Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е.
судей Назарука М.В, Першакова Д.А.
при ведении протокола помощником судьи Байзаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС N 7 по ХМАО-Югре) к Аджиевой Х.А. о взыскании задолженности по налогам и пени, по апелляционной жалобе Аджиевой Х.А. на решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2021 года, которым постановлено:
взыскать с Аджиевой Х.А. в пользу МИФНС N 7 по ХМАО-Югре задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 15 047, 68 рублей, в том числе: налог - 14 842 рублей, пени - 205, 68 рублей.
Взыскать с Аджиевой Х.А. задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 472, 46 рублей, в том числе: налог - 466 рублей, пени - 6, 46 рублей.
Взыскать с Аджиевой Х.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 620, 81 рублей.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В, судебная коллегия
установила:
МИФНС N 7 по ХМАО-Югре обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила взыскать с Аджиевой Х.А. задолженность: по транспортному налогу за 2018 год в размере 14 842 рубля и пени - 205, 68 рублей, всего в размере 15 047, 68 рублей; по земельному налогу в размере 466 рублей и пени - 6, 46 рублей, всего в размере 472, 46 рублей. В обоснование требований указано, что Аджиева Х.А. состоит на учёте в Инспекции, является плательщиком земельного и транспортного налогов, поскольку имеет в собственности земельный участок и транспортные средства. В адрес налогоплательщика направлялись уведомление и требование. В связи с неисполнением в срок требований налогового органа, последний обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, 05.10.2020 года такой судебный приказ был отменён.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Аджиева Х.А. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает необоснованным взыскание задолженности по транспортному налогу, так как фактически транспортными средствами она не пользуется по причине их продажи, поджога, о чём она сообщала истцу. Полагает, в определении об отмене судебного приказа от 05.10.2020 года указан иной период взыскания налогов и иная сумма взыскания.
В письменных возражениях административный истец МИФНС N 7 по ХМАО-Югре указывает на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно абз.1 ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ставки и порядок уплаты транспортного налога установлены Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2002 года N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В силу п.1 ст.357, п.1 ст.358, п.1 ст.362 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (в том числе, автомобили и автобусы). Сумма налога исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с п.1, 3 ст.363, п.1 ст.360 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования городского округа города Пыть-Ях земельный налог введен решением Думы города Пыть-Яха от 22.09.2008 года N 330 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях".
Согласно положениям п.1 ст.388, п.1 ст.389 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, в том числе, земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу п.3 ст.396, п.1, 4 ст.397, п.1 ст.393 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п.2 ст.52 НК РФ налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа, а сам налог исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уведомления.
В силу статей 69, 70 НК РФ в случае выявления недоимки налоговый орган не позднее трёх месяцев со дня её обнаружения направляет налогоплательщику требование об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Статья 48 НК РФ указывает, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования обратиться в суд с заявлением о взыскании налога. Требование о взыскании налога может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно положениям ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п.3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5).
Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, с 05.06.2018 года зарегистрировано право собственности Аджиевой Х.А. на земельный участок с кадастровым номером (номер), расположенный по адресу (адрес)
Кроме того, на имя Аджиевой Х.А. в установленном порядке зарегистрированы следующие транспортные средства: с 18.09.2008 года - "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер), год выпуска 2003; с 14.03.2009 года - "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер), год выпуска 2001; с 18.08.2009 года - "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер), год выпуска 1992; с 28.08.2010 года - "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер), год выпуска 1997; с 30.05.2013 года - "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер), год выпуска 2004.
22.07.2019 года Аджиевой Х.А. было направлено налоговое уведомление N 34524879 от 10.07.2019 года об уплате земельного и транспортного налогов за 2018 год в срок до 02.12.2019 года.
14.02.2020 года, в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, МИФНС N 7 по ХМАО-Югре направила ответчику требование N 6409 от 07.02.2020 года об уплате в срок до 18.03.2020 года задолженности по транспортному налогу в размере 14 842 рубля и пени - 205, 68 рублей, по земельному налогу - в размере 466 рублей и пени - 6, 46 рублей.
Так как указанное требование было оставлено без исполнения, 11.08.2020 года МИФНС N 7 по ХМАО-Югре обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Пыть-Яхского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2020 года было постановлено взыскать с Аджиевой Х.А. недоимку по налогам за 2018 год: транспортный налог в размере 14 842 рубля и пени - 205, 68 рублей, земельный налог в размере 466 рублей и пени - 6, 46 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка N 2 Пыть-Яхского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2020 года указанный судебный приказ был отменён, в связи с поступлением возражений должника.
29.03.2021 года налоговый орган направил в суд почтовой связью настоящее исковое заявление.
Таким образом, административным истцом соблюден установленный порядок и срок обращения в суд с настоящим иском, заявленный им размер задолженности ответчика соответствует приведенным выше правовым нормам, проверен судом, правильность примененной методики и расчетов доказательствами не опровергнута.
Доказательства исполнения ответчиком обязанности по уплате взыскиваемых сумм суду не представлены.
Вместе с тем, проверив доводы жалобы об утрате (отчуждении) ответчиком отдельных из заявленных объектов налогообложения транспортным налогом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на основании п.3, 4 ч.2 ст.310 КАС РФ решение суда подлежит изменению в части.
В силу п.3 ст.3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
Согласно положениям ст.38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи (п.1). Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п.2).
Как выше указано, в соответствии со ст.ст.357, 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются (наряду с другим движимым имуществом) транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Налогоплательщиками такого налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
По смыслу приведенных законоположений в их системном единстве, в качестве объекта налогообложения транспортного налога признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: являющиеся транспортным средством, обладающим определенными физическими показателями; зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.128 и п.2 ст.130 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая движимое имущество.
Согласно п.1 ст.235, ст.454 ГК РФ право собственности прекращается, в частности, при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором (ст.ст.209, 210 ГК РФ). Действующее законодательство не возлагает на предыдущего собственника транспортного средства обязанности по несению бремени его содержания, в т.ч. бремени несения обязательств по уплате транспортного налога за период после отчуждения соответствующего транспортного средства.
Таким образом, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате транспортного налога за период, в котором транспортное средство ему не принадлежало или не существовало в натуре.
Аналогичное разъяснение изложено в п.43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.), а также в письмах Федеральной налоговой службы от 25 октября 2019 г. N БС-4-21/21862@, от 17 июля 2015 г. N СА-4-7/12693@.
Как подтверждается материалами дела, в т.ч. протоколом осмотра места происшествия от 05.03.2014 года, заключением специалиста по исследованию очага и причины пожара от 06.03.2014 года, постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела от 15.03.2014 года и от 03.09.2014 года, договором купли-продажи транспортного средства от 05.05.2014 года, обращением ответчика в МИФНС N 7 по ХМАО-Югре от 21.12.2017 г. (вх. 10.04.2018 г.), решением Сургутского городского суда от 11.07.2017 года, ответом УМВД по ХМАО-Югре от 18.10.2021 года, и иными доказательствами не опровергнуто, транспортное средство "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер), было уничтожено в результате пожара 05.03.2014 года; транспортное средство "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер), на основании договора купли-продажи от 05.05.2014 года было продано ответчиком в собственность иному лицу.
Об указанных обстоятельствах ответчик еще в 2018 году сообщил налоговому органу, представив подтверждающие документы.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что у административного ответчика в заявленный период отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога в отношении транспортных средств "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер), и "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер).
Как следует из ответов МИФНС N 7 по ХМАО-Югре суду апелляционной инстанции, начисление ответчику транспортного налога за 2018 год признано истцом некорректным, произведено уменьшение размера задолженности.
Таким образом, исходя из расчета налогового органа, общая сумма задолженности ответчика по транспортному налогу за 2018 год составит 4 405 рублей: в отношении "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер), - 455 рублей; "данные изъяты" CD, государственный регистрационный знак (номер), - 450 рублей; "данные изъяты", государственный регистрационный знак (номер), - 3 500 рублей.
Исходя из представленного налоговым органом расчета, размер пени на вышеуказанную сумму задолженности по транспортному налогу за период с 03.12.2019 года по 06.02.2020 года составит 61, 05 рублей.
Таким образом, общий размер задолженности ответчика по транспортному налогу за 2018 год подлежит уменьшению до 4 466, 05 рублей (4 405 руб. + 61, 05 руб.), решение суда в соответствующей части подлежит изменению.
Поскольку суду не представлены доказательства того, что иные транспортные средства, из числа заявленных истцом, были утрачены (отчуждены) ответчиком и в спорный период не являлись объектами налогообложения транспортным налогом, в удовлетворении жалобы в иной части следует отказать.
На основании ст.111 КАС РФ размер взыскиваемой с ответчика государственной пошлины подлежит уменьшению до 400 рублей.
Решение суда в иной части следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст.310 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
изменить решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2021 года в части удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Аджиевой Х.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, уменьшив общий размер подлежащей взысканию задолженности до 4 466, 05 рублей, в т.ч. размер налога - до 4 405 рублей, размер пени - до 61, 05 рублей.
Изменить указанное решение суда в части распределения судебных расходов, уменьшив размер взыскиваемой с Аджиевой Х.А. в доход местного бюджета государственной пошлины до 400 рублей.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи Назарук М.В.
Першаков Д.А.
Судья Старшинова Н.В. 1-ая инстанция дело N 2а-334/2021
2-ая инстанция дело N 33а-6300/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
19 октября 2021 года
г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е.
судей Назарука М.В, Першакова Д.А.
при ведении протокола помощником судьи Байзаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС N 7 по ХМАО-Югре) к Аджиевой Х.А. о взыскании задолженности по налогам и пени, по апелляционной жалобе Аджиевой Х.А. на решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2021 года, которым постановлено:
взыскать с Аджиевой Х.А. в пользу МИФНС N 7 по ХМАО-Югре задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 15 047, 68 рублей, в том числе: налог - 14 842 рублей, пени - 205, 68 рублей.
Взыскать с Аджиевой Х.А. задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 472, 46 рублей, в том числе: налог - 466 рублей, пени - 6, 46 рублей.
Взыскать с Аджиевой Х.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 620, 81 рублей.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В, руководствуясь ст.ст.177, 310 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
изменить решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2021 года в части удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Аджиевой Х.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, уменьшив общий размер подлежащей взысканию задолженности до 4 466, 05 рублей, в т.ч. размер налога - до 4 405 рублей, размер пени - до 61, 05 рублей.
Изменить указанное решение суда в части распределения судебных расходов, уменьшив размер взыскиваемой с Аджиевой Х.А. в доход местного бюджета государственной пошлины до 400 рублей.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи Назарук М.В.
Першаков Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.