Кассационный военный суд в составе председательствующего Иванова В.В., судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Семенец М.К., в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-92/2021 по кассационной жалобе представителя административных истцов Федорченко Александра Александровича на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 6 апреля 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 30 июня 2021 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N.1 "звание" Максимова Руслана Павловича и Максимовой Юлии Олеговны об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. "данные изъяты") федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье") в части указания даты постановки административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Яковлева И.А, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного искового заявления Максимова Р.П. и Максимовой Ю.С. об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. "данные изъяты") ФГКУ "Югрегионжилье" от 4 сентября 2020 г. в части указания даты постановки административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, 18 июня 2020 г. вместо 16 января 2006 г.
В кассационной жалобе, поданной 13 августа 2021 г, представитель административных истцов Федорченко А.А, полагая, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, настаивает на отмене принятых судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование этого автор жалобы анализирует установленные по делу обстоятельства, содержание статьи 54 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 1 и части 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "данные изъяты" "данные изъяты", пункта 5 статьи 2 и статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указа Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту", "данные изъяты" пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), "данные изъяты", а также иных нормативно-правовых актов "данные изъяты".
При этом автор жалобы утверждает, что принятие административных истцов в 2006 году на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах "данные изъяты" не оспорено и незаконным не признавалось.
Кроме того, по утверждению представителя Федорченко А.А, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 г. N 428, законодательство Российской Федерации не связывает сохранение за военнослужащими права на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении с количеством выслуги лет.
Таким образом, автор жалобы полагает, что Максимов Р.П, являясь военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и имея выслугу более 20 лет, а также его супруга Максимова Ю.О, чьи права являются производными от прав самого военнослужащего, имеют право на обеспечение жилым помещением от государства.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Как установлено судами и подтверждается материалами административного дела, Максимов Р.П. с 2000 года проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах "данные изъяты" на территории Республики "данные изъяты" и города "данные изъяты".
В марте 2014 года административный истец заключил первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации и относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Согласно сообщению "данные изъяты" квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. Максимов Р.П. с 16 января 2006 г. находился на квартирном учете в "данные изъяты" гарнизоне при войсковой части N 2..
17 июня 2020 г. административный истец обратился в 1-ый отдел ФГКУ "Югрегионжилье" с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в городе "данные изъяты".
Решениями начальника 1-го отдела ФГКУ "Югрегионжилье" от 4 сентября 2020 г. и от 19 февраля 2021 г. Максимов Р.П. с составом семьи... человека приняты на жилищный учет по избранному месту жительства с 18 июня 2020 г.
Считая свои права нарушенными, административный истец Максимов Р.П. через представителя Федорченко А.А. оспорил в судебном порядке решение начальника 1-го отдела ФГКУ "Югрегионжилье" от 4 сентября 2020 г. в части указания даты постановки его на учет и просил изменить ее на 16 января 2006 г.
Правильно установив по делу все обстоятельства, применив нормы материального и процессуального права, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями договора между Российской Федерацией и Республикой "данные изъяты" от 18 марта 2014 г. "данные изъяты", содержанием указа Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 147 "данные изъяты", указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2014 г. N 164 " "данные изъяты"", указа Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту", а также пунктом 1 части 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пунктом 11 вышеназванной Инструкции, пришли к обоснованному выводу об отсутствии установленных законодательством Российской Федерации оснований для удовлетворения заявленных требований и изменении даты постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на 16 января 2006 г, т.к. на указанную дату Максимов Р.П. правом на обеспечение его жилым помещением согласно требованиям российского законодательства не имел.
При этом ссылка представителя административных ответчиков Федорченко А.А. в кассационной жалобе на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям законодательства "данные изъяты", противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства Российской Федерации.
В свою очередь, жилищные права административного истца Максимовой О.Ю, являющейся членом семьи военнослужащего Максимова Р.П, являются производными от прав самого военнослужащего и не подлежат рассмотрению отдельно от них. Таким образом, Максимова О.Ю. не может являться самостоятельным субъектом жилищных правоотношений с уполномоченными органами военного ведомства.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба представителя административных истцов Федорченко А.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 177 и 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 6 апреля 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 30 июня 2021 г, принятые по административному исковому заявлению Максимова Руслана Павловича и Максимовой Юлии Олеговны, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административных истцов Федорченко Александра Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.