда о переквалификации действий Бабушкина В.Ю. с ч.4 ст.3.18.1 КоАП города Москвы на ч. 2 ст.3.18.1 КоАП города Москвы неправомерным, поскольку в рамках рассматриваемого дела Бабушкин В.Ю. осуществлял передвижение с аннулированным цифровым пропуском с использованием общественного транспорта - автобуса.
Руководитель ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" Султанов В.Н, Бабушкин В.Ю. в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы предусматривает административную ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также введением в городе Москве режима повышенной готовности Указом Мэра Москвы от 11.04.2020 N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве" утвержден Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве (далее также - Порядок оформления и использования цифровых пропусков).
В силу п. 3, 3.1 Порядка оформления и использования цифровых пропусков положения данного нормативно-правового акта Мэра Москвы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) с 15 апреля 2020 года возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств (в том числе транспорта общего пользования, включая железнодорожный транспорт и метрополитен, легковых и грузовых транспортных средств) подтверждается цифровым пропуском.
Пунктом 4 Порядка оформления и использования цифровых пропусков определено, что для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта граждане обязаны иметь при себе цифровой пропуск, оформленный в соответствии с настоящим Порядком, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Бабушкина В.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы послужило невыполнение им правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, выразившееся в использовании транспортного средства общего пользования - автобуса ** б/н *** по адресу: адрес 18 часов 00 минут ** года с недействительным цифровым пропуском, в нарушение приведенных выше требований Порядка оформления и использования цифровых пропусков.
Вместе с тем принятые по делу акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Указом Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" признан утратившим силу, в числе иных, обозначенный выше Указ Мэра Москвы от 11.04.2020 N 43-УМ.
Таким образом, приведенные выше положения Указа Мэра Москвы от 11.04.2020 N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве", невыполнение которых ** вменено Бабушкину В.Ю. по настоящему делу об административном правонарушении, утратили силу.
Сведения об исполнении Бабушкиным В.Ю. постановления о назначении административного наказания в материалах дела отсутствуют.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" и решение судьи Басманного районного суда г. Москвы, вынесенные в отношении Бабушкина В.Ю. о привлечении его к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП РФ, подлежат отмене. Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Изложенное в настоящем постановлении не противоречит правовой позиции, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021 (вопрос N 22).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 11 декабря 2020 года и постановление эксперта (контролера) 5 отдела УКПП НГПТ ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от ** года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в отношении Бабушкина В.Ю. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.