Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего
Самойленко А.И, судей:
Романова В.С, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Шиловой Г.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-124/2021 по апелляционной жалобе представителя истца Бирюковой О.В. на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 г, которым отказано в удовлетворении иска Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ЕРЦ) к "данные изъяты" Гуселетову Алексею Сергеевичу о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Самойленко А.И, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, ЕРЦ обратился в гарнизонный военный суд с иском к Гуселетову о взыскании с него выплаченных ежемесячных надбавок "данные изъяты", а также премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с июня по декабрь 2016 г. в размере 148 740 руб. 34 коп. В обоснование иска представитель истца указала, что в соответствии с приказом "данные изъяты" Гуселетов с 1 июня 2016 г. полагался сдавшим дела и должность, в связи с чем названные выплаты ему по закону не полагались. Несмотря на это, ЕРЦ ввиду несвоевременного внесения кадровыми органами указанных сведений в единую базу данных, перечислил ответчику спорные надбавки и премию за период с июня по декабрь 2016 г.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель ЕРЦ, не соглашаясь с судебным решением, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на п.п. 1, 4 ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 14 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), указывает, что соответствующим приказом уполномоченного должностного лица было реализовано решение о сдаче ответчиком дел и должности и с 1 июня 2016 г. Гуселетов на воинской должности не состоял.
Со ссылкой на ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п.п. 38, 152, 153 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700, отмечает, что за период со дня освобождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, от исполнения обязанностей военной службы, ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет. Поскольку Гуселетов был освобождён от воинской должности, что подтверждается выпиской из приказа командира, то после сдачи дел и должности спорные выплаты ему не полагались.
Не соглашаясь с выводом суда об отсутствии счётной ошибки, полагает, что под счётной ошибкой в ходе начисления и перечисления денежного довольствия военнослужащим следует понимать совокупность записей в программном обеспечении, расходящихся с истинным значением (условием). Применительно к обстоятельствам дела - это начисление денежных средств на основании ошибочно внесённых записей в программе, при отсутствии соответствующих приказов об установлении надбавки. В условиях автоматизированного расчёта денежного довольствия счётная ошибка может быть сопряжена как с ошибкой технического характера, так и результатом неосторожных механических действий при введении исходной информации в персональную электронную вычислительную машину.
Со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определениях от 9 ноября 2017 г. N 2513-О, от 28 июня 2018 г. N 1533-О и от 27 сентября 2018 г. N 2308-О, отмечает, что толкование понятия счётной ошибки судебными органами производится с учётом фактических обстоятельств, связанных с порядком выплаты денежного довольствия с использованием программного обеспечения, в том числе особенностями работы единой базы данных по начислению (расчёту) денежного довольствия в СПО "Алушта".
Отмечает, что в период начисления ответчику спорной выплаты данный порядок регулировался Уставом Федерального казённого учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и Временным порядком "данные изъяты" согласно которым ответственность за заполнение полей "данные изъяты" Поэтому в результате счётной ошибки произведён неверный арифметический расчёт и необоснованно перечислены денежные средства.
Не соглашается с выводом суда об отсутствии у ответчика недобросовестности. Со ссылкой на приказы Министра обороны Российской Федерации "О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 29 мая 1999 г. N 333 и от 7 декабря 2013 г. N 878 полагает, что под недобросовестностью со стороны ответчика, применительно к обстоятельствам дела, следует понимать невыяснение военнослужащим правовой природы образования выплаченных ему денежных средств. Факт выплаты неположенных денежных сумм следовало установить посредством обращения к информации, размещенной в личном кабинете на официальном сайте Минобороны России, либо обращения к командиру с соответствующим рапортом.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу п.п. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53 "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).
Согласно п. 1 ст. 43 того же Федерального закона назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Согласно ст. 14 Положения военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.
В целях реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 г. N 3733 утверждён Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно п. 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Таким образом, прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и о зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности.
Согласно п. 4 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700, который действовал в период спорных правоотношений, денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 6 названного Порядка установлено, что денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок.
Как правильно установилсуд первой инстанции, ответчик, занимавший должность "данные изъяты"
Согласно сведениям из "данные изъяты", расчётным листкам, а также справке-расчету неположенных выплат за подписями заместителя начальника управления (расчетного) ЕРЦ и ведущего экономиста ЕРЦ, Гуселетову в период с июня по декабрь 2016 г. были установлены и выплачивались премия и надбавки "данные изъяты". Сумма излишне начисленного и выплаченного Гуселетову денежного довольствия, с учетом удержанного налога и взыскания с него 30 000 руб, составила 148 740 руб. 33 коп.
Таким образом, поскольку материалы дела не содержат сведений об освобождении Гуселетова от воинской должности до 30 декабря 2016 г, а также о зачислении его в распоряжение должностного лица либо о прекращении ранее назначенной выплаты, ответчик имел право на получение премии и надбавок по день издания приказа "данные изъяты" 30 декабря 2016 г.
Вопреки доводам жалобы, указание "данные изъяты" о сдаче Гуселетовым дел и должности с 1 июня того же года, исходя из приведённых норм, не является основанием для прекращения дополнительных выплат к денежному довольствию.
Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В силу ч.ч. 1, 2, 18, 20, 21 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Денежное довольствие состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся, в том числе премия и надбавки "данные изъяты".
Исходя из изложенного и, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 26 марта 2021 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Носаева", денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и соответственно все составные его части, включая названные надбавки и премию, являясь формой оплаты их труда, по смыслу п. 3 ст. 1109 ГК РФ представляет собой платёж, приравненный к заработной плате.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.
В силу приведённых норм спорные денежные средства подлежали бы возврату как неосновательное обогащение только в случае, если их получение ответчиком явилось следствием недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.
Однако таких обстоятельств по делу не установлено.
Исходя из положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, обязанность доказать факт недобросовестности ответчика или счётной ошибки лежит на лице, требующем возврата неосновательного обогащения.
Доказательств, подтверждающих, что получение ответчиком взыскиваемых денежных средств, связано с его недобросовестными действиями или умышленным сокрытием им обстоятельств, которые повлияли на выплату ему указанных денежных средств, не представлено.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе представителя истца, выплата ответчику произошла в результате несвоевременного издания приказов командованием, а не счетной ошибки.
Обстоятельства, приведённые в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.ст. 1102 и 1109 ГК РФ оснований для возврата денежных средств.
При таких данных решение суда первой инстанции является правильным, а апелляционная жалоба представителя истца по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 г. по иску Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" к Гуселетову Алексею Сергеевичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Бирюковой О.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.