Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-9/2021 по апелляционной жалобе Министерства инвестиционной политики Новгородской области на решение Новгородского областного суда от 2 июля 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Карпова И.М. к Правительству Новгородской области, Министерству инвестиционной политики Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Карпов И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил об установлении кадастровой стоимости находящихся у него в собственности объектов недвижимости, местоположение которых установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства:
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 43 827 +/- 366 кв. м, в размере 283 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 24 462 +/- 274 кв. м, в размере 158 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 60 047 +/- 429 кв. м, в размере 387 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 59 620 +/- 427 кв. м, в размере 385 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 101 684 +/- 558 кв. м, в размере 596 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 59 600 +/- 427 кв. м, в размере 384 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 59 598 +/- 427 кв. м, в размере 384 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 61 723 +/- 435 кв. м, в размере 398 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 50 031 +/- 391 кв. м, в размере 323 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 35 830 +/- 331 кв. м, в размере 231 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 66 485 +/- 451 кв. м, в размере 429 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 66 523 +/- 452 кв. м, в размере 429 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 66 513 +/- 451 кв. м, в размере 429 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 66 495 +/- 451 кв. м, в размере 429 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 66 533 +/- 451 кв. м, в размере 429 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 66 554 +/- 451 кв. м, в размере 429 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 66 561 +/- 451 кв. м, в размере 429 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 33 754 +/- 129 кв. м, в размере 218 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 85 144 +/- 274 кв. м, в размере 549 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 50 941 +/- 218 кв. м, в размере 329 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 49 235 +/- 155 кв. м, в размере 318 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 22 077 +/- 260 кв. м, в размере 142 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 36 677 +/- 335 кв. м, в размере 237 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 43 544 +/- 365 кв. м, в размере 281 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 2 287 +/- 84 кв. м, в размере 15 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 3 299 +/- 101 кв. м, в размере 21 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 22 102 +/- 260 кв. м, в размере 143 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 101 630 +/- 558 кв. м, в размере 656 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 91 070 +/- 528 кв. м, в размере 587 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 27 450 +/- 290 кв. м, в размере 177 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 17 186 +/- 229 кв. м, в размере 111 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 25 200 +/- 278 кв. м, в размере 163 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 11 969 +/- 191 кв. м, в размере 77 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 10 372 +/- 71 кв. м, в размере 67 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 92 063 +/- 212 кв. м, в размере 594 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 41 060 +/- 355 кв. м, в размере 265 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 86 540 +/- 515 кв. м, в размере 558 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 66 517 +/- 451 кв. м, в размере 429 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 47 301 +/- 381 кв. м, в размере 305 000 рублей.
В обоснование требований административный истец указал на нарушение его прав как плательщика земельного налога, поскольку используемая для исчисления налога кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная по состоянию на 1 января 2019 года постановлением Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 27 ноября 2019 года N29 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Новгородской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Новгородской области" в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 371 611 рублей 11 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 881 861 рубль 66 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 619 415 рублей 71 копейка; земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 586 566 рублей 60 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 822 550 рублей 12 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 585 028 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 584 874 рубля 14 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 748 350 рублей 39 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 848 884 рубля 83 копейки; земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 756 401 рубль 90 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 114 691 рубль 05 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 117 614 рублей 39 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 116 845 рублей 09 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 115 460 рублей 35 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 118 383 рубля 69 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 119 999 рублей 22 копейки; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 120 537
рублей 73 копейки; земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 596 695 рублей 22 копейки; земельного участка с кадастровым номером N в размере 6 550 127 рублей 92 копейки; земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 918 891 рубль 13 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 787 648 рублей 55 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 698 383 рубля 61 копейка; земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 821 561 рубль 61 копейка; земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 349 839 рублей 92 копейки; земельного участка с кадастровым номером N в размере 175 938 рублей 91 копейка; земельного участка с кадастровым номером N в размере 253 792 рубля 07 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 700 306 рублей 86 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 818 395 рублей 90 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 006 015 рублей 10 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 111 728 рублей 50 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 322 118 рублей 98 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 938 636 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 920 775 рублей 17 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 797 917 рублей 96 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 082 406 рублей 59 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 158 745 рублей 80 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 6 657 522 рубля 20 копеек; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 117 152 рубля 81 копейка; земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 638 865 рублей 93 копейки, не соответствует их реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости ООО Н." N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Новгородского областного суда от 2 июля 2021 года административные исковые требования Карпова И.М. к Министерству инвестиционной политики Новгородской области удовлетворены, кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена по состоянию на 1 января 2019 года в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером N в размере 881 799 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 535 962 рубля; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 214 150 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 207 305 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 960 468 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 206 900 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 206 860 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 961 027 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 793 492 рубля; земельного участка с кадастровым номером N в размере 585 821 рубль; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 332 359 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 333 121 рубль; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 133 382 рубля; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 133 075 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 133 722 рубля; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 134 080 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 134 199 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 610 610 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 419 350 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 888 920 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 781 852 рубля; земельного участка с кадастровым номером N в размере 443 306 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 598 569 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 699 752 рубля; земельного участка с
кадастровым номером N в размере 47 798 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 66 739 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 377 281 рубль; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 516 320 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 370 604 рубля; земельного участка с кадастровым номером N в размере 459 788 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 300 068 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 425 124 рубля; земельного участка с кадастровым номером N в размере 215 681 рубль; земельного участка с кадастровым номером N в размере 189 393 рубля; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 383 707 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 858 565 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 694 453 рубля; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 029 683 рубля; земельного участка с кадастровым номером N в размере 754 451 рубль. В удовлетворении административных исковых требований Карпова И.М. к Правительству Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области отказано. С Министерства инвестиционной политики Новгородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью " Л." взысканы судебные расходы за проведение повторной судебной оценочной экспертизы в размере 244 627 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство инвестиционной политики Новгородской области просит отменить решение суда в части взыскания с Министерство инвестиционной политики Новгородской области оплаты за проведение повторной судебной оценочной экспертизы в размере 244 627 рублей, поскольку судом не учтен тот факт, что административный ответчик, как орган утвердивший результаты кадастровой стоимости, не заявлял возражений относительно установления кадастровой стоимости спорных земельных участков, равной и рыночной стоимости, результаты определения рыночной стоимости земельных участков не оспаривал. Полагает, что разница между установленной рыночной стоимостью объекта недвижимости и кадастровой, определенной в результате массовой кадастровой оценки, укладывается в приемлемый диапазон отклонений результатов и не свидетельствует об ошибке, допущенной при определении кадастровой стоимости. Доказательств ошибочности определения кадастровой стоимости, отступления от правил кадастровой оценки никем не представлено.
От Правительства Новгородской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому судебные расходы подлежат отнесению на счет административного истца.
Представитель Карпова И.М. Павлов В.Н. в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Правительство Новгородской области, Министерство инвестиционной политики Новгородской области подали ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей названных органов, а также иных неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно материалам дела, Карпов И.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, местоположение которых установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства (выписки из Единого государственного реестра недвижимости том 1 л.д. 26-247; том 2 л.д. 1-12).
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость поименованных выше объектов недвижимости утверждена по состоянию на 1 января 2019 года постановлением Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 27 ноября 2019 года N29 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Новгородской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Новгородской области" и составляет: в отношении земельного участка с кадастровым номером N - 3 371 611 рублей 11 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 1 881 861 рубля 66 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 4 619 415 рублей 71 копейки; земельного участка с кадастровым номером N - 4 586 566 рублей 60 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 7 822 550 рублей 12 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 4 585 028 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 4 584 874 рублей 14 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 4 748 350 рублей 39 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 3 848 884 рублей 83 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 2 756 401 рублей 90 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 5 114 691 рублей 05 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 5 117 614 рублей 39 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 5 116 845 рублей 09 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 5 115 460 рублей 35 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 5 118 383 рублей 69 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 5 119 999 рублей 22 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 5 120 537 рублей 73 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 2 596 695 рублей 22 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 6 550 127 рублей 92 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 3 918 891 рублей 13 копеек; земельного участка с
кадастровым номером N - 3 787 648 рублей 55 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 1 698 383 рублей 61 копейки; земельного участка с кадастровым номером N - 2 821 561 рубля 61 копейки; земельного участка с кадастровым номером N - 3 349 839 рублей 92 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 175 938 рублей 91 копейки; земельного участка с кадастровым номером N - 253 792 рублей 07 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 1 700 306 рублей 86 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 7 818 395 рублей 90 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 7 006 015 рублей 10 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 2 111 728 рублей 50 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 1 322 118 рублей 98 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 1 938 636 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 920 775 рублей 17 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 797 917 рублей 96 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 7 082 460 рублей 59 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 3 158 745 рублей 80 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 6 657 522 рублей 20 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - 5 117 152 рублей 81 копейки; земельного участка с кадастровым номером N - 3 638 865 рублей 93 копеек (выписки из Единого государственного реестра недвижимости том 1 л.д. 26-247; том 2 л.д. 1-12), на момент рассмотрения дела является действующей. Сведения об утвержденной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 января 2020 года
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, юридические и физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки в судебном порядке, при этом закон не связывает возможность реализации данного права с позицией органов исполнительной власти, а также с обоснованностью размера налоговых платежей.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости ООО " Н." N от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года составляла: земельного участка с кадастровым номером N - 283 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 53:17:0221701:30 - 158 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 387 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 385 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 596 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 384 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 384 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 398 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 323 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 231 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 429 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 429 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 429 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 429 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 429 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 429 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 429 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 218 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 549 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 329 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 318 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 142 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 237 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 281 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 15 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 21 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 143 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 656 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N -
587 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 177 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 111 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 163 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 77 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 67 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 594 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 265 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 558 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 429 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 305 000 рублей.
Поскольку у суда первой инстанции имелись сомнения в возможности принятия в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости, судом в порядке статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением суда от 18 декабря 2020 года эксперту ООО А" была назначена судебная оценочная экспертиза.
Экспертным заключением ООО " А" N б/н от 20 февраля 2021 года было установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета, которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости. Одновременно экспертом определена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Допросив в судебном заседании эксперта ООО " А" Л.О.Ю., выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о несоответствии заключения требованиям статей 77-79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральному закону от 31 мая 2001 года N7-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в связи с чем определением Новгородского областного суда от 25 марта 2021 года судом, в порядке статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперту ООО " Л." была назначена повторная судебная оценочная экспертиза.
Экспертным заключением ООО " Л." N б/н от 1 июня 2021 года было установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета, которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере: земельного участка с кадастровым номером N, в размере 881 799 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 535 962 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 214 150 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 207 305 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 960 468 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 206 900 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 206 860 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 961 027 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 793 492 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 585 821 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 332 359 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 333 121 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 133 382 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 133 075 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 133 722 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 134 080 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 134 199 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 610 610 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 419 350 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 888 920 рублей; земельного участка с кадастровым номером N77, в размере 781 852 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 443 306 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 598 569 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 699 752 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 47 798 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 66 739 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в
размере 377 281 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 516 320 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 370 604 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 459 788 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 300 068 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 425 124 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 215 681 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 189 393 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 383 707 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 858 565 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 694 453 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 1 029 683 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, в размере 754 451 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости на основании заключения повторной экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что оно соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованный метод оценки (сравнительный подход) и проведенные расчеты, обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов, иные сведения, имеющие существенное значение. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет специальное высшее образование, квалификационный аттестат, членство в СРО, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
В части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на дату оценки решение суда не оспорено, доводов о несогласии с размером рыночной стоимости апелляционная жалоба не содержит.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) и пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28).
В случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначается экспертиза (часть 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 23 Постановления N 28).
Поскольку у суда первой инстанции имелись сомнения в возможности принятия в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, представленного административным истцом отчёта об оценке рыночной стоимости и заключения, подготовленного ООО А", определением Новгородского областного суда от 25 марта 2021 ООО " Л." была назначена повторная судебная оценочная экспертиза.
Согласно калькуляции стоимости работ по проведению судебной оценочной экспертизы, счету на оплату N 244 от 31 мая 2021 года стоимость проведения экспертизы в отношении 39 объектов недвижимости составила 244 627 рублей.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьей 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу издержек, связанных с рассмотрением административного дела, отнесены, в числе прочего, суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления N 28, с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, подлежит разрешению в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Названным пунктом предусмотрено, что в случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объектов недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" указал, что возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Таким образом, для правильного разрешения вопроса о распределении судебных расходов между сторонами по данной категории дел суду необходимо установить соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по соответствующему налогу) объекта недвижимости, а также укладывается ли допущенное расхождение установленной кадастровой стоимости с рыночной стоимостью объекта недвижимости в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
По смыслу пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N263, значимым с точки зрения государственной кадастровой оценки диапазон отклонений составляет 30 %.
Обратившись в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости, административный истец реализовал своё право, предусмотренное статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на приведение кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в соответствие с их рыночной стоимостью с учётом индивидуальных характеристик этих объектов. Вместе с тем, в силу вышеназванного указанное обстоятельство не является безусловным основанием для отнесения судебных расходов на счет административного истца.
Из материалов административного дела усматривается, что кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит снижению: земельного участка с кадастровым номером N с 3 371 611 рублей 11 копеек до 881 799 рублей (73, 9%); земельного участка с кадастровым номером N с 1 881 861 рубля 66 копеек до 535 962 рублей (71, 6%); земельного участка с кадастровым номером N с 4 619 415 рублей 71 копейки до 1 214 150 рублей (73, 8%); земельного участка с кадастровым номером N с 4 586 566 рублей 60 копеек до 1 207 305 рублей (73, 7%); земельного участка с кадастровым номером N с 7 822 550 рублей 12 копеек до 1 960 468 рублей (75%); земельного участка с кадастровым номером N с 4 585 028 рублей до 1 206 900 рублей (73, 7%); земельного участка с кадастровым номером N с 4 584 874 рублей 14 копеек до 1 206 860 рублей (73, 7%); земельного участка с кадастровым номером N с 4 748 350 рублей 39 копеек до 961 027 рублей (79, 8%); земельного участка с кадастровым номером N с 3 848 884 рублей 83 копеек до 793 492 рублей (79, 4%); земельного участка с кадастровым номером N с 2 756 401 рублей 90 копеек до 585 821 рублей (78, 8); земельного участка с кадастровым номером N с 5 114 691 рублей 05 копеек до 1 332 359 рублей (74%); земельного участка с кадастровым номером N с 5 117 614 рублей 39 копеек до 1 333 121 рублей (74%); земельного участка с кадастровым номером N с 5 116 845 рублей 09 копеек до 1 133 382 рублей (77, 9%); земельного участка с кадастровым номером N с 5 115 460 рублей 35 копеек до 1 133 075 рублей (77, 9%); земельного участка с кадастровым номером N с 5 118 383 рублей 69 копеек до 1 133 722 рублей (77, 9%); земельного участка с кадастровым номером N с 5 119 999 рублей 22 копеек до 1 134 080 рублей (77, 9%); земельного участка с кадастровым номером N с 5 120 537 рублей 73 копеек до 1 134 199 рублей (77, 9%); земельного участка с кадастровым номером N с 2 596 695 рублей 22 копеек до 610 610 рублей (76, 5%); земельного участка с кадастровым номером N с 6 550 127 рублей 92 копеек до 1
419 350 рублей (78, 4%); земельного участка с кадастровым номером N с 3 918 891 рублей 13 копеек до 888 920 рублей (77, 4%); земельного участка с кадастровым номером N с 3 787 648 рублей 55 копеек до 781 852 рублей (79, 4%); земельного участка с кадастровым номером N с 1 698 383 рублей 61 копейки до 443 306 рублей (73, 9%); земельного участка с кадастровым номером N с 2 821 561 рубля 61 копейки до 598 569 рублей (78, 8%); земельного участка с кадастровым номером N с 3 349 839 рублей 92 копеек до 699 752 рублей (79, 2%); земельного участка с кадастровым номером N с 175 938 рублей 91 копейки до 47 798 рублей (72, 9%); земельного участка с кадастровым номером N с 253 792 рублей 07 копеек до 66 739 рублей (73, 8%); земельного участка с кадастровым номером N с 1 700 306 рублей 86 копеек до 377 281 рублей (77, 9%); земельного участка с кадастровым номером N с 7 818 395 рублей 90 копеек до 1 516 320 рублей (80, 7%); земельного участка с кадастровым номером N с 7 006 015 рублей 10 копеек до 1 370 604 рублей (80, 5%); земельного участка с кадастровым номером N с 2 111 728 рублей 50 копеек до 459 788 рублей (78, 3%); земельного участка с кадастровым номером N с 1 322 118 рублей 98 копеек до 300 068 рублей (77, 4%); земельного участка с кадастровым номером N с 1 938 636 рублей до 425 124 рублей (78, 1%); земельного участка с кадастровым номером N с 920 775 рублей 17 копеек до 215 681 рублей (76, 6%); земельного участка с кадастровым номером N с 797 917 рублей 96 копеек до 189 393 рублей (76, 3%); земельного участка с кадастровым номером N с 7 082 460 рублей 59 копеек до 1 383 707 рублей (80, 5%); земельного участка с кадастровым номером N с 3 158 745 рублей 80 копеек до 858 565 рублей (72, 9%); земельного участка с кадастровым номером N с 6 657 522 рублей 20 копеек до 1 694 453 рублей (74, 6%); земельного участка с кадастровым номером N с 5 117 152 рублей 81 копейки до 1 029 683 рублей (79, 9); земельного участка с кадастровым номером N с 3 638 865 рублей 93 копеек до 754 451
рублей (79, 3%).
Удовлетворяя заявление ООО "Аудиторская фирма "ЛИВ и К" и возлагая обязанность по оплате за проведение повторной судебной оценочной экспертизы на административного ответчика Министерства инвестиционной политики Новгородской области, суд первой инстанции исходил из того, что разница между признанной экономически обоснованной рыночной стоимостью объектов недвижимости и их кадастровой стоимостью составляет более 70%; установленный диапазон расхождения размера кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости нельзя признать допустимым по смыслу, изложенному в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации. Названная разница сама по себе свидетельствует о наличии явных ошибок формирования методики определения кадастровой стоимости или ее применения к конкретному объекту недвижимости.
Установленное отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости объектов недвижимости лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований и не требует представления в материалы дела дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объектов недвижимости.
Ссылки административного ответчика на несущественность отклонения кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта не основаны на положениях действующего законодательства и должным образом не мотивированы.
При установленной значительной разнице стоимости объектов (более чем в 2 раза) соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом при рассмотрении дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости существенного значения не имеет.
Поскольку кадастровая стоимость поименованных выше объектов недвижимости была утверждена постановлением Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 27 ноября 2019 года N29 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Новгородской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Новгородской области", судебные расходы по административному делу, связанные с пересмотром кадастровой стоимости данных объектов недвижимости в размере 244 627 рублей, обоснованно взысканы с Министерства инвестиционной политики Новгородской области.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к несогласию с изложенными в решении относительно взыскания судебных расходов выводами суда и не могут повлечь отмену состоявшегося решения.
При таком положении судебная коллегия находит решение Новгородского областного суда от 2 июля 2021 года законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новгородского областного суда от 2 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства инвестиционной политики Новгородской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.